Стадии работы над словом как единицей фонетики, лексики, грамматики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ Краткое содержание: Задачи обучения лексике в практическом курсе русского языка для иностранцев. Характеристика лексического состава русского языка. Особенности лексики как объекта лингводидактического описания. Проблема отбора и минимизации лексики. Основные критерии отбора. Лексические минимумы для разных этапов и категорий учащихся. Работа над лексикой на начальном этапе. Связь с грамматикой. Формирование лексико-грамматических навыков. Связь с развитием речи. Тематическая группировка слов. Лексика - это совокупность слов какого-либо языка. Лексика современного русского языка насчитывает сотни тысяч слов, разнообразных по значению, происхождению, стилистической окраске и употреблению, частеречной принадлежности и грамматическим признакам. Если в фонетике и грамматике языковой материал обозрим и можно установить системные связи и отношения между составляющими единицами, то вопрос о системности лексики до сих пор остается дискуссионным. Лексические единицы вступают в связи и отношения с другими словами не единообразно и избирательно: одни образуют антонимические пары, другие синонимические ряды, третьи - лексико-семантические объединения. Лексический материал огромен и разнообразен. Он постоянно пополняется новыми словами за счет развития многозначности, метафоризации, заимствований; по этим причинам четкая и однозначная систематизация словарного состава языка затруднительна. Проблемы описания лексики в целях ее преподавания в иностранной аудитории и организации лексической работой определяется необозримостью словаря, неисчислимостью его единиц, многообразием и нерегулярностью связей и отношений между разными словами, сочетанием лексического и грамматического в слове.
Общение на иностранном языке не может осуществляться без наличия у учащегося определенного запаса слов и умения пользоваться ими в устной и письменной речи. Поэтому работе над лексикой на всех этапах обучения русскому языку отводится исключительно большое место, при этом на разных этапах она имеет преимущественные задачи и организуется на разных принципах. Одна из первостепенных задач описания лексики в учебных целях - определение объема и состава словаря, необходимого для общения на иностранном языке, для решения коммуникативных задач в актуальных сферах и ситуациях. Это задача отбора и минимизации лексики, создания рационально ограниченного учебного словаря, т.е. лексического минимума. Лексический минимум - это совокупность словарных единиц, которые усваивает учащийся за определенный период времени; его объем максимален с точки зрения возможностей учащегося и учебного времени и минимален с точки зрения системы языка (не разрушающий ее и позволяющий пользоваться языком как практическим средством общения). Минимумы включают материал, который учащиеся должны усвоить к определенному сроку, обозначенному программой. Отбирая лексику для минимума или учебного пособия, составители руководствуются рядом критериев, основными из которых являются следующие: - употребительность слова - его встречаемость в разных сферах общения – обиходно бытовой, учебно-профессиональной, социокультурной, общественно-политической; - словообразовательная ценность - словообразовательные возможности, распространенность корней. В минимум включаются лишь наиболее продуктивные в словообразовательном отношении слова, от которых с помощью аффиксов можно образовать наибольшее количество слов; - широкая сочетаемость слова - способность употребляться в сочетании с большим кругом слов;
- стилистическая нейтральность - способность слова функционировать в разных стилях; - тематическая ценность слова - востребованность лексической единицы для общения в определенных ситуациях на определенные темы; -страноведческая и культуроведческая ценность - критерий, предполагающий, что отбираемые слова помогут учащимся ознакомиться с географией, историей, культурой, традициями, обычаями и реалиями страны изучаемого языка. Перечисленные критерии соотносятся друг с другом, наиболее употребительные слова обладают широкой сочетаемостью, тематически ценные слова, как правило, употребительны. Для разных этапов обучения отбирается разное количество слов и создаются разные минимумы. Так, минимум начального этапа, который соотносится с базовым уровнем владения языком, включает 1300 единиц, минимум для среднего этапа (первый сертификационный уровень) - 2300. Без овладения определенным словарным запасом невозможно ни понимание речи на иностранном языке, ни выражение собственных мыслей. Овладеть иноязычной лексикой - это значит усвоить значение и форму лексических единиц, входящих в минимум; научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении; научиться пользоваться ими в продуктивных видах речевой деятельности. Таким образом, лексика нужна как для осуществления продуктивной речевой деятельности (говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). В задачи обучения лексике входит формирование продуктивных и рецептивных лексических навыков. Рецептивные лексические навыки - это навыки узнавания и понимания лексических единиц в рецептивных видах речевой деятельности, при аудировании и чтении. Продуктивные - это навыки правильного словоупотребления в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации. Уже во вводно-фонетическом курсе учащийся узнает некоторое количество слов, разных по значению и относящихся к разным частям речи. В зависимости от объема курса в нем может быть от 350 до 500 слов. Фонетический курс не ставит задачей формирование лексических навыков, поэтому в нем нет ни тематической, ни лексико-семантической группировки слов. Слова, включенные в уроки курса, являются
