Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню освоения содержания дисциплины




 

В процессе изучения курса «Отечественной истории»

- студент должен знать общие положения и закономерности исторического процесса, исходя из требований объективности, историзма, научной истины;

- студент должен уметь систематизировать сложный исторический материал; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

- студент должен уметь владеть навыками научного познания истории, социального опыта, передающегося от поколения к поколению.

 

 

Объем дисциплины по видам учебной работы, форма контроля

Виды учебной работы Всего часов Семестры
Факультет Д/ф ФИиМ  
Общая трудоемкость (по ГОС ВПО)   1, 2
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия (семинары)    
Лабораторная работа    
Самостоятельна работа (в часах)      
Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты      
Вид итогового контроля экзамен зачет 1, 2

Содержание учебной дисциплины

4.1. Распределение часов курса по разделам, темам и видам занятий

№ п/п Наименование разделов, тем Очная (заочная) форма обучения
Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) Всего часов Формы текущего контроля
Лекции Практические (Семинарские) занятия Лабораторные работы Всего
            Д/ф ФИиМ    
  Тема 1. Введение в изучение курса «История Отечества» Лекция 1. Теория и методология исторической науки.                 Доклад, тесты
  Тема 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в 13-15вв. Лекция 2. Образование Древнерусского государства. Лекция 3. Политическая дезинтеграция Древнерусского государства.                       Доклад, тесты
  Тема 3. Россия в XVI в. Лекция 4.Московское государство во второй половине 15-го и 16 веков.               собеседование
  Тема 4. Россия в XVII в. Лекция 5. «Смутное время» и возрождение российской государственности. Лекция 6. «Новый период» русской истории.                     собеседование, тесты
  Тема 5. Россия XVIII - первой половине XIX в. Лекция 7. Российская империя в 18веке: исторический вызов Европы и альтернативы исторического развития России. Лекция 8. Российская империя в первой половине 19века.                   Реферат, тесты
  Тема 6. Российская империя во второй половине 19века. Лекция 9. «Великие реформы» Александра 2 и контрреформы Александра 3. Лекция 10. Общественное движение в России в пореформенной период.                   реферат, тесты
  Тема 7. Россия в эпоху трёх русских революций. Лекция 11. Россия в период первой буржуазно-демократической революции и консервативная модернизация 1907-1914гг. Лекция 12. Революция 1917г. в России.                     собеседование, тесты
  Тема 8. СССР в 20-х – середине 80-х гг. ХХ в. Лекция 13. Социалистическая модернизация в СССР. Лекция 14. СССР во 2-ой мировой и Великой Отечественной войнах. Лекция 15. Основные тенденции развития СССР в 50-х – 80-х гг. 20века.                     реферат, собеседование, тесты
  Тема 9. Становление новой российской государственности. Лекция 16. Перестройка в СССР: смена модели политического и экономического развития России.                     доклады, тесты
    ИТОГО:                

4.2. Содержание разделов дисциплины:

 

Содержание данного учебного курса посвящено проблемам выявления особенностей российского варианта путей развития человеческой цивилизации. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. На крутых поворотах, которыми так богат оказался XX век для России, история помогала заново осознать, что представляет собой общество, понять, кто мы такие и куда идем. И тем самым понять и приспособиться к происходящим событиям. Отечественный историк М.А.Барг писал, что общество, как и любая система, нуждается в непрерывном потоке информации. Однако специфика общественной системы состоит в том, что она нуждается не только в текущей, функциональной информации, но и в информации долговременной, относящейся к генезису сущего. Таким образом, в исторической информации совмещены все три временные проекции общества: его родовое прошлое (генезис), видовое настоящее (современная фаза его эволюции) и прозреваемое будущее. Именно в такой последовательности освещаются события в «Отечественной истории».

История может диктовать правила игры текущей политики, одновременно предопределяя и будущее, точнее – ограничивает число возможных альтернатив развития, поскольку современное состояние общества и традиции делают невозможным некоторые варианты развития событий, а историческая инерционность препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России наглядно демонстрируют, как трудно вырваться из объятий прошлого. Таким образом, одним из основных задач нашего курса является не столько дать ответы на вопросы что (конкретно происходило), сколько разобраться в том: как и почему (это происходило), когда «объективные законы и закономерности исторического процесса уступают место субъективным механизмам происходящего».

 

- теоретический раздел.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Тема 1. Введение в изучение курса «Отечественная история»

Лекция 1. Теория и методология исторической науки.

Основное содержание:

Сущность, форма, функции исторического познания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторических источников. Историография истории. Проблема подходов к изучению истории. Цивилизационный подход.

Основная литература:

1. Дворниченко А.Ю. История России. Учебное пособие – М.: «Проспект». 2008.

2. Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времён до наших дней. 6-е изд., стер. – СПб., «Лань». 2005.

3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: «Норма». 2006.

4. Отечественная история. Под ред. профессора Р.В. Дегтярёвой и профессора С.Н. Полторака. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2005.

5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до начала 21века. – М.: «Аст.Астрель, Хранитель». 2007.

Дополнительная литература:

1. История России с древнейших времён до конца 20века. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Дрофа». 2000.

2. Отечественная история. Под ред. профессора И.М. Узнародова и профессора Я.А.Терехова. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2002.

3. История России. Под ред. профессора В.А. Бердинских. – М.: Академ. Проект. 2005.

4. Расторгуев С.В. История России. Учебное пособие. 2-е изд. Рекомендовано для студентов вузов. – М.: «ОМЕГА». 2007.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...