Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Априорная вероятность значимости каждого из четырех компонентов профессиональных компетентностей в процессе усвоения дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность».




учебная дисциплина компоненты

Знание

Умение, опыт

Отношение

Регуляция

компетентности ОК УП И К СВ ОК УП И К СВ ОК УП И К СВ ОК УП И К СВ
Введение в научно-исследовательскую деятельность 1 1 1 2 4 2 1 1 2 4 2 4 4 1 1 3 2 3 2 4

 

Компетентности обозначены первыми двумя буквами: ОК – общекультурные, УП – учебно-познавательные, И – информационные, К – коммуникативные,  СВ – социального взаимодействия.

Одним из пунктов анализа было выявление значимости каждого из четырех компонентов, рассматриваемых в каждой из пяти профессиональных компетентностей, в процессе освоения учебной дисциплины.

Выполненный анализ выявил большие потенциальные возможности дисциплины в формировании содержательной стороны ключевых профессиональных компетентностей в ее знаниевом компоненте.

Ориентация высшей школы на компетентностную модель профессиональной подготовки обусловлена качественными преобразованиями характера и содержания труда, что инициирует изменение роли самостоятельной работы в процессе обучения в целях профессионального мышления, мобильности и адаптивности будущих специалистов. Ее следует рассматривать как внутренне мотивированную деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности и приносит удовлетворение, как процесс самопознания и самосовершенствования, способствующий планомерному переходу от учения к профессиональной деятельности. Организация самостоятельной работы, на основе компетентностного подхода, обеспечивает эффективность профессиональной подготовки будущих специалистов при соблюдении комплекса педагогических условий. Это формирование мотивационного отношения студентов к самостоятельной работе посредством развития внутренней, внешней и процессуальной мотивации; проектирование учебных курсов как системы профессионально ориентированных задач, решение которых позволяет осуществить планомерный переход от учебной деятельности к профессиональной; методическое обеспечение самоорганизации учебной деятельности студентов с использованием возможностей телекоммуникационных технологий, с обеспечением контроля за самостоятельной работой студентов, путем мониторирования процесса профессионального становления личности будущего специалиста.

Инновационная педагогическая и научная деятельность является одной из основных составляющих профессиональной подготовки. Она может быть определена как деятельность, направленная на совершенствование содержания профессионального образования на основе передовых научных технологий, идей и концепций, представленная единством мотивационного, когнитивного, деятельностного, эмоционально-волевого и информационного компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии эффективную педагогическую и научно-исследовательскую деятельности.

При этом важно отметить, что это потенциальные возможности, актуализация которых целиком зависит от преподавателя, его желания выполнить декларируемую законом «Об образовании» цель подготовки высококвалифицированного, социально и профессионально подготовленного специалиста.


Заключение

 

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у учащегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что профессиональные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности учащегося, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия профессиональных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской образовательной системы, когда учащиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Профессиональные компетенции предполагают усвоение учащимся не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

В комплексности профессиональных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учащимися. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников профессиональные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

Однако компетентность не является прямым результатом знаний (можно многое знать, но не уметь применять знания). Компетентность приобретается в деятельности (действии).

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Нельзя «увидеть» непроявленную компетентность. Профессиональная компетентность учителя проявляется при решении профессиональных задач. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата (продукта) или способа поведения.

Осмысление компетентности специалиста 21-го века, по мнению многих ученых, должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности.

В ходе исследования, на основе анализа литературы по проблеме, были установлены сущностные признаки компетентности которые обусловлены постоянными изменениями мира, и определяют требования к «успешному взрослому»:

1) компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях;

2) проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки Себя в конкретной ситуации.

Исходя из понимания профессиональной подготовки как процесса профессионального развития, овладения опытом будущей профессиональной деятельности можно говорить, что компетентный специалист устремлен в будущее, предвидит изменения, ориентирован на самостоятельное образование. Важной особенностью профессиональной компетентности человека является то, что компетентность реализуются в настоящем, но ориентирована на будущее. Профессиональная компетентность есть совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей.

Ключевые компетентности приобретают сегодня особую значимость. Они проявляются прежде всего в способности решать профессиональные задачи на основе использования

– информации;

– коммуникации, в том числе на иностранном языке;

– социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.).

Для профессиональной педагогической деятельности базовыми являются компетентности, необходимые для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Специальные компетентности можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетентностей в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Разумеется, все три вида компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности и, в конечном итоге, обеспечивает становление профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегративной личностной характеристики специалиста.

