Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учреждения как организации




 

Предприятия и учреждения - это две разновидности организаций, отличающихся друг от друга. В отличие от предприятий деятельность учреждений носит непроизводственный характер. Как правило, этот непроизводственный характер выражается (также как и у предприятий) в оказании услуг, но только в данном случае услуги носят непроизводственный характер.

Услуги производственного характера от услуг непроизводственного характера отличаются их направленностью. Услуги производственного характера направлены на удовлетворение материальных или физических потребностей членов общества, в то время как услуги непроизводственного характера удовлетворяют потребности в социально-культурной или административно-политической сферах (учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. д.).

Как считает Л.Л. Попов, "учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры".

Как отмечает Д.Н. Бахрах "учреждение-это разновидность организации образованной собственником для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера, а также для осуществляения управленческих, социально-культурных и административно-политических функций.

Данные определения соответствуют определению данному в законодательстве. В частности закреплено, что учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником (ст. 120 ГК и ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Существуют различные подходы к классификации учреждений.

К учреждениям, создающим социальные ценности непроизводственного характера, относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения и др. Учреждения, осуществляющие управленческие функции, - аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры и т. д.

В зависимости от вида выполняемой ими социально-культурной или административно-политической деятельности различаются учреждения:

здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулаторные медицинские консультации и др.);

образования (школы, гимназии, лицеи, детские сады, курсы, колледжи, институты, университеты и др.);

культуры (дома и дворцы культуры, дома творчества, театры, кинотеатры, филармонии, концертные залы, библиотеки, музеи, выставки и др.);

науки (научно-исследовательские институты, лаборатории, научные центры, экспериментальные и испытательные полигоны, опытные производства, научные станции и др.);

иностранных дел (посольства, консульства, торговые представительства) и другие;

другие виды учреждений (например, по исполнению наказаний).

Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными.

Особенности создания учреждения каждого вида учреждений закреплён в определенных нормативных актах. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений"решения о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений принимаются Правительством Российской Федерации. Проекты указанных решений подготавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Проект решения о создании федерального государственного учреждения должен предусматривать предмет и цели деятельности учреждения, а также предельную численность работников и размер ассигнований на содержание создаваемого учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Некоторые особенности создания и прекращения высших учебных заведений предусмотрены п. 2 ст. 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации, создаются и реорганизуются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, создаются и реорганизуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Как уже отмечалось выше, учреждение представляет собой вид некоммерческой организации. Оно не является собственником имущества и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Различия между предприятиями и учреждениями заключаются в результатах их основной деятельности: первые производят материальные блага и получают прибыль; вторые создают ценности в основном непроизводственного характера или осуществляют управленческие функции. На практике такое разделение достаточно условно, так как нередко деятельности предприятий сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и наоборот, учреждения часто выполняют работу, свойственную предприятиям.

Учредительным документом на создание учреждения являются устав или положение. Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

В уставе федеральных государственных учреждений необходимо предусматривать:

) исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности - исчерпывающий перечень видов такой деятельности;

) порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который в том числе устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества;

) запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;

) открытие счетов учреждения в органах федерального казначейства;

) ликвидацию учреждения по решению собственника имущества (Правительства Российской Федерации) и распоряжение собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случаях, когда создаются учреждения, выполняющие однородные функции, возможно утверждение примерного устава. Особенно много типовых положений действует в сфере образования.

Среди них - Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации и ряд других положений.

Таким образом, в настоящее время учреждение, в отличие предприятий занимается в основном непроизводственной деятельностью; является некоммерческой организацией; действует на основе устава (положения).

ГК РФ и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" указывают, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...