Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Культура России Культура древних славян Славяне — часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. Например, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них, Иофета, и произошли славяне. Библейская версия происхождения славян не единственная, существует еще ряд версий, а споры по этому вопросу ведутся и по сей день. Одним из наиболее значимых источников сведений о славянских племенах II—I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвященная Велесу — богу богатства у древних славян. В 1943 г. во время оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым. В книге говорится о Триглаве богов, которому поклонялись древние славяне, состоящем из Сварога, Перуна и Свентовита. Но этот состав не был постоянным. К примеру, в Киеве Триглав был представлен Сварогом, Даждьбогом и Стрибогом, а в Новгороде — Сварогом, Перуном и Велесом (в Велесовой книге — Дид, Дуб и Сноп). В это время у древних славян очень распространен материнский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков — манизм. Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антропотеокосмизм, который проявлялся в том, что у них не было четкого разграничения сфер человеческого, природного и божественного. У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводился обряд похорон Марены, символизирующей победу над зимой (смертью). В день летнего солнцестояния проводился праздник
Ивана Купалы (божества солнца). В ночь на 24 июня по старому стилю устраивались обряды с огнем и водой, собиранием трав и цветов, играми, песнями, гаданиями и хороводами, после чего сжигали чучело Купалы в знак того, что он является солнечным божеством. Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чарами. Археологами было найдено древнеславянское святилище, относящееся ко II—IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, предназначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для других обрядов. Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя оригинальная письменная система — узелковая письменность. Знаками служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки. На смену узелковой письменности пришло рисуночное пиктографическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов. Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г. С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир I принял христианство как единую государственную религию Руси. C началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания. Важным культурным этапом на Руси было создание письменности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирилла (827—869) и Мефодия (815—885). Славянская письменность была основана на греческом письме. Существуют документы, подтверждающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в. детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки.
Первые литературные памятники, написанные восточнославянскими авторами: «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В XI—XII вв. выделились три основных литературных жанра: 1) летописание — историческое произведение. Летописи делились на общерусские и местные; 2) житие (биографии); 3) слово — и торжественная речь, и военная повесть. Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности Основная идея «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., — единство Руси. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся княжеские усобицы и распри, осуждая их. К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Вла-димиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стремились обладать властью на Руси, вели постоянные войны. К началу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII—XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «погибелью земли Русской». Но несмотря на сложный для Руси период, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрессивным ростом городов. Продолжает бурно развиваться литература. В XI—XII вв. известны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовного звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература. Затруднял развитие литературы на Руси тот факт, что словесность существовала только в рамках рукописной традиции. До XV—XVI вв. продолжали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое положение сохранялось до XIX в. Вот почему из-за дороговизны материала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI—XIII вв. получил название устава. Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава — полуустав, он появился в XIV в. Появление роскошных книг с киноварными буквами приходится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.
Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела: 1. Переводная литература, которая считалась частью национальной словесности. В основном это были церковные произведения. 2. Оригинальная литература, написанная восточнославянскими авторами. Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, относящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назидательный характер, поэтому их часто называли поучениями. Наиболее известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», — это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством. Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поучения к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедником и писателем Серапионом Владимирским. Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия. Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, который требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия. Ярким примером его служит написанное киевским митрополитом Илларионом «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г. на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части. 1. Вступление, здесь автор противопоставил Новый и Ветхий Заветы. 2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкование некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с законом и благодатью.
3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил. В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, независимости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тропами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учились писцы XII—XV вв. XII в. — время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., — «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г. московский пожар на Разгуляе унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней. Версии о недостоверности этой копии предлагаются и по сей день. Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величайшим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета. Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народному плачу, заставляет читателя дышать учащенно. Другая важная особенность произведения — использование различных метафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д. «Слово о полку Игореве» — уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на последующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов. Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и нашествие Батыя. К 1238—1246 гг. относится создание «Слова о по-95 гибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем». В целом литература XII—XIII вв. представлена произведениями, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высокой нравственности, духовности, церковной прилежности. Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси — архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литературу, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.
Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосий и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Пе-черский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гнева Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а монастырские жители могли заниматься вполне мирскими занятиями. Вот почему именно монастыри долгое время оставались главными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей. С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек — Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве. Только археологические раскопки позволили нам узнать, насколько величественное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г. Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастерства строителей — Софийский собор в Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Руси. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками (изображениями из цветных камней) и фресками (живописью по сырой штукатурке красками). В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построены Золотые ворота в Киеве с Надвратной церковью Благовещения, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира. Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор (1045—1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославовича. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличающийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню. В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Чернигове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архитектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Особо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру. Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведенная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная жителями Лукиной улицы в 1185—1192 гг., каменный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри. Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить находящийся на высоком кремлевском холме детинец — внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище. Большую культурную ценность имеет зодчество Владимирской Руси. Оно относится к XII—XIII в. Одна из наиболее крупных построек — Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158—1160 гг. Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образцом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всеволоде Большое Гнездо в 1194—1197 гг. во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриевский собор — это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений. Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы является храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построенный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх. Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами. Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас дошло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апостолов Павла и Петра (XI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (XII в.), ставшую главной святыней Московского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др. В XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складываться вокруг Москвы, поэтому период XIV—XVI вв. принято называть Московской Русью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|