материалом для постановки звуков, отработки ритмики слова и интонации. Они подбираются по критерию наличия в них отрабатываемого фонетического явления. Далее лексика вводится и постепенно накапливается в лексико-грамматическом курсе, составляющем основу начального этапа обучения русскому языку. Основная цель работы над лексикой на начальном этапе - формирование словаря, необходимого и достаточного для решения задач: - элементарного общения в учебной и обиходно-бытовой сфере; - обеспечения лексического наполнения изучаемых грамматических явлений; - формирования первичных речевых умений в аудировании и говорении, чтении и письме. На начальном этапе необходима строгая минимизация лексики, включающая ограничение многозначности и синонимии. Это значит, что слово вводится в одном-двух главных значениях, например: свежие продукты, свежие газеты; а из синонимического ряда выбирается слово-доминанта, стилистически нейтральное и обладающее самой широкой сочетаемостью, например, из ряда сильный, мощный, могучий отбирается только прилагательное сильный. Последовательность введения лексических единиц и их дозировка определяются тесной связью с обучением грамматике. Формирование грамматических навыков возможно на достаточном и специально отобранном лексическом материале. Например, для того чтобы научить выражать направление движения, необходимо не только усвоить форму - винительный падеж с предлогами в и на, но и освоить необходимые лексические единицы, называющие движение - глаголы идти, ходить, ехать, ездить, летать, плыть и др., и существительные, называющие место как цель движения - магазин, банк, театр, цирк, университет, зал, бассейн, стадион, школа, выставка, деревня и др. Параллельно с формированием лексико-грамматических навыков и на их основе формируются первичные речевые умения, т.е. такие умения читать, понимать устную речь и реагировать на нее, которые ограничиваются изученным языковым и тематическим материалом. Обучение речи на данном этапе организуется на основе речевых тем. Тема понимается как предмет речи и отдельного предложения-высказывания, и развернутого дискурса. В преподавании русского
языка иностранцам тематический принцип организации как учебных материалов, так и учебного процесса в целом признается ведущим. Вначале темы достаточно элементарны, связаны с обиходно-бытовой и учебной сферой, такие как "Класс, аудитория", "Дом, комната", "Семья", "Мой друг", "Урок, учеба", "Мой день", "Магазин, покупки", "Мое любимое занятие" и др. Каждая речевая тема реализуется соответствующими языковыми единицами и прежде всего лексическими. Тема диктует отбор определенных слов и словосочетаний, необходимых для "разговора" на данную тему. Например, при обсуждении здоровья и визита к врачу, необходим круг таких слов, как болеть / заболеть, пойти, спросить, рассказать, послушать, выписать рецепт, поликлиника, кабинет, врач, медсестра, лекарство, а также названия различных частей тела: ухо, глаз, горло, сердце, живот, рука, нога, зуб. Таким образом, словарь учащихся пополняется и группируется тематически, хотя значительная часть лексических единиц - слова с широким значением будут употребляться в текстах на разные темы. В учебных материалах для начального этапа одни и те же слова содержатся и в текстах, и в лексико-грамматических упражнениях, и в различных речевых заданиях. Высокая повторяемость лексических единиц способствует их прочному запоминанию и активизации в речи. Сформированный на данном этапе словарь составляет основу для лексической работы на последующих этапах.
СТАДИИ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ КАК ЕДИНИЦЕЙ ФОНЕТИКИ, ЛЕКСИКИ, ГРАММАТИКИ Краткое содержание: Стадии работы над словом - введение, закрепление и активизация в речи. Способы раскрытия значения новых слов. Указание на сочетаемость слов, их морфологические особенности и синтаксические функции. Активный, пассивный и потенциальный словарь учащихся, их соотношение на разных этапах обучения. Количественные параметры активного (продуктивного) словаря, необходимого для устного общения, и рецептивного словаря для чтения. Работа над лексикой на среднем этапе. Слово считается основной единицей языка. Слово - это языковой комплекс, образованный ударением, обладающий значением и относящийся к какому-либо классу слов (части речи). Это значит, что слово является одновременно единицей фонетики, лексики и грамматики, и работа над словом в иностранной аудитории носит комплексный характер. В этой работе традиционно выделяют три стадии - введение, закрепление и активизация лексической единицы в речи.
