Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе изучения курса «Отечественной истории» - студент должен знать общие положения и закономерности исторического процесса, исходя из требований объективности, историзма, научной истины; - студент должен уметь систематизировать сложный исторический материал; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. - студент должен уметь владеть навыками научного познания истории, социального опыта, передающегося от поколения к поколению.
Объем дисциплины по видам учебной работы, форма контроля
Содержание учебной дисциплины 4.1. Распределение часов курса по разделам, темам и видам занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины:
Содержание данного учебного курса посвящено проблемам выявления особенностей российского варианта путей развития человеческой цивилизации. История – это важнейший способ самоидентификации общества, средство ориентации людей в социальном пространстве. На крутых поворотах, которыми так богат оказался XX век для России, история помогала заново осознать, что представляет собой общество, понять, кто мы такие и куда идем. И тем самым понять и приспособиться к происходящим событиям. Отечественный историк М.А.Барг писал, что общество, как и любая система, нуждается в непрерывном потоке информации. Однако специфика общественной системы состоит в том, что она нуждается не только в текущей, функциональной информации, но и в информации долговременной, относящейся к генезису сущего. Таким образом, в исторической информации совмещены все три временные проекции общества: его родовое прошлое (генезис), видовое настоящее (современная фаза его эволюции) и прозреваемое будущее. Именно в такой последовательности освещаются события в «Отечественной истории». История может диктовать правила игры текущей политики, одновременно предопределяя и будущее, точнее – ограничивает число возможных альтернатив развития, поскольку современное состояние общества и традиции делают невозможным некоторые варианты развития событий, а историческая инерционность препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России наглядно демонстрируют, как трудно вырваться из объятий прошлого. Таким образом, одним из основных задач нашего курса является не столько дать ответы на вопросы что (конкретно происходило), сколько разобраться в том: как и почему (это происходило), когда «объективные законы и закономерности исторического процесса уступают место субъективным механизмам происходящего».
- теоретический раздел. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ Тема 1. Введение в изучение курса «Отечественная история»
Лекция 1. Теория и методология исторической науки. Основное содержание: Сущность, форма, функции исторического познания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторических источников. Историография истории. Проблема подходов к изучению истории. Цивилизационный подход. Основная литература: 1. Дворниченко А.Ю. История России. Учебное пособие – М.: «Проспект». 2008. 2. Дворниченко А.Ю. Русская история с древнейших времён до наших дней. 6-е изд., стер. – СПб., «Лань». 2005. 3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. – М.: «Норма». 2006. 4. Отечественная история. Под ред. профессора Р.В. Дегтярёвой и профессора С.Н. Полторака. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2005. 5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до начала 21века. – М.: «Аст.Астрель, Хранитель». 2007. Дополнительная литература: 1. История России с древнейших времён до конца 20века. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Дрофа». 2000. 2. Отечественная история. Под ред. профессора И.М. Узнародова и профессора Я.А.Терехова. – М.: «ГАРДАРИКИ». 2002. 3. История России. Под ред. профессора В.А. Бердинских. – М.: Академ. Проект. 2005. 4. Расторгуев С.В. История России. Учебное пособие. 2-е изд. Рекомендовано для студентов вузов. – М.: «ОМЕГА». 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|