Финкельштейн получил огромный выигрыш на скачках, и Московичу, естественно, стало завидно.
- Как тебе это удалось, Финкельштейн? - потребовал он. - Просто, - сказал Финкельштейн. - Мне приснился сон. - Сон? - Да. Я решил сделать тройную ставку, но не был уверен насчет лошади. Вдруг ночью перед скачками мне приснился ангел. Он явился в головах моей кровати и сказал: - Благослови тебя Бог, Финкельштейн, семь раз семь благословений. Проснувшись, я осознал, что семью семь будет как раз сорок восемь, и что имя номера сорок восьмого - Небесный Сон. И я сделал третью ставку на Небесный Сон и выгреб все подчистую. Москович сказал: - Но, Финкельштейн! Семью семь будет сорок девять! - Ну вот, ты и будь математиком, - сказал Финкельштейн. Можно прожить жизнь, следуя арифметике, а можно прожить жизнь, следуя снам и видениям. Это совершенно разные образы жизни. Только вчера кто-то спросил: - Бывают ли привидения, феи и тому подобные существа? Да, они есть - если ты следуешь правому полушарию мозга, они есть. Если ты следуешь левому полушарию, их нет. Все дети живут из правого полушария; они видят привидений и фей везде и всюду. Но вы постоянно проводите с ними воспитательные беседы, ставите их на место и говорите им: - Чепуха. Ты глуп. Где фея? Ничего нет, это только тень. Мало-помалу вы переубеждаете ребенка, беспомощного ребенка - мало-помалу вы переубеждаете его, и он переходит от правосторонней ориентации - к левосторонней. Он вынужден - он должен жить в вашем мире. Он должен забыть свои сны, он должен забыть все мифы, он должен забыть всю поэзию, он должен научиться математике. Конечно, он становится эффективным в математике - и почти калекой и парализованным в жизни. Существование продолжает удаляться от него дальше и дальше, и он становится просто товаром на рынке, и вся его жизнь становится просто мусором... хотя, конечно, мусором, ценным в глазах мира.
Санньясин - это тот, кто живет из воображения, кто живет из мечтающего качества своего ума, кто живет поэзией, кто поэтизирует жизнь, кто смотрит посредством видений - тогда деревья зеленее, чем они выглядят для тебя, тогда птицы красивее, тогда все приобретает сияющее качество. Обычные камешки становятся бриллиантами; обычные камни больше не обычны - ничто не обычно! Если ты смотришь из правого полушария, все становится божественным, священным. Один человек сидел со своим другом в кафетерии и пил чай. Некоторое время он изучающее разглядывал свою чашку, затем со вздохом сказал: - Ах, мой друг, жизнь похожа на чашку чая. Подумав над этим немного, друг ответил: - Но почему? Почему жизнь похожа на чашку чая? - Откуда мне знать? Я что, философ? Правое полушарие только констатирует факты; оно не может привести причины. Если ты спросишь "почему?", оно может только промолчать, и из него не приходит ответа. Если ты идешь, видишь цветок лотоса и говоришь: "Красиво!", а кто-то спрашивает: "Почему?" - что ты скажешь? Ты скажешь: "Откуда мне знать? Я что, философ?" Это простое утверждение, очень простое утверждение, само в себе полное, завершенное. За ним не стоит никакая причина, и за его пределами нет никакого результата, это просто констатация факта. Почитайте Упанишады - это простые констатации фактов. Они говорят: "Бог есть - не спрашивай, почему". Они скажут: "Мы что, философы? Откуда нам знать? Бог есть ". Они говорят, что Бог прекрасен, они говорят, что Бог близко, ближе, чем твое сердце, но не спрашивай, почему - они не философы. Загляните в Евангелия, посмотрите на изречения Иисуса - они просты. Он говорит: "Мой Бог - на небесах. Я его сын, он мой отец". Не спрашивай, почему. Он не сможет доказать этого в суде, он просто скажет: "Я знаю ". Если ты его спросишь, кто ему это сказал, по какому авторитету он говорит все эти вещи, он скажет: "По своему собственному авторитету. У меня нет никакого другого авторитета".
