Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение поля «prima acta»




Если твой противник сделал ложный шаг - будь осторожен. Вы танцуете под одну музыку.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Данная методика предназначена для оформления в анализе стартовых характеристик конфликтного действия и прогнози, рования характера разворачивающейся конфликтной деятель, ности.

Поле «Prima acta» (первого действия, которое знаменует со, бой начало конфликта) представляет собой пять выделенных экспериментальным путем биполярных шкал, по которым оце, ниваются характеристики конфликтного действия по известно, му правилу: чем ближе к одному из полюсов, тем ярче выражен признак. Нейтральное положение на шкале свидетельствует о том, что оценивающий затрудняется в характеристике действия по заданному признаку.

Для анализа выбирается то действие, которое, по мнению анализирующей группы, являлось инициировавшим (спровоци, ровавшим) конфликтный характер взаимодействия.

Целью такого анализа являются: установление закономерных связей стартовых характеристик взаимодействия и характера его дальнейшего разворачивания и завершения; установление связей исходных параметров поведения участников, стратегий и тактик, применяемых для разрешения конфликта.

Материал такого анализа может оказаться весьма полезным при подготовке переговорного процесса.

Вопросы интервью для посредника

Диффузное - концентрированное Пролонгирующее - законченное Неявное - очевидное

Опосредованное - непосредственное

(прямо адресованное)

Неадекватное - адекватное

182 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Расшифровка значения шкал

Для иллюстрации расшифровки воспользуемся протокола, ми экспериментов по предыдущей методике «Эксперимент для изучения переговоров».

1 шкала - «диффузное - концентрированное». Пример:

«Что ты делаешь? Ты у меня здесь все испортил», диффуз, ный характер.

«Стой! Ты своей правой полосой рушишь мне построение!» - концентрированный характер.

Таким образом, диффузно характеризуемое действие может быть интерпретировано как деструктивное или несовместимое с встречным действием в данной ситуации вообще без указа, ний на какие,то частности, фрагменты. Оно может оказаться не, приемлемо все целиком.

Концентрированное действие - наоборот - предельно кон, кретно. В нем выделены именно те фрагменты, которые жела, тельно оставить без изменения или скорректировать.

2 шкала - «пролонгирующее - законченное». Пример:

«Не торопись, попробуем обсуждать каждую фигуру» - про, лонгирующее.

«Не трогай пока две левые фигуры!» - законченное.

Пролонгирующее действие содержит указание на парциаль, ность и подразумевает дальнейшее согласованное взаимодей, ствие. Законченное, наоборот, целостно и сразу реализует по, ставленную в данном акте цель, исключая на этот момент учас, тие другой стороны.

3 шкала - «неявное - очевидное». Пример:

Удержание руками полос с изображением фигуры и одно, временное обсуждение другого фрагмента работы - неявное.

«Я буду собирать сейчас две левые, ты их пока не трогай» -очевидное.

4 шкала - «опосредованное - прямо адресованное». Пример:

Текст, адресованный как бы другому участнику эксперимен, та: «Надо разрезать или согнуть полоски посредине» (понятно,

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 183

что на самом деле это замечание касается экспериментатора, как собственника стимульного материала) - опосредованное.

Текст, адресованный экспериментатору: «Эти условия выпол, нить нельзя» - прямо адресованное.

Здесь в том и другом случаях действия адресованы экспери, ментатору и открывают во взаимодействии новую конфликт, ную линию. В первом случае оно (действие) прямо к экспери, ментатору не обращено, но имеет своей целью изменение усло, вий задачи. Эти изменения ожидаются в ответ на угрозу разру, шения экспериментального материала. В другом варианте с по, мощью такого действия проверяется степень допускаемой экс, периментатором свободы действия испытуемого. Во втором случае действие прямо адресовано экспериментатору, и тем са, мым участник подчеркивает, что реально находится во взаимо, действии именно с ним, а не со своим партнером.

5 шкала - «неадекватное-адекватное».

Пример:

Попытка одного из участников молча зажать руками все по, лоски одновременно, что сделать невозможно (по конструктив, ным особенностям стимульного материала), чтобы не дать дру, гой стороне предпринять какие,либо действия по выполнению задания - неадекватное.

