Проблема надёжности документов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Вопрос №63. Методы анализа документов в социологическом исследовании: классификация, познавательные возможности и направления использования Документ как источник получения знаний в социологических исследованиях В повседневной жизни понятие «документ» фигурирует в узком значении – как официальная бумага. Такой документ может обладать видимыми признаками официального статуса: печатями, штампами и т.д. (паспорт, историю болезни, приказ и др.) В социологии термин «документ» используется в предельно широком значении – как любой носитель информации о социальных явлениях и процессах. Кроме того, любой документ – всегда презентация самого автора (авторов), выраженная в содержании документа, его стиле и средствах выражения. Отсюда и определённая вторичность этого метода: исследователь не имеет прямого контакта с реальностью, которую изучает, как это имеет место в опросе или наблюдении. Термин «документ» определяется как средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человекаЦенность документов и необходимость их использования имеют объективные предпосылки:Потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества.Социальная информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, получаемые другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надёжности. Функции документа: 1. Коммуникативная – способность документа опосредовать передачу информации между социальными субъектами. 2. Смыслообразующая (смыслотворчество) – субъект сам «творит документ». Очень велико субъективное влияние на прочтение текста. Отношение к документу содержит 3 условных смысловых плана: 1)запротоколированные сведения 2)авторские смысловые интерпретации, 3)смысловые интерпретации (открытка с Новым Годом). 3. Сохранение сведений о социальной реальности. 4. Социальная регуляция. влияние на массовое сознание, определяет повседневные социальные практики, н апример, правила дорожного движения, запрет курить в туалете в университете.
Виды документальных источников
Проблема надёжности документов
1. важно знать цель их написания, чтобы представить степень их надёжности. Так, отчёт о деятельности организации, представленный в вышестоящие органы, как правило, не очень надёжный документ, т.к. реализует установки администрации «выглядеть лучше», «не выносить сор из избы». В то же время отчёт о деятельности подразделений, подготовленный «для внутреннего пользования», для реального анализа ситуации, заведомо более надёжен. 2. Исследователю, использующему вторичные документы, необходимо представлять себе и ситуацию подготовки документа, чтобы определить меру его надёжности: кто готовил документы, из каких источников брались первичные данные, каким методом осуществлялся их сбор т.д. Наиболее достоверны документы, подготовленные независимыми экспертами (социологами, аналитиками и т.д.).3. Документы более надёжны, если есть возможность процедурного контроля. 4. Статус документа также влияет на степень его надёжности. Документы, официально признанные несколькими социальными общностями, более надёжны, нежели документы, созданные и используемые отдельными индивидами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|