Какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса?
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Б.И.Хасан П.А.Сергоманов Разрешение конфликтов и ведение переговоров Учебное пособие Красноярск - Москва 2001 Данное издание осуществлено при поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) - Россия Рецензенты: доктор психологических наук Н.В. Гришина кандидат педагогических наук А.Г.Каспржак Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. Учебное пособие. В пособии представлены основные понятия современной конфликтологии, предлагаются способы описания и анализа конфликтных ситуаций в практике образования. Систематически изложены способы подготовки, организации и проведения переговоров как основной формы взаимодействия заинтересованных сторон для продуктивного разрешения конфликтов и решения задач образования. Адресовано студентам педагогических высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям вузов и школ, родителям. Работа выполнена при финансовой поддержке Британского совета ISBN 5-93085-007-0 © Хасан Б.И. © Сергоманов П.А. © Институт психологии и педагогики развития СО РАО © «Бонфи» СОДЕРЖАНИЕ Подготовка педагогов в области гражданского образования................................................................................. 5 Предисловие редакторов................................................ 20 Введение........................................................................ 25 Методические рекомендации к проведению курса.............. 31 Часть 1. Конфликт.......................................................... 38 1.1. Понятие и феномен конфликта. Современное состояние исследований проблемы конфликта (методологический аспект)..................................... 39 1.2. Структурное описание конфликта....................... 43 1.3. Функциональное описание конфликта................ 49
1.4. Процессуальное описание конфликта................. 53 1.5. Конфликтная ситуация, ее возникновение и динамика................................................................. 56 1.6. Участники конфликта......................................... 63 1.7. Стратегии и тактики в конфликте........................ 74 1.8. Разрешимые и неразрешимые конфликты........... 83 1.9. Специфика конфликтов в образовательных процессах................................................................ 87 1.10. Учебная ситуация как конфликт........................... 94 1.11. Половозрастная специфика конфликта............... 102 Часть 2. Переговоры....................................................... 119 2.1. Шаг 1. Обсуждение ожиданий и программы (один из возможных вариантов)................................... 130 2.2. Шаг 2. Введение в модели разрешения конфликта........................................................................ 135 2.3. Шаг 3. Введение в переговоры. Игра «Переговоры в школе»: обсуждение стереотипов конфронтации..................................................................... 139 2.4. Шаг 4. Введение представлений о технологии переговорного процесса. Тренировка переговоров..................................................................... 147 2.5. Шаг 5- Введение представлений о подготовке кпе-реговорам. Тренировка переговоров с подготовкой.................................................................... 151 2.6. Шаг 6. Введение представлений об анализе переговоров. Тренировка анализа переговоров............ 155 2.7. Шаг 7. Введение представлений об организации переговоров (посредничестве). Тренировка организации переговоров........................................ 158 2.8. Шаг 8. Обсуждение результатов практикума......... 161 Справочные материалы для студентов.............................. 162 Позиционно-функциональные модели организации взаимодействия.................................................................. 162 Арбитраж........................................................................ 162 Давление (конфронтация)................................................ 164 Переговоры..................................................................... 166 Переговоры при помощи посредника............................... 168 Консультирование........................................................... 170
Представительство.......................................................... 173 Миротворчество............................................................. 175 Часть 3. Методический инструментарий для учебных занятий по анализу, конструированию конфликтов и ведению переговоров............................................................ 177 3.1. Эксперимент для изучения переговоров............... 179 3.2. Определение поля «Prima acta»............................ 181 3.3- Эксперимент для изучения рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии................... 185 3.4. Игровая процедура «Поток»................................. 190 3.5. Игровая процедура «Общий ресурс»..................... 193 3.6. Игровая процедура «Конфликт понимания».......... 199 3.7. Игровая процедура«Экстериоризация внутреннего конфликта».................................................... 202 Часть 4. Библиография. Зарубежные и отечественные исследования конфликтов: история и современность.......... 205 Декларация принципов толерантности............................. 