«Перестань двигать полосы как попало, так мы с тобой ниче, го не сделаем!» - адекватное.

Неадекватные, выходящие за рамки обычных для данного типа ситуаций, действия как «Prima acta» в конфликте, обычно и замыслены таким образом, чтобы быть неожиданными. В этом их предполагаемая эффективность.

Ситуационносообразные характеризуются как соответству, ющие логике разрешения конфликта и обычно отражают неко, торые стереотипы поведенческих стратегий в известных типах ситуаций. Такие действия достаточно быстро идентифицируют, ся участниками.

Интерпретация результатов

Возможны следующие варианты интерпретации:

1. общий сдвиг профиля в поле означает высокую степень офор, мленности ситуации как конфликтной для участников;

2. сдвиг по одной или нескольким шкалам означает следующее:

184 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

1 шкала - наличие,отсутствие представлений о стереотипах решения конфликта;

2 шкала - тактический,стратегический характер действий;

3 шкала - готовность,неготовность обсуждать (представлять) свой технический ресурс по разрешению ситуации;

4 шкала - отношение к другой стороне как непосредствен, ному (партнеру,оппоненту) участнику взаимодействия или представителю третьего лица;

5 шкала - степень связности представленного конфликтно, го действия и его субъективного основания.

В дополнение к предложенному полю могут появиться и дру, гие шкалы, например выраженности конфронтации. Однако ис, следования показали, что такой характер стартового действия далеко не всегда однозначно стратегичен и разрушителен по от, ношению к встречному действию и его носителю. Потенциаль, но оно может содержать и реализовывать вполне положитель, ные установки.

Конфронтационность подчеркивает лишь тактический мо, мент.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 185

3.3. ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОРРЕКЦИИ В КОНФЛИКТНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ1

Ах, если бы мы могли видеть жизнь, а не ситуацию.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Эксперимент представляет собой подготовку и осуществле, ние коммуникативного акта при заведомо определенных кон, фликтогенных условиях. В эксперименте в зависимости от мо, дификации участвуют от трех до шести испытуемых, разделен, ных на две группы.

Участникам эксперимента в инструкции сообщается, что все они будут готовиться к акту коммуникации (переговорам) от имени группы или от себя лично, а затем после подготовки один из них (кто, они определяют сами) осуществит реальное взаи, модействие с представителем из второй группы, реализующей другую роль во взаимодействии.

Возможные варианты типов коммуникаций:

- педагог - ученик;

- педагог - родитель;

- руководитель - подчиненный;

- ученик - ученик;

- педагог - педагог;

- психолог - педагог и др.

Затем для групп (каждой в отдельности) выдается информа, ция, необходимая для освоения роли и подготовки к взаимо, действию.

Необходимость выработки согласованного группового ре, шения, обусловленного предстоящим ответственным предста, вительским выступлением одного из участников приводит в группе к «мышлению вслух», что дает экспериментатору и на, блюдателям возможность изучать в динамике весь процесс про, явления и развития отношений, выработки, реализации, анали,

1 Данная методика была специально разработана для выделения операциональ, ных элементов в рефлексивном акте и изучения их зависимости от конфлик, тных характеристик (Б.И.Хасан, 1986). В качестве теоретико методологичес, ких оснований разработки положены работы Н.Г.Алексеева и Г.П.Щедровиц, кого.

186 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

за оснований и коррекции решений (при хороших условиях же, лательна видеосъемка для последующего анализа всей группой).

Эксперимент проводится в несколько этапов.

1-й этап. Обсуждение исходной информации и принятие согласованного решения о стратегии будущего взаимодействия; выдвижение фигуры для реального контакта.

2-й этап. Реализация избранной стратегии во взаимодей, ствии (в присутствии с каждой из сторон остальных участников эксперимента, но без их вмешательства в акт взаимодействия).

3-й этап. Прерывание (прекращение) взаимодействия и воз, вращение к обсуждению в группах. Анализ и коррекция действий сторон вплоть до замены исполнителей.

4-й этап. Возвращение к взаимодействию после группово, го обсуждения и коррекции стратегий (тактик). При необходи, мости 3,й и 4,й этапы могут повторяться до тех пор, пока учас, тники не сочтут задачу решенной.