Стадии работы над словом введение закрепление активизация в речи На стадии введения слово получает всестороннюю характеристику. Прежде всего у учащихся должен сложиться звуковой облик слова, для чего оно должно быть неоднократно произнесено преподавателем, должен сложиться и графический облик слова, для этого учащиеся должны увидеть слово, прочитать и записать его. При этом необходимо указать на особенности произнесения слова, например, на редукцию гласной о кно (акн’o), в е сна (в'исн’a), на оглушение согласного са д (сат), ска з ка (скаска), на произнесение буквосочетаний, например в слове ле тч ик как долгого (ч'), в слове прие зж ать как долгого, мягкого (ж'). Следует обратить внимание на расхождения в звучании и написании слова, это поможет правильно воспроизводить слово на письме. Следующий шаг - раскрытие значения слова, или семантизация. Применяются различные способы, такие как перевод и несколько беспереводных способов: наглядность, словообразовательный анализ, толкование (объяснение), включение в контекст, подбор синонимов, антонимов, а также их комбинации. Выбор того или иного способа определяется типом лексической единицы, а также объемом словаря учащегося, на который можно опереться на данном этапе обучения. Так, с помощью наглядности - демонстрации предмета или рисунка можно раскрыть значение существительных, называющих конкретный предмет - журнал, часы, здание; глаголов, называющих некоторые физические действия: открыть, поднять, встать; прилагательных, обозначающих цвет, размер, форму: красный, высокий,квадратный.Словообразовательный анализ применим для раскрытия значения производных слов, таких, как учитель, строитель; подземный, подводный; повторение, решение; он опирается на знание учащимся значения корня и словообразовательных элементов - префиксов и суффиксов. Синонимы и антонимы используются в том случае, если у нового, незнакомого слова они имеются, например, широкий - узкий, начало - конец, разрешать - запрещать. На всех этапах обучения предпочтительна одноязычная семантизация с использованием средств изучаемого, в данном случае, русского языка, например, толкование или дефиниция с помощью уже известных слов: Школьник - это мальчик, который учится в школе. Столица России - Москва. Затем слово анализируется с точки зрения его состава, выделяются корень и словообразовательные элементы, вспоминаются слова с тем же корнем и указывается его место в словообразовательном гнезде. Новое слово определяется как часть речи и получает свою грамматическую характеристику. Так глагол включается в определенный класс, указывается его вид и управление. Каждое слово должно запоминаться не как изолированная единица, а в сочетании с другими словами как единица, обладающая и лексическими и грамматическими сочетательными возможностями. На стадии закрепления, имеющей целью формирование рецептивных и продуктивных лексических навыков, выполняются различные упражнения, способствующие запоминанию слова, его сочетаемости, семантических связей и отношений с другими словами, например: "выделите корень в словах дружить, друг, дружба"; "вспомните слова с корнем общий"; "образуйте существительные по аналогии: молодой - молодость, смелый -..."; "продолжите список слов: принимать гостей,..."; "назовите словосочетания противоположного значения: большой город -..., старший брат -..."; "устраните лишнее слово: аптека, поликлиника, почта, больница". Усвоить слово иностранного языка значит знать, как оно произносится и пишется, что обозначает, с__какими другими словами сочетается и как употребляется в речи, поэтому вводить и закреплять лексику, а также контролировать ее усвоение предпочтительно в речевых единицах -предложениях, хотя это не исключает возможности введения, закрепления, повторения лексических единиц списками, группами, парами. Так, списками даются названия месяцев, дней недели, сезонов, времени суток, сторон света; группами вводятся тематически объединенные слова, например, портфель, сумка, чемодан, рюкзак, папка и др. На стадии активизации лексики в речи предлагаются речевые задания - описать предмет, рассказать о событии, кратко пересказать прочитанный текст, принять участие в диалоге и др. Выполнение этих заданий требует как узнавания, так и употребления вновь изученных лексических единиц. Принято различать активный и пассивный словарь учащихся. В активный, или продуктивный, словарь входят слова, которые учащиеся должны усвоить и употреблять для выражения своих мыслей. Пассивный, или рецептивный, словарь составляют слова, которые учащиеся должны понимать при чтении