229 ВВЕДЕНИЕ Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился до нас извне. СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ - Каковы основные признаки нового отношения к конфликтам? - Что означает конфликтная компетентность в этом новом подходе? -Действительно ли школьное образование - наиболее адекватное тесто» для формирования конфликтной компетентности? - Что мешает формированию конфликтной компетентности? В течение последних лет мы довольно регулярно проводим курсы повышения конфликтной компетентности для педагогов и психологов школ и вузов в рамках группы проектов по гражданскому образованию. Основными задачами этих курсов мы считаем: - преодоление стереотипии негативного отношения к конфликту (преодоление страха перед конфликтом); - формирование основных навыков анализа конфликтных ситуаций; - формирование навыков организации и проведения переговоров для разрешения конфликтов в условиях школы. Одна из особенностей наших программ состоит в том, что мы пытаемся не столько предоставить учителю методы работы с детьми, сколько сработать на личностное и профессиональное развитие самого учителя. Мы исходим из допущения того, что в области разрешения конфликтов важно не только многое знать и понимать, но и, очевидно, уметь. Главные трудности и особый интерес представляет работа именно со взрослыми, социально, а иногда и профессионально уже достаточно компетентными людьми. Дело в том, что за каждым человеком стоит очень богатый личный опыт участия в различных конфликтах и соответствующих переживаний. Этот опыт, конечно же, сформировал определенное отношение-уста-
26_ новку. Мы точно знаем, что в абсолютном большинстве случаев эта установка негативная. Тот факт, что участники программ и слушатели курсов изъявляют желание пройти переподготовку, вовсе не свидетельствует о действительной готовности к самоизменениям и уж тем более к отказу от ряда устойчивых и, казалось бы, вполне очевидных стереотипов педагогической деятельности. Возникают вопросы: насколько мощно укоренена традиция силового преодоления препятствий; не фатален ли уже этот стереотип для взрослого, профессионально сформировавшегося человека; возможно ли, не нарушив общих профессионально важных установок, преодолеть один из самых древних стереотипов социального поведения? К обоснованию подхода Мы можем признать, что в последнее время конфликтная проблематика вошла в состав изучаемой в педагогическом образовании, а курсы конфликтологии становятся такими же модными, как и психотерапевтические (см.: [1; 2; 3])- Однако большинство авторов, посвящающих свои работы этой проблеме в школе, основное внимание уделяют исключительно межличностным отношениям, возникающим по поводу образования и как бы рядом с ним, не затрагивая при этом ядерных характеристик образовательного процесса. Совершенно замечательно то, что почти не заметно авторов, которые бы продолжали прямо пугать конфликтами учителей и учащихся, как это было еще совсем недавно. Мы же полагаем, что учитель всегда является как минимум непременным участником особого конфликтного процесса, а в хороших случаях -и конструктором, и организатором учебных (образовательных) конфликтов. Если мы всерьез признаем противоречивый характер процессов учения-обучения, то следует всерьез обсуждать именно конфликтную компетентность как базовую характеристику эффективной учебной и, шире, образовательной коммуникации.
Противоречивый характер образовательных процессов обусловлен целым «букетом» противостоящих интересов, требующих согласований. Это и детско-взрослая событийность, и отношения в связи с оцениванием-самооцениванием, и учебная и социальная успешность-неуспешность, и т.п. Разумеется, такая бо- гатая противоречивость порождает множество конфликтов, разрешение которых и составляет собственно учебный и в целом образовательный процесс. Но, в какую сторону будет направлен этот процесс, к каким результатам он приведет, будет зависеть от того, насколько педагог оснащен способами работы с конфликтом, т.е. от его конфликтной компетентности. При этом мы должны прежде всего различать: 1. Такое воплощение в конкретных ситуациях этих противоречий, которое можно условно назвать естественными конфликтами, т.е. случающимися независимо от нас. 2. Наряду с ними мы можем специально конструировать (искусственно создавать) такие конфликты, в которых удерживаются учебные (образовательные) противоречия для их продуктивного разрешения и, таким образом, достижения учебных результатов и образовательных эффектов. Теперь определимся, что мы пока в самом общем виде называем конфликтами. Конфликт - это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения. Отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентности существуют два уровня: - первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения; - второй предусматривает умения проектировать необходимые для достижения учебных результатов конфликты, конструировать их непосредственно в ситуациях учебного взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников ситуации. И в дополнение к сказанному нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формировать конфликтную компетентность как способность учащегося. Это обстоятельство требует особого внимания, т.к. учащиеся являются самыми придирчивыми и внимательными экспертами именно в области педагогической конфликтной компетентности. 28_ Что входит в содержание конфликтной компетентности Полагая, что конфликтная компетентность является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализма, мы рассматриваем ее как неотъемлемую составную часть общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде мы можем определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.
