Морфологические средства связи
Морфологические средства связи Сочинительные союзы Соединительные (и, да (= и), не только, … но и, также, тоже, и…и, ни…ни, как, …так и; сколько..., столько и) Разделительные (или, или…или, либо, либо…либо, то…то, то ли…то ли, не то…не то) Противительные (а, но, да (= но), зато, же, однако, однако же, все же) Градационные (не только…, но и; не то чтобы…а; не столько…сколько) Присоединительные (тоже, также, да и, притом, причем) Пояснительные (а именно, то есть, или (= то есть)) Местоимения В качестве средств связи обычно используются личные, указательные и притяжательные местоимения. Личные: я, ты, он, она, мы, вы они (во всех падежах). Указательные – тот, этот, это, та, столько, таков, оный, сей, те (во всех падежах). Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их (во всех падежах) Примеры: Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд образовал и испугал мать. Это событие взволновало соседей. Младшая сестра, Женя…молчала. Она не принимала участия в серьезных разговорах, ее в семье еще не считали взрослой. Числительные (порядковые и собирательные) Собирательные числительные - это такие, которые обозначают количество предметов, как их совокупность (Двое, трое, оба, четверо, пятеро, шестеро, семеро) Порядковые числительные - это числительные, которые называют порядковые номер предмета при их счете. (пятый, десятый) В качестве средств связи такие числительные используются без существительного, которое они определяют в количественном значении. Наречия (наречия места и времени, местоименные наречия в различных значениях) Наречия времени - времени (сегодня, ночью, давно) (когда, как долго, с каких пор, до каких пор) (сейчас, послезавтра, всегда, тогда.. )
Наречия места места (вперед, издали, справа) (где, куда, откуда) (вдалеке, здесь, куда-то.. ) Местоименные наречия в разных значениях (поэтому, там, туда, здесь, оттуда, оттого, потому, затем, тут, тогда) Видовременные формы глаголов Форм времени и вида глагола могут служить средством связи между предложениями, так как указывают на одновременность или последовательность ситуаций, на время, в которое они происходят. Пример: Вдруг она вздрогнула и обернулась к балкону. Беспокойство овладело ею. Она встала, пошла около кресел, остановилась на минуту за стулом старого генерала Р., ничего не ответила на его тонкий мадригал и вдруг скользнула на балкон (А. Пушкин). Синтаксические средства Порядок слов Обычно рема первого предложения становится темой последующих. Пример. Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать (Д. Лихачёв) Во дворе он увидел детей. Дети весело играли у крыльца. Дети не заметили отца. Синтаксический параллелизм - схожее строение рядом стоящих предложений. Пример: Использование вводных слов и словосочетаний Вводные слова указывают на порядок изложения, обобщают сказанное. Вводные слова помогают логически организовать речь (во-первых, во-вторых, итак и др. ) или выразить другие модальные значения (вывод, уточнение, дополнительное замечание и др) Группы вводных слов по значению: 1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т. д. ) К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т. д. 2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т. д. ) Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т. д.
3. Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т. д. 4. Источник сообщения По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т. д. 5. Приемы и способы оформления мыслей Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т. д. 6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т. д. 7. Оценка меры того, о чем говорится По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т. д. 8. Степень обычности сообщаемого По обыкновению, бывает, бывало, случается и т. д. 9. Выражение экспрессивности высказывания Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т. д. Парцелляция - членение одного высказывания на несколько предложений. № 26 Художественные средства Алгоритм выполнения задания 26
1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|