и слушании иноязычной речи. На начальном этапе обучение организуется таким образом, что почти все усвоенные слова оказываются активными. Позднее, на среднем и продвинутом этапе появляется все больше слов, которые только узнаются в речи других, в текстах, но не используются в продуктивной речи. Таких слов с течением времени становится все больше в связи с увеличением объема текстов для чтения. Постепенно пассивный словарь становится во много раз большим, чем активный. Этот вид словаря учащихся выполняет важную функцию - обеспечивает понимание текстов, читаемых на иностранном языке. К концу начального этапа, что соотносится с базовым уровнем владения языком, словарный запас иностранного учащегося включает примерно 1300-1500 единиц, которые узнаются учащимися в устных и письменных текстах и употребляются ими в репродуцируемых текстах на пройденные темы. Следует отметить некоторые особенности лексикона учащихся на данном этапе. Во-первых, в нем практически нет принципиального разделения на активную и пассивную часть, так как все слова, входящие в минимум, активизируются. Во-вторых, в речи учащихся нет собственно лексических ошибок. Допускаемые учащимися ошибки носят либо фонетический, либо грамматический характер; ошибки в словоупотреблении редки, индивидуальны, случайны; их следует квалифицировать как "ошибки незнания". Сформированный словарь представляет собой основу для постепенного его расширения на последующих этапах обучения. Преподавание русского языка иностранцам на среднем (переходном) этапе ориентировано на продвинутый этап. Его основная цель применительно к аудитории студентов формулируется как создание языковой и речевой компетенции, необходимой и достаточной для включения в учебный процесс на первом курсе вуза, применительно к аудитории специалистов - стажеров, бизнесменов, научных работников - формирование профессионально направленной языковой и речевой компетенции, необходимой для осуществления определенного рода деятельности. Коммуникативно-прагматическая установка доминирует и определяет основные задачи обучения на данном этапе: научить понимать основное содержание учебных лекций, читать учебно-научную литературу, деловую документацию. Выполнению этих задач подчинена лексическая работа. Большое место в преподавании начинают занимать тексты, знакомящие с основами будущей специальности или профессиональной деятельности, в связи с чем в словарь учащихся входит общенаучная лексика: вещество, свойство, структура, состояние; общество, личность, сознание, среда; товары, услуги, финансы; социальные отношения, экологический кризис; входить в состав, обладать способностью, предоставлять кредиты и др. Лексика научного стиля, необходимая для чтения текстов, связанных со специальностью учащихся, представлена в модульных приложениях к общему минимуму. На среднем этапе к учебной и обиходно-бытовой сферам подключаются не только учебно-научная и профессиональная, но и социокультурная и общественно-политическая сферы. Актуальные сферы общения обиходно- бытовая учебная (учебно- научная) социокультурная общественно- политическая профессиональная
Чтение газетных материалов обогащает лексикон учащихся словами и словосочетаниями, относящимися к газетно-публицистическому стилю: прибыть с визитом, вести переговоры, участие в выборах, встреча на высшем уровне, дипломатические отношения, экономическое сотрудничество, культурный обмен и др. Чтение художественных текстов (адаптированных к данному этапу) значительно расширяет словарь учащихся новыми лексическими средствами. В результате на данном этапе происходит заметное смещение акцентов в подходе к языковому материалу: если на начальном этапе ведущим аспектом была грамматика, то теперь на первое место выдвигается лексический аспект. Строгая минимизация лексики (по принципу "ничего лишнего") сменяется значительным расширением словарного запаса учащихся, вследствие чего не все слова активизируются, а это ведет к расслоению словаря на активный и пассивный, и, как показывает практика, последний очень быстро количественно опережает активную часть словаря. Следует отметить, что границы между этими видами словаря подвижны: частота повторений одних и тех же лексических единиц способствует их активизации и наоборот - редкое обращение к ранее усвоенному лексическому материалу приводит к тому, что слова из актива переходят в пассив, а затем забываются. К концу среднего этапа (он соотносится с первым сертификационным уровнем владения языком) лексикон учащихся достигает 2300-2500 единиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|