Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Анализ эффективности деятельности предприятия (расчет коэффициентов рентабельности)





 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Их используют для оценки деятельности предприятия, как инструмент инвестиционной политики и в ценообразовании. Рентабельность полнее, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что является сравнительным показателем и характеризует соотношение результата (прибыли) с ресурсами (затратами).

В экономике предприятия используется множество показателей (коэффициентов) рентабельности (в зависимости от того, с чьей позиции и для каких целей, оценивается эффективность деятельности предприятия). С помощью показателей рентабельности, приведенных в таблице 5.1, можно проводить пространственно-временные сопоставления - оценивать конкурентные позиции предприятия, его привлекательность для инвесторов и тенденции развития.

Следует различать понятия экономический эффект и экономическая эффективность. Экономический эффект - это показатель, характеризующий абсолютный результат деятельности предприятия, он измеряется в денежных или натуральных единицах (примером может быть прибыль, доход от реализации, валовой национальный продукт и т.п.). Экономическая эффективность - это относительная показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Показатели эффективности чаще всего строятся в виде коэффициента (в числителе - величина эффекта, в знаменателе - ресурсов или затрат, необходимых или потраченных на его получение). Наиболее распространенными показателями эффективности предприятия как раз и являются различные виды рентабельности.


Таблица 5.1. Показатели рентабельности, используемые в деятельности предприятия (показатели могут быть безмерные (коэффициенты), но чаще измеряются в процентах)

Наименование и условное обозначение показателя Формула (способ) расчета Область использования Рекомендуемое значение
1 2 3 4
1. Рентабельность определенной (i-й) продукции (Рпрод) Рпрод = Пвi/ВРi (отношение валовой прибыли от i-й продукции (Пвi) к выручке от реализации данной продукции - ВРi) При выборе видов деятельности, производимой продукции, обоснований цен на них Не ниже норматива прибыли, заложенного в цене i-й продукции
2. Рентабельность продаж (Рпродаж) или уровень рентабельности Рпродаж = Пр/ВР (отношение прибыли от продаж (от реализации - Пр) к суммарной выручке от реализации продукции - ВР) При обосновании расширения объемов и номенклатуры производимой продукции Не ниже среднего норматива прибыли по всей выпускаемой продукции и рост в динамике
3. Рентабельность производства (Рпр) Рпр = Пв/С (отношение суммарной валовой прибыли (Пв) к себестоимости производства и реализации продукции - С) Оценивают конкурентоспособность производства на данном предприятии, окупаемость затрат 20 - 25% (рекомендуется по отраслям с учетом создания возможностей и источников для развития)
4. Рентабельность предприятия (общая) (Рпред) Рпред = Пб/ВБср (отношение прибыли до налогообложения (балансовой - Пб) к среднегодовой стоимости имущества (валюте баланса) - ВБср) Общий показатель доходности предприятия. Показывает выгодность инвестиций в развитие предприятия Не ниже средней ставки за пользование банковскими кредитами
5. Рентабельность собственного капитала (Рск) Рск = Пч/СКср (отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости собственного капитала - СКср) Показывает выгодность инвестиций собственников в предприятие и его развитие То же, и Рск > Р пред
6. Рентабельность акционерного капитала (Рак) Рак = Пч/АКср (отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости акционерного капитала - АКср) Показывает эффективность капитала, инвестиций собственников в предприятие Не ниже процентной ставки по банковским депозитам

 



Таблица 5.2. Расчет показателей рентабельности

№ п/п Показатели Предшествующий период Отчетный период Изменения
1 Исходные данные для расчета показателей рентабельности      
1.1 Выручка от реализации товаров, руб. 5275489 15586022 10310533
1.2 Полная себестоимость реализованных товаров, руб. 3557768 7872182 4314414
1.3 Прибыль от реализации (от продаж) (стр. 1.1 - стр. 1.2), руб. 1717721 7713840 5996119
1.4 Бухгалтерская прибыль, руб. 446722 3311970 2865248
1.5 Чистая прибыль, руб. 446474 3309137 2862663
1.6 Стоимость основных средств, руб. 4590904 4013528 -577376
1.7 Стоимость внеоборотных активов, руб. 5572474 4997654 -574820
1.8 Стоимость оборотных активов 19601478 24909483 5308005
1.9 Стоимость материально-производственных запасов, руб. 3509186 6508163 2998977
1.10 Стоимость активов (имущества), руб. 25173952 29907137 4733185
1.11 Стоимость собственного капитала, руб. 7340863 10445186 3104323
2. Расчет показателей рентабельности, %      
2.1 Рентабельность реализованной продукции (Ррп) (стр. 1.3 / стр. 1.2 ´ 100) 48,3 97,99 49,69
2.2 Рентабельность производства (Рп) (стр. 1.4 / (стр. 1.6 + стр. 1.9) ´ 100) 5,5 31,5 26,0
2.3 Рентабельность активов (Ра) (стр. 1.4 / стр. 1.10 ´ 100) 1,8 11,1 9,3
2.4 Рентабельность внеоборотных активов (Рвоа) (стр. 1.4 / стр. 1.7 ´ 100) 8,1 66,3 58,2
2.5 Рентабельность оборотных активов (Роа) (стр. 1.4 / стр. 1.8 ´ 100) 2,3 13,3 11,0
2.6 Рентабельность собственного капитала (Рск) (стр. 1.5 / стр. 1.11 ´ 100) 6,1 31,7 25,6
2.7 Рентабельность продаж (стр. 1.4 / стр. 1.1 ´ 100) 8,5 21,2 12,7

 

На практике также следует различать показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность - параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного или инновационного проекта (программы). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия.

Таким образом, по показателям рентабельности можно судить об эффективности деятельности предприятия, его финансовых успехах. Причем данный показатель намного эффективней показателей прибыли, так как позволяет сопоставить получаемые результаты с затраченными средствами.

Рассчитаем показатели рентабельности для ООО «Елена» (табл. 5.2).

Из данных таблицы 5.2 следует, что показатели рентабельности за отчетный период по сравнению с базисным значительно выросли, что подтверждает высокую эффективность деятельности ООО «Елена». Особенно существенно увеличились показатели рентабельности внеоборотных активов и реализованной продукции.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.