5-й этап. Совместное (экспериментатор и обе группы учас, тников) обсуждение хода и результатов взаимодействия.

С точки зрения обнаружения рефлексивных процессов наи, больший интерес представляет 2,й этап, во время которого про, исходит как бы «раздвоение» позиционера (при условии при, своения роли, значимым качественным признаком которой яв, ляется переход в обсуждении ролевого поведения от место, имений «он», «она», «они» к местоимениям «я», «мы»).

В качестве материала для принятия ролей и выбора сторон для ведения переговоров можно предложить сюжет из телесе, риала «про школу».

В 11 классе 5 и 6 уроки - сдвоенный урок физики. После звонка в

класс входит Зоя Витальевна (З.В.) (возраст примерно от 44 до 48,

не замужем, в школе - сразу после пединститута, последние 10 лет

завуч).

З.В. останавливается в дверях, принюхивается.

- Ну, это уже совсем 11,а до ручки дошел. Кто курил в классе?! Тишина.

- Всем встать! Еще раз спрашиваю: кто курил в классе? Все стоят. Тишина.

- Так, понятно. Все как обычно. Гадить умеете, отвечать - нет. Если сейчас же тот, кто курил, не выйдет к доске, всему классу будет снижена годовая оценка по физике.

К доске медленно выходит юноша, за ним еще один, затем девуш, ка и еще трое или четверо.

- Замечательно, (называет вышедших по фамилиям и отмечает в журнале.) Я полагаю, вы прекрасно знали, нарушая школьное пра,

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ _________ 187

вило, что делали и чем это чревато. Вам будет снижена оценка по физике за год. Все могут садиться, переходим к уроку. Вышедшие проходят на свои места.

В классе начинается гул недовольства, из которого становится по, нятно, что тот, кто курил, на самом деле к доске не вышел. К нему поворачиваются, выразительно смотрят, негромко, но язвитель, но намекают про мужское поведение. Наконец «виновник» встает и выходит к доске:

- Это я один курил. В окно. Мне и снижайте оценку. З.В., делая еще одну отметку в журнале:

- Где же ты раньше был? Теперь поздно. Те, кто тебя из ложного чувства товарищества прикрыл, сами взяли на себя ответствен, ность. Правда, тоже не сразу и, по,моему, как,то очень уж демон, стративно. Я считаю, что поскольку они солидарны с тобой, то тоже заслуживают наказания. Все. Решение принято. Наказаны будут все, кто тебя прикрывал, вместе с тобой.

В классе нарастает гул недовольства, слышны возмущения. Только

одна (по предыдущему сюжету понятно, что староста) девушка вро,

де бы оправдывает учительницу.

На этом эпизод заканчивается.

Второй эпизод.

В классе во время перемены. Ребята выясняют отношения с ви,

новником, который лениво отбивается:

- Кому охота была с ней связываться? Покричала бы и успокои, лась. Не так,то просто снизить всему классу оценки за год. Это ведь и ей тоже (кивает в сторону старосты). И вообще какого чер, та вы полезли? В герои захотелось? Вот теперь получите.

Один из юношей:

- Надо попробовать побороться. Давайте пойдем к директору, объясним, что Зоя зарвалась. Он ее на место поставит.

- Да надо самим ее на место поставить. Это ж надо додуматься: оценку за год. Ну мне еще куда ни шло, а у Мишки медаль может накрыться. (К Мишке) - Ты,то чего высунулся? (Глядя на одну из девушек, понимающе спохватывается), А, понял. Ну тогда все по, лучают, что хотели.

- А я придумал как Зою проучить...

Дальше сюжет разворачивается в показ оппозиции самосто, ятельного воздействия на учительницу или через апелляцию к высшей инстанции.

Интересен эпизод разговора группы учеников с директором.

Директор (после объяснения ситуации, главными пунктами кото,

рого были: наказание в действительности невиновных и чрезмер,

ная суровость наказания):

- Вы же отлично знали, что курить в школе категорически запре, щается. Знали?

- Знали.

