Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика программы




Учебной дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Основная цель данного курса – интеллектуальное и личностное развитие студентов, их способности осуществлять познавательную деятельность на высоком уровне.

Задачи курса:

§ развитие у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности:

§ формирование у них умений осуществлять педагогическое исследование, самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи;

§ формирование у будущих педагогов потребности и способности проявлять творчество, ответственность при решении педагогических проблем;

§ подготовка студентов к выполнению курсовых и дипломных работ.

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов.

В результате изучения курса «Введение в научно-исследовательскую деятельность» студенты должны:

иметь представление:

- о методологии научно-исследовательской деятельности;

- о месте и роли научно-исследовательской деятельности студентов в процессе их профессиональной подготовки;

знать:

- понятийно-категориальный аппарат научного исследования;

- этапы научно-исследовательской деятельности;

- методы психолого-педагогического исследования и обработки полученных данных;

- основы составления научного текста т его публичной защиты;

владеть навыками:

- проектирования и планирования научного психолого-педагогического исследования в рамках курсовых и дипломных работ;

- работы с научной и педагогической литературой;

- формирования компонентов исследования и составления текста по его результатам;

- планирования публичной защиты дипломной работы, составления тезисов научного текста.

Тематический план

 

№ п/п Названия разделов и тем Всего часов
1 Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке. 3
2 Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности. 6
3 Этапы научно-исследовательской деятельности. 3
4 Работа с научной литературой. 6
5 Методы эмпирического психолого-педагогического исследования. 6
6 Обработка эмпирических данных исследования. 6
7 Научный текст как продукт исследовательской деятельности. 9
8 Структура и оформление письменных научных работ. 6
9 Публичная защита результатов исследовательской деятельности. 3
10 Организация научно-исследовательской работы в разных типах образовательных учреждений. 2
11 Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности. 4
  ИТОГО: 54

 

 

Приложение 2

Таблица 1

Дидактически рубрицированные единицы дисциплины «Введение в научно-исследовательскую деятельность»

Содержание учебной дисциплины

№ п/п Блок дидактических единиц
  Тема 1: Научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность в профессиональной подготовке.
1 Исследовательская работа как научно-познавательная деятельность человека.
2 Исследовательская культура педагога как фактор профессионального мастерства. Требования к исследовательской культуре педагога.
3 Место и роль учебно-исследовательской деятельности студентов в учебном процессе. Направление и уровни студенческого учебного исследования.
  Тема 2: Понятийно-категориальный аппарат научно-исследовательской деятельности.
4 Необходимость использования понятийно-категориального аппарата научно-исследовательской деятельности в студенческом учебном исследовании.
5 Общее понятие познания, исследования, методологии и методики исследования.
6 Понятие цели, мотива, проблемы, объекта, предмета, гипотезы и результатов исследования.
7 Понятие метода и технологии исследования. Исследовательское пространство. Денотатная карта как структурированное представление исследовательского пространства.
  Тема 3: Этапы научно-исследовательской деятельности.
8 Мотивационная и целевая основа студенческого учебного исследования, его ценностно-смысловая характеристика.
9 Этапы исследования.
      Тема 4: Работа с научной литературой
10 Научная литература как носитель информации. Первоначальная ориентировка в основной литературе по проблеме исследования.
11 Виды каталогов и работа с ними. Общий алгоритм извлечения информации.
12 Виды чтения, их роль и место в исследовании. Техника чтения: смысловое восприятие, понимание, интерпретация. Библиографическая работа исследователя.
13 Методы переработки информации (план, выписки, тезисы, аннотация, рецензия и др.)
14 Конспектирование, его виды.
  Тема 5: Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.
15 Эмпирические методы исследования. Характеристика эмпирических методов исследования, требования к их использованию.
16 Особенности использования эмпирических методов в студенческом исследовании.
17 Методика организации наблюдения, изучения опыта работы, эксперимента.
18 Педагогический такт в использовании результатов эмпирического исследования.
  Тема 6: Обработка эмпирических данных исследования.
19 Методы исследования – методы обработки. Первичный аналитический качественный анализ данных (процент, отклонение).
20 Статическая обработка данных.
21 Формы представления полученных данных: текст, схема, таблица, диаграмма, график, вектор и др.
22 Роль компьютера в исследовании.
  Тема 7: Научный текст как продукт исследовательской деятельности.
23 Общая характеристика научного текста: языковые и стилистические особенности.
24 Рубрикация текста.
25 Правила цитирования.
26 Виды научного текста и их значение (тезисы, статья, доклад, текст курсовой, дипломной работы).
27 Структура научного текста.
28 Смысловой пятиугольник текста (название, цель, предмет, гипотеза, выводы) как условие его смысловой ценности и понимания читателем.
  Тема 8: Структура и оформление письменных научных работ.
29 Структура дипломной (курсовой) работы.
30 Требования к содержанию и оформлению ее структурных компонентов (оглавления, введения, теоретической части, практической части, заключения, библиографии, приложения).
  Тема 9: Публичная защита результатов исследовательской деятельности.
31 Публичная защита научных текстов (рефератов, курсовых, дипломных, диссертационных работ) как специфическая форма общения.
32 Характеристика публичной защиты как адресного, социально-ориентированного общения.
33 Публичный диалог (вопрос – ответ) и его специфика в условиях публичной защиты.
34 Тема 10: Организация научно-исследовательской работы в разных типах образовательных учреждений.
  Тема 11: Жизнь и деятельность выдающихся исследователей прошлого и современности.
35 Жизнь и деятельность выдающихся исследователей. Характеристика научных исследований и научной деятельности К. Линнея, Д.И. Менделеева, З. Фрейда, К.Э. Циолковского, А. Эйнштейна, К. Юнга и др.
36 Научные исследования на рубеже XX – XXI веков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...