Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)
Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)
· Архаизмы - устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты - щёки, длань-ладонь) · Неологизмы - это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер. ) Ограниченная в употреблении лексика
· Примеры: жОна вместо жена, векша - белка (северный диалект). · Профессионализмы - слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник - у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок. · Жаргонная лексика - слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь) · Сленг - чаще понимается как " молодежный". · Арго - диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык). · Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, " свистнуть" - в значении " украсть", " харя, морда" - в значении " лицо" и т. д. Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика
· Нейтральная лексика - используется в любой ситуации (хороший, общество, рисовать). · Книжная лексика - используется преимущественно в письменной форме (достохвальный, ассоциация, живописать).
· Разговорная лексика - используется в непринужденной беседе (гробить, запаска, деляга). № 25 Средства связи предложений в тексте Алгоритм выполнения 1) Внимательно прочитайте задание. Если написано " найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ", то следует смотреть только одно предшествующее предложение. Если написано " найдите предложение, связанное с ПРЕДЫДУЩИМ И ", то следует обратить внимание на несколько предложений, находящихся перед предполагаемым ответом. 2) Внимательно прочитайте фрагмент текста. 3) Обратите внимание на начало предложения, но имейте в виду, что слово-связка может находиться в любой части предложения. 4) Выберете то предложение, в котором присутствуют все средства связи, заявленные в задании. Теория для задания 25 Текст обладает определённой структурой, которая выражается во взаимосвязи отдельных предложений и частей текста, поэтому предложения в тексте должны быть связаны, сцеплены между собой. В зависимости от того, какие смысловые отношения между предложения различают параллельную связь предложений и цепную связь. При параллельной связи предложения сопоставляются или противопоставляются. Для параллельной связи характерен одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, часты повторения первого слова в предложении. В качестве средств связи могут выступать союзы, синтаксический параллелизм, анафора и др. Параллельная связь может усиливаться вводными словами и наречиями (места и времени) Пример: Студентом Петровский думал стать биологом или химиком и поступил вначале на биологическое отделение. Но в руки его как-то попала книга великого Н. Е. Жуковского о механике Цепная связь выражается в структурной соотнесенности двух соседних предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения в последующем предложении становится подлежащим.
Для цепной связи характерен повтор ключевого слова, замена его синонимом, местоимением. При цепной связи основной способ соединения предложений - повтор. Пример: За садом находился у них большой лес… Он был глух, запущен… В этом лесу обитали дикие коты. Лесных диких котов не должно смешивать… Однако обычно связь между предложениями осуществляется посредством совокупности цепной и последовательной связей. Языковые средства, с помощью которых осуществляется связь между предложениями: Лексические · Слова одной и той же тематической группы · Повторы слов · Синонимы (в том числе контекстные) · Антонимы (в том числе контекстные)
Морфологические · Сочинительные союзы · Местоимения (личные, указательные и притяжательные) · Числительные (порядковые и собирательные) · Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) · Видовременные формы глаголов Синтаксические средства: · Порядок слов · Параллелизм строения предложений · Использование вводных слов и словосочетаний · Парцелляция Лексические средства Слова одной и той же тематической группы – это слова, которые обозначают сходные (но не одинаковые) понятия, действия, признаки и обладают общностью лексического значения. Пример: Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. В четыре часа дня мы уже зажигали керосиновые лампы, и казалось, что лето кончилось и земля уходит в глухие туманы, в неуютную темень и стужу (К. Паустовский) – раскрывается тема осеннего дождя и тех ощущений, которые он вызывает: лил дождь, холодный; мокрый ветер; глухой туман; темень и стужа – передающих физическое и душевное состояние автора. Повторы слов/словосочетаний – использование в соседних предложениях одного и того же слова или словосочетания. Примеры: Жил на селе одинокий старик. Старик был слаб и нуждался в постоянном уходе. Жил на селе одинокий старик. Одиноким он был потому, что дети его не вернулись с фронта. Жил на селе одинокий старик. На селе он жил с первого дня своего рождения. Синонимы - слова, полностью или частично совпадающие по значению.
Жадный – скупой, идти – брести, открыть – распахнуть, разговор – болтовня, тушить - гасить и тд. ). Контекстные синонимы – слова, являющиеся синонимами в определенном контексте. Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Холодно – жарко, дальний – ближний, дружба – вражда и др. Контекстные антонимы – слова, являющиеся антонимами в пределах одного текста. Вне контекста такие слова не осознаются как противоположные по значению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|