А) Традиционный анализ документов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 В истории социологии известен факт, когда основой исследования послужили в основном личные документы. В начале XX века американский социолог У. Томас и польский – Ф. Знанецкий предприняли кропотливое изучение личных документов польских эмигрантов с тем, чтобы описать их положение в Европе и Америке. Их работа так и называется «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918). В числе использованных документов были: переписка крестьян-эмигрантов с родными (764 письма), оставшимися в Польше; архивы эмигрантских газет; материалы церковно-приходских общин, землячеств, благотворительных обществ и судебные материалы, связанные с делами эмигрантов; наконец, уникальная автобиография одного из крестьян, написанная по просьбе исследователей и составившая около 300 страниц. На основании анализа личных текстов становится возможным изучение мотивации суицидов, что сделали в своих работах И.Раннер о «социальной дистанции» в юности (1937) и Р.Кэван о самоубийствах (1927). В нескольких исследованиях так называемые жизненные истории (life history) выступают в качестве основного источника. Так, Шоу изучил «жизненные истории» малолетних преступников (1938), Е.Сетерланд специально собрал автобиографии воров (1937). Новый всплеск интереса к личным документам приходит в конце 1970-х – нач.1980-х гг. В этот период начинает остро осознаваться разнообразие форм социальной жизни, когда наряду с модернистскими стилями жизни соседствуют немодернистские, традиционные стили. среди социологов возникает мощная потребность восстановить неведомую, замалчиваемую историю, «дать голос» «маленьким» людям. Происходит обращение к повседневности простого человека (Г. Горфинкель, И. Гофман). Здесь во всей красе расцветает биографический метод, поэтому снова активно начинают использоваться документальные источники для традиционного анализа. Например, исследование Горфинкеля случая мужчины, поменявшего пол, где автор не только использовал метод интервью, но анализ документов мед. учреждений, записок самого информанта[1].
Суть метода. Традиционный метод анализа содержания документов включает обычное, «понимающее» прочтение, восприятие текста, выделение смысловых блоков идей, утверждения в соответствие с целями анализа. Неформализованный анализ документов основан на логических операциях анализа и синтеза, сравнения, определения, оценивания, осмысления. Материалом для традиционного анализа служат, как правило, личные документы, особенно так называемые «человеческие документы» (письма, дневники, автобиографии и т.д.). Здесь традиционный анализ тесно сотрудничает с биографическим методом в социологии, который основан на изучении материалов жизненных историй. А зачастую такими материалами выступают личные записи и документы информантов, анализ которых проводится по канонам метода традиционного неформализованного анализа документальных источников. Янкова и Гелюта выделяют 4 этапа анализа:
Достоинства метода:
Недостатки метода:
2. Большая ресурсоёмкость (временные, трудовые). Итог. неформализованный анализ документальной информации в классическом исследовании используется довольно редко в силу названных недостатков. В то же время на разведывательном этапе роль его достаточно велика: совместно с другими методами (свободном интервью, индивидуальными или групповыми формами экспертного опроса) он «помогает» социологу выделить грани проблемы, более других нуждающиеся в изучении, определить предмет исследования, сформулировать гипотезу. Поэтому ценность этого метода для социологии очевидна. Б) Дискурс-анализ Дискурс – это некая совокупность устойчивых значений, при помощи которых мы описываем определённые области (Лакло, Муфф); формирует социальный мир информанта (Фуко). Цель анализа – помимо содержания документов изучить способы конструирования дискурса автором (речеповедение, кодирование смысла).
Социальный контекст
Как автор говорит о том, что хочет сказать Смысл
Это, так называемая, трёхмерная модель Фэркло. Процедура дискурс-анализа подразумевает:
Пример. Тема - объявления о найме на работу. Текст: «На железнодорожный завод требуется слесарь-электромонтажник. Требования: опыт работы, умение читать эл. чертежи. Условия: пятидневка, з\п 12000 +премии (20-25 т.р.), с переработками 30 т.р., соц. пакет, трудоустройство, предоставляется общежитие» Содержание: технический дискурс (слесарь-электромонтажник), дискурс профессиональных навыков (умение читать чертежи), юридический дискурс (трудоустройство, соц.пакет), экономический дискурс (з/п 12 тыс. руб.) и т.д. Дискурсивная практика: дискурс разговорного стиля (пятидневка, переработки), повествовательный дискурс (требования, условия труда) и т.д. Социальная практика: Главный в тексте – повествовательный дискурс. Автор стремиться донести информацию о вакансии. Из текста ясно, что работодатель готов соблюдать требования трудового законодательства, предоставлять социальные гарантии. Короткие информационно ёмкие сообщения говорят о серьёзных намерениях автора и острой необходимости в новом сотруднике. Итог. Этот вид анализа документов используется крайне редко в виду своей трудоёмкости. Дискурс-анализ текстов требует основательной академической подготовки исследователя, немалых аналитических способностей, а также большого количества времени для анализа. Частичноформализ.а) Опрос текста – экспертные сведения от информанта, не проводя личного интервью.
Например, опрос экологов о состоянии окружающей среды. Блоки: оценка степени загрязненности, виновники, предполагаемые меры борьбы.
б) Информационно-целевой анализ текста (Т. Дридзе) – метод анализа информационной силы текста, позволяет замерить информативность текста. Главная цель анализа – определить коммуникативное намерение автора.
Выделяется 3 уровня структуры текста:
Текст представляется как единая целостная информация. Процедура направлена на то, чтобы выявить степень информированности текста. Информированность первого порядка – нацеленность текста на основное коммуникативное намерение автора. Информированность второго порядка – дополнительная информация, которая не имеет прямого отношения к коммуникативному намерению автора. Процедура анализа: 1. Анализ макроструктуры текста, то есть выделение основных смысловых блоков, направленных на реализацию коммуникативных намерений (предикатов). Предикаты первого порядка – замысел, содержательная цель сообщения, идея всего текста. Предикаты второго порядка – тезисы-аргументы, являющиеся основой для сообщения, подкрепляют замысел автора. Предикаты третьего порядка – иллюстрации к аргументам. Предикаты четвёртого порядка – это «информационный балласт». 2. Анализ микростуктуры текста – набор значимых для реализации коммуникативного намерения синтоксем (фактов), которые представляют собой основные смысловые узлы текста. По синтоксемам можно реконструировать содержание всего текста. Из предикатов 1, 2, 3 выписываются синтоксемы. 3. Считается коэффициент информированности текста. Коэф-т инф-ти= сумма всех синтоксем (N) / сумма предикатов 1,2,3 Коэффициент измеряется от 1 до ~Чем ближе к единице, тем выше уровень информированности текста. Преимущества:
Недостатки:
Формализованные. а) Статистический анализ текстаИспользуется для количественного подсчёта категорий в тексте.Каждая категория обладаем свойством встречаемости. На основе частотных распределений рассчитываются соответствующие коэффициенты.Как правило, используются специальные программы для учёта категорий и расчёта необходимых коэффициентов.
[1] Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Гл. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|