В этом проблема, когда в мире есть такой человек, как Иисус. Рациональный ум не может его понять. Он был распят без всякой другой причины. Он был распят левым полушарием, потому что сам был человеком правого. Он был распят из-за этого внутреннего конфликта. Лао-цзы говорит: - Весь мир кажется таким умным, только у меня в голове путаница; весь мир кажется уверенным, только я в замешательстве и нерешительности. Он - человек правого полушария. Правое полушарие - это полушарие поэзии и любви. Нужен великий сдвиг; этот сдвиг - внутренняя трансформация. Йога - это попытка достичь единства через левое полушарие, используя логику, математику, науку и пытаясь выйти за их пределы. Дзэн - это прямо противоположное: цель та же самая, но Дзэн использует для выхода за пределы правое полушарие. Оба полушария можно использовать, но Йога - это очень, очень долгий путь; это почти ненужная борьба, потому что ты пытаешься достичь сверхрассудка из рассудка; это труднее. Дзэн легче, потому что это попытка достичь сверхрассудка из нерассудка. Нерассудок почти подобен сверхрассудку - нет никаких преград. Йога похожа на прохождение сквозь стену, а Дзэн - на вход через дверь. Дверь может быть вообще не закрыта; подтолкни немного, и она откроется. А теперь история. Это одна из самых прекрасных дзэнских притч. Люди Дзэн говорят историями - им приходится говорить историями, потому что они не могут создавать теорий и доктрин, они могут только рассказывать истории. Они великие рассказчики. Иисус постоянно говорит притчами, Будда постоянно говорит притчами, суфийские мистики постоянно говорят притчами - это не случайно. История, притча, рассказ - единственный путь правого полушария; логические аргументы, доказательства, силлогизмы - левого. Послушайте эту историю: Госа Хойен говорил: Когда люди спрашивают меня о Дзэн, я рассказываю им эту историю... Эта история действительно говорит о том, что такое Дзэн, - показывает, не определяя. Определение невозможно, потому что Дзэн неопределим в своем основном качестве. Ты можешь его испытать, но не можешь определить; ты можешь его прожить, но языка недостаточно, чтобы его высказать; ты можешь его показать, но не можешь облечь в слова. Но история может кое-что передать. И эта история действительно передает, прекрасно передает качество, которое сродни Дзэн.
Это только жест, не делайте его определением, не философствуйте о нем, пусть он будет как вспышка света, вспышка понимания. Это не увеличит ваше знание, но даст вам сдвиг, толчок, перемену гештальта. Это может перебросить вас из одного угла ума в другой... и в этом весь смысл этой истории. Сын взломщика, заметив, что отец стареет, попросил научить его ремеслу, чтобы он мог продолжать семейный бизнес, когда отец удалится от дел. Ремесло взломщика - не научная вещь, это искусство. Взломщиками рождаются, как и поэтами; научиться этому нельзя, учение не поможет. Если ты будешь учиться, тебя поймают, потому что тогда полиция будет знать больше твоего - они столетиями копили учение. Взломщик - это прирожденный взломщик. Он живет интуицией; это навык. Он живет предчувствиями - взломщик женствен. Он не бизнесмен, он игрок; он рискует всем ради почти ничего. Все его ремесло - это опасность и риск. Он в точности похож на религиозного человека. Люди Дзэн говорят, что религиозные люди тоже похожи на взломщиков: в поисках Бога, они тоже взломщики. Нет способа искать Бога посредством логики, рассудка или принятого общества, культуры, цивилизации. Они где-то ломают стену, они входят через черный ход. Если днем это не разрешается, они входят в темноте. Если это невозможно, следуя за толпой по сверхскоростному шоссе, они прокладывают индивидуальные дорожки в лесу. Да, есть определенное сходство. Ты можешь достичь Бога, только если ты взломщик, художник в том, чтобы украсть огонь, чтобы украсть сокровище. Отец собирался удалиться от дел, и сын попросил: "Прежде чем удалиться от дел, научи меня своему ремеслу".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|