Ключевые, базовые и специальные компетентности, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения жизненно важных профессиональных задач разного уровня сложности, в разных контекстах, с использованием определенного образовательного пространства.

Педагогическое представление о логике становления и развития профессиональной компетентности учителя предполагает опору на имеющиеся знания о:

• психологических закономерностях и этапах профессионального развития человека в процессе профессионального образования;

• педагогических закономерностях проектирования образовательной системы, ориентированной на обеспечение становления профессиональной компетентности учителя.

Анализ имеющихся психологических концепций профессионального развития специалиста в системе процесса профессионального образования позволил интерпретировать имеющиеся результаты научных исследований следующим образом.

Первый этап ориентирован на развитие ключевых компетентностей в контексте будущей профессиональной деятельности.

На втором этапе происходит «погружение» обучающегося в профессиональные задачи, освоение способов решения которых содействует становлению базовой компетентности на основе ключевых. На этом этапе происходит «проникновение» (интеграция) базовой и ключевой компетентностей.

На следующем этапе происходит проекция (проникновение, интеграция) базовой компетентности, уже неразрывно связанной с ключевой и специальной.

Затем реализуется этап развития специальной компетентности.

С педагогической точки зрения это означает, что весь процесс профессионального обучения строится на основе выделения такой единицы построения содержания профессионального образования как профессиональная педагогическая задача.

При этом правомерно предположить, что базовые компетентности должны отражать современное понимание основных задач профессиональной деятельности, а ключевые пронизывать алгоритм их решения.

Специальные же компетентности реализуют базовые и ключевые применительно к специфике профессиональной педагогической деятельности учителя конкретного предмета, преподавателя системы дополнительного образования, освобожденного классного руководителя и др.

Основной отличительной особенностью компетентностно-ориентированного профессионального педагогического образования является ориентация процесса профессиональной подготовки на получение конкретных (овеществленных и субъективных) результатов решения профессиональных педагогических задач.


Литература

1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов.- М, Воронеж, 1997.

2. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды ме­тодологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, пер­спективы». / В.И Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа­листов, 2004. – с. 25-30.

3. Безрукова, В.С. Педагогика / В.С. Безрукова - Екатеринбург, 1993.- 320 с.

4. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: Т.1., / П.П. Блонский - 1979.

5. Болотов, В.А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов В.А., Сериков В.В.// Педагогика. - 2003. - № 10.  – с. 26.

6. Большой толковый социологический словарь / Сост.: Д.Джери, Дж. Джерри - М., 1999.

7. Большой энциклопедический словарь - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

8. Гетманская, А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». / А.А. Гетманская, - 2003-2004.

9. Гоноболин, Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. / Ф.Н. Гоноболин - М.: Педагогика, 1962.

10. Дьяченко, М.И., Психология высшей школы/М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович - Минск, 1981.

11. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход./ Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк - М. – 2005. – с. 44-46.

12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя -  М., 2002.

13. Зимняя, И.А. Инновационно-компетентностная программа по учебной дисциплине: опыт проектирования / Под науч. ред. д-ра психол. наук, проф., акад. РАО И.А. Зимней. / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, И.А. Мазаева, Н.А. Морозова  – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. – 112 с.

14. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий / Д.А.Иванов,       К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

15. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа – 2002. - № 2.

16. Коротаев, Е.В. Директор – учитель – ученик. Пути взаимодействия / Е.В. Коротаев - М., 2000.

17. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина - Л., 1967.

18. Леднев, В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков - М., 2002.

19. Немов, Ф.С. Психология / Ф.С. Немов - М., 1994.

20. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образованию для 21 века, представителей ЮНЕСКО. - Париж, 1997.

21. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова - М.: Язь, 1994.

22. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / А.П. Панфилова - СПб., 1999.

23. Равен, Д.Ж. Компетентность в современном обществе / Д.Ж. Равен – М.: Когито-центр, 2002.

24. Симен-Северская, О.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис… канд. пед. наук. / О.В. Симен-Северская - Ставрополь, 2002.

25. Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации / А.В. Соколов - СПб., 1986.

26. Словарь практического психолога - Минск, 1997.

27. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин – М. – 2002.

28. Хуторской, А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования/ А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003.- № 2.-с. 18-23.

29. Идентичность и толерантность / Под рук. Н.М. Лебедевой. - М., 2002.

30. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. / Д.В. Чернилевский – М., 2002.

31. Шишов, C.Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? / C.Е. Шишов, И.Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - март-апрель - с.58–62.

32. Эльконин, Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения / Д.Б. Эльконин – Красноярск, 2002.

 

 

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...