- Вы люди взрослые. Провинились, имейте мужество нести ответ, ственность. А то, как малыши: набедокурили и «мы больше не бу, дем, не наказывайте нас». Пора уже повзрослому строить отноше, ния.

Дальше в сюжете сериала появляется фигура психолога, ко, торого директор пригласил для разрешения конфликта.

188 __________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Психолог начинает изучать личностные характеристики учи, тельницы, обнаруживает ее одиночество и другие трудности и предлагает психотерапевтическую помощь. Это предложение с негодованием отвергается и следом предъявляется ультиматум директору: «Или я или психолог».

11 класс прибегает к придуманному способу самостоятель, ного воздействия на противницу. Эта затея проваливается, так как «кто,то донес». Теперь класс занимается выяснением, кто донес, и раскалывается на два лагеря: «активных» и «болото». В эти разборки втягивается молодая учительница - классный ру, ководитель. Она, конечно, на стороне ребят и пытается погово, рить с З.В. (оказывается, она ее бывшая ученица). В разговоре З.В. «ставит свою молодую коллегу «на место».

Приглашенный в школу психолог последовательно встреча, ется со всеми персонажами, предлагая им помощь в том, чтобы разобраться в себе. Почему то его предложения все отвергают.

В это противостояние постепенно втягиваются родители и остальные учителя.

В финале виновника не допускают к выпускным экзаменам в этом году и он готовится к службе в армии. Тем, кто претендо, вал на медаль в конце концов удалось ее получить. Девушка,ста, роста была вынуждена заканчивать другую школу после нервно, го срыва (это наказание за непосредственность и честность). Влюбленные одноклассники (Миша и та, из,за которой он рис, кнул) расстались. З.В. что,то поняла.

Если не обращать особого внимания на некоторый литера, турный штамп, представленный сюжет в отдельных своих фраг, ментах достаточно типичен для современной школы. Это зна, чит, что он может рассматриваться в качестве макета и из него можно выбирать эпизоды для моделирования конфликтов в рам, ках предложенной выше схемы.

Во время подготовки к взаимодействию важно вести наблю, дение за обсуждением в группах и выдерживать согласование некоторых деталей: имен, времени, возраста ребенка, места дей, ствия и т.д. Иначе во время контакта могут произойти сбои, в значительной мере элиминирующие эффект эксперимента.

Наблюдение на первом этапе дает важные показатели для ди, агностики социальных групповых стереотипов конфликтного поведения, а также данные для обобщения по этим аспектам.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 189

Важно отмечать диапазон возможных (заявлявшихся в груп, пах) перспектив в разворачивании взаимодействия и его исхо, дов.

Особое место в данном эксперименте занимает сравнитель, ный анализ первичных (навязанных фабулой) установок с ре, альными действиями и исходом взаимодействия.

В динамике и характере действия групп важно выделять осо, бенности в отношениях между действующим представителем и остальной группой, контролирующей ход взаимодействия как бы извне (натурализация рефлексивной позиции). Рекоменду, ется при анализе специально обращать внимание наблюдате, лей на выяснение вопроса о том, на что более всего было на, правлено внимание самого наблюдателя.

В качестве модели для наблюдения можно использовать схе, му развернутого акта рефлексивной коррекции:

- остановка непродуктивного действия за счет перехода в аналитическую позицию;

- отчуждение,объективация действия за счет его специаль, ного оформления;

- содержательная реконструкция ситуации с точки зрения соответствия замыслу,цели;

- соотнесение характеристик действия,взаимодействия с возможностями в данных условиях разрешения общего зат, руднения;

- соотнесение сложившейся ситуации с содержательным кон, текстом.

190 ___________________________________ Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ

3.4. ИГРОВАЯ ПРОЦЕДУРА «ПОТОК»1

Иногда колокол раскачивает звонаря.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Это занятие представляет собой специально отрегулирован, ное взаимодействие нескольких групп по 2,3 человека в усло, виях очевидно значительного неравенства ресурсов. Всего уча, стников игры может быть до 30 человек, объединенных в 10 иг, ровых групп. В других вариантах возможно участие индивиду, альных «игроков» и соответствующих позиций может быть мень, ше, однако практика проведения подобных занятий показыва, ет, что полноценную конфликтную модель можно получить при участии не менее 6 позиций.