При проведении занятий с педагогами для повышения их конфликтной компетентности мы исходим из нескольких главных положений: 1. В современной конфликтологии общепризнано, что переговоры являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры как распространенная жизненная реальность создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества. Содержание кооперации, задаваемой противоречиями: ребенок-взрослый; уче-ник-учитель; руководитель-подчиненный; учитель-родитель и т.п., может стать реальной основой школьных сообществ, ориентированных на высокое качество жизни. 2. Обучение будущих педагогов, переподготовка и повышение квалификации действующих в области разрешения конфликтов и ведения переговоров могут происходить в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях. Условия работы с курсом Курс выстроен как практикум, предназначенный для апробирования и последующей личной систематизации участниками навыков анализа конфликтных ситуаций, распознавания их разновидностей; навыков ведения переговоров для разрешения противоречий; навыков проектирования и конструирования продуктивно ориентированных конфликтов для достижения эффектов развития. Предполагается, что способ организации занятий соответствует их содержанию. Т.е. тренер (ведущий) обязательно сам выступает как сторона в определенном конфликте, а также ведет и организует переговоры с участниками практикума. Какое место в учебном плане и графике может занимать курс? Курс рассчитан для 8-го или 9-го семестра, т.е. для студентов, у которых появился опыт педагогической практики: практики проведения уроков, практики организации внеурочной жизни детей. Это могут быть экскурсии, походы, проекты совместной деятельности и т. п. Чем более богат педагогический опыт студента, тем более эффективным будет курс. Какая подготовка необходима студентам для освоения программы курса? В программе курса предполагается работа с описанием разных конфликтных ситуаций. Письменное оформление позволяет более жестко схватывать структурные и динамические характеристики конфликта и тем самым производить более очевидный учебный эффект. Интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске варианта решения конфликта, при выработке соглашения в переговорах. Поэтому авторы курса в работе опираются на навыки студентов в описании и интерпретации межличностных отношений и индивидуальных, внутренних переживаний. Для работы с конфликтами необходимо умение видеть ситуацию в целом, учитывать и свое мнение, и мнение другого участника (оппонента). Необходимо удерживать как собственные основания и интересы, так и основания и интересы партнера по переговорам. Таким образом, студенты, проходящие курс, должны иметь способность встать не просто на точку зрения другого, но удерживать в своем видении конфликтной ситуации видение другого. Обыденный опыт не позволяет проявить такую способность и, как правило, закрепляет эгоцентрическую позицию в конфликте. При обсуждении школьных конфликтных ситуаций, с одной стороны, важно понимать школу «изнутри», т.е. иметь опыт участия в жизни школы, а с другой стороны - важно понимать школу 30_ как организацию со специфической культурой, т.е. иметь опыт рефлексии школьной жизни. В этом отношении нам кажется важным видение студентами «скрытых реальностей школьной жизни» [4], тех формальных и неформальных норм поведения и отношений членов школьного сообщества, отдельных групп и группировок, которые определяют процессы принятия решений, школьную коммуникацию, общую атмосферу. Это обстоятельство является важным, поскольку образует контекст и корректность поведения педагога с техническими навыками разрешения конфликтов и ведения переговоров. Простой перенос переговорных технологий в школу без учета ее контекста является для нас неудачным примером обучения. Практикум предполагает работу в малой группе, поэтому важно, чтобы студенты уже имели навыки общения - построение обратной связи с собеседником, слушание, интерпретация высказываний собеседника, задавание вопросов, построение ситуативных высказываний и т.п. Студенты ко времени прохождения курса также должны изучить базовые гуманитарные университетские курсы: философию, культурологию, право, социальную психологию, психологию развития, возрастную психологию, социологию, антропологию (философскую), историю отечества, историю культуры и т.д. Кроме того, важно, чтобы студенты имели опыт работы с детьми в современной школе или временном детском коллективе (лагере). Важно иметь этот опыт в описаниях (дневники педагогической практики, отчеты о педагогической практике и т.п.).
Конфликт
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|