Разыгрывается простая модель экономической ситуации. Иг, рающие пространственно расположены по следующей схеме (см. рис. 1).

Рис. 1

Инструкция

Представьте себе, что на схеме (рис. 1) изображена река, по берегу которой расположено 10 предприятий, руководителями

1 Данная процедура разработана в Новосибирском филиале ВИПК Минэнер, го в 1986 году для подготовки управленческого персонала отрасли и для изу, чения типов принятия решений в конфликтных ситуациях, где стороны обла, дают неравным ресурсом (по характеру), но вполне сопоставимым по эффек, тивности воздействия. Одной из задач в разрешении таких конфликтов явля, ется обнаружение видимости неравенства и установление неэффективности директивных стратегий.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 191

которых являетесь Вы. Все предприятия используют для своих нужд воду из реки и отработанную снова сбрасывают ее в реку.

Вы можете принимать решение о сбросе либо очищенной, либо неочищенной воды. Вместе с тем, по условиям игры, ис, пользовать, взять из реки для своих нужд воду Вы должны толь, ко очищенную.

Каждое предприятие условно имеет свою специфику загряз, нения воды.

Предварительная (на входе) очистка воды от каждого вида загрязнения обходится Вам в 5 тыс. условных денежных еди, ниц (деньги для игры вы получите позже). Это означает, что если, допустим, 3 предприятия из тех, что расположены перед Вами, сбросили неочищенную воду, Вы обязаны затратить на очист, ку при входе 15 тыс.

Очистка воды после употребления (на выходе) обходится Вам в 10 тыс., т.е. затраты на эту очистку всегда стабильны и не зависят от расположения Вашего предприятия среди других и от их действий.

Для затрат на очистку воды каждому предприятию выдается дотация. Ее величина покрывает без остатка затраты на предва, рительную очистку при условии максимального загрязнения воды (если все расположенные выше предприятия сбросят нео, чищенную воду).

Внимание! Вся экономия средств, выделенных на очистку, перечисляется в прибыль.

Ваша игровая цель, при рациональном использовании реки получить максимальную прибыль.

После того как ведущий убедится, что участники поняли эти условия, им выделяются условные денежные единицы в таком порядке: 1 группа, не получает ничего, так как к ней всегда по, ступает чистая вода, выше на реке нет предприятий; 2 группа, 50 тыс.; 3 группа, 100 тыс.; 4 группа, 150 тыс.; 5 группа, 200 тыс.; 6 группа, 250 тыс.; 7 группа, 300 тыс.; 8 группа, 350 тыс.; 9 группа, 400 тыс.; 10 группа, 450 тыс.

Затем сообщается, что игра будет состоять из 10 раундов, во время каждого из которых необходимо принять соответствую, щее решение, сообщить его ведущему и оплатить расходы по очистке воды в банк. Во время раунда группы не должны взаи, модействовать. Такая возможность им представится во время со,

192 ___________________________________ Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

вещания. Собравшись на совещание, группы с учетом основных технических условий игры (необходимость очистки на входе и размер оплаты) могут принять любое согласованное решение, в том числе и по своему усмотрению распорядиться имеющей, ся у них суммой. По условиям игры, ведущий не имеет права наказывать группу за нарушение договоренности ее с другими группами, не имеет права взимать штраф и пр. Первое трехми, нутное совещание участники игры проводят по инициативе ве, дущего после второго раунда. Затем им сообщается, что все пос, ледующие совещания могут происходить по инициативе самих участников, но только в перерывах между раундами и за плату. Такса: 1 минута - 1 тыс. Это означает, что группа, пожелавшая устроить переговоры, обязана дождаться перерыва между раун, дами, объявить о том, что она берет время на совещание (или другой тайм,аут), уплатить за потраченное на переговоры вре, мя по таксе. Обычно плата принимается вперед.

Конфликтогенность в данной процедуре задается неравен, ством ресурсов участников процедуры при взаимозависимости и взаимовлиянии в игровом пространстве. Основные линии кон, фликтного поведения разворачиваются во время раунда внут, ри группы, во время совещаний между группами.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ __________ 193

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...