Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности




Культура России

Культура древних славян

Славяне — часть древнейшего индоевропейского этнического единства. В состав индоевропейской семьи они входят вместе с европейцами. Их история представлена в древних книгах. На­пример, в Библии говорится о трех сыновьях Ноя, и от одного из них, Иофета, и произошли славяне. Библейская версия проис­хождения славян не единственная, существует еще ряд версий, а споры по этому вопросу ведутся и по сей день.

Одним из наиболее значимых источников сведений о славян­ских племенах II—I тыс. до н. э. считается Велесова книга, посвя­щенная Велесу — богу богатства у древних славян. В 1943 г. во вре­мя оккупации Брюсселя немцами она пропала. Но сохранились некоторые записи, скопированные и переведенные писателем Ю. П. Миролюбовым.

В книге говорится о Триглаве богов, которому поклонялись древние славяне, состоящем из Сварога, Перуна и Свентовита. Но этот состав не был постоянным. К примеру, в Киеве Триглав был представлен Сварогом, Даждьбогом и Стрибогом, а в Новго­роде — Сварогом, Перуном и Велесом (в Велесовой книге — Дид, Дуб и Сноп).

В это время у древних славян очень распространен материн­ский культ (птица-покровительница Руси, славянская мать сыра земля) и культ предков — манизм.

Анализируя верования славян, приходим к выводу, что для их мировоззрения был характерен антропотеокосмизм, который про­являлся в том, что у них не было четкого разграничения сфер че­ловеческого, природного и божественного.

У древних славян было очень много всевозможных обрядов и обычаев. К примеру, в день весеннего равноденствия проводил­ся обряд похорон Марены, символизирующей победу над зимой (смертью). В день летнего солнцестояния проводился праздник


Ивана Купалы (божества солнца). В ночь на 24 июня по старому стилю устраивались обряды с огнем и водой, собиранием трав и цветов, играми, песнями, гаданиями и хороводами, после чего сжигали чучело Купалы в знак того, что он является солнечным божеством.

Было распространено у славян и чародейство, т. е. новогоднее гадание на урожай с помощью глубоких сосудов, названных чара­ми. Археологами было найдено древнеславянское святилище, от­носящееся ко II—IV вв., алтарь которого был сложен из осколков глиняных чаш. Также были найдены и различные сосуды, пред­назначавшиеся не только для новогоднего гадания, но и для дру­гих обрядов.

Любой духовно развитый народ приходит к необходимости в существовании письменности. У древних славян была своя ори­гинальная письменная система — узелковая письменность. Знака­ми служили узелки на нитях, а книги представляли собой клубки.

На смену узелковой письменности пришло рисуночное пикто­графическое письмо. Его можно увидеть в орнаменте ритуальных предметов.

Новый виток в истории славян связан с IX в. Именно в это время происходит их воссоединение под княжеской властью в единое молодое государство. Начинается эпоха Киевской Руси с варяжских князей (Рюрика, Синеуса и Трувора) в 862 г. С целью большего укрепления и объединения государства в 988 г. князь Владимир I принял христианство как единую государственную ре­лигию Руси. C началом его правления Русь вступает в период своего расцвета и международного признания.

Важным культурным этапом на Руси было создание письмен­ности. Это событие связывают с именами двух братьев, Кирил­ла (827—869) и Мефодия (815—885). Славянская письменность бы­ла основана на греческом письме. Существуют документы, подтверж­дающие, что уже в X в. использовалась кириллица. А с XI в. детей богатых людей стали учить грамоте, стали появляться библиотеки.

Первые литературные памятники, написанные восточносла­вянскими авторами: «Повесть временных лет», «Сказание о Бо­рисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о законе и благодати». В XI—XII вв. выделились три основных литератур­ных жанра:


1) летописание — историческое произведение. Летописи де­лились на общерусские и местные;

2) житие (биографии);

3) слово — и торжественная речь, и военная повесть.

Киевская Русь и эпоха феодальной раздробленности

Основная идея «Повести временных лет», написанной мона­хом Киево-Печерской лавры Нестором в 1113 г., — единство Ру­си. В своем произведении Нестор указывает на начавшиеся кня­жеские усобицы и распри, осуждая их.

К началу XII в. существовало огромное число княжеств (Вла-димиро-Суздальское, Галицко-Волынское и др.), которые стре­мились обладать властью на Руси, вели постоянные войны. К на­чалу монголо-татарского нашествия насчитывалось около 50 самостоятельных княжеств. Вот почему период XII—XIII вв. на Руси называют периодом феодальной раздробленности, «поги­белью земли Русской». Но несмотря на сложный для Руси пе­риод, эта эпоха сопровождалась расцветом культуры и прогрес­сивным ростом городов.

Продолжает бурно развиваться литература. В XI—XII вв. из­вестны имена 39 писцов, из них 15 человек были лицами духовно­го звания. Как и в Европе, в период средневековья на культуру Руси очень сильно влияла церковь. Вследствие этого наибольшее распространение получила церковная литература. Затруднял раз­витие литературы на Руси тот факт, что словесность существова­ла только в рамках рукописной традиции. До XV—XVI вв. про­должали писать на пергаменте, телячьей коже. Для письма использовали гусиные перья и чернила (или киноварь). Такое по­ложение сохранялось до XIX в. Вот почему из-за дороговизны ма­териала писцы всегда пытались сэкономить с помощью почерка и сокращений под титлами. Слова писались без слогораздела. Благодаря своей четкости и торжественности почерк XI—XIII вв. получил название устава. Часто для увеличения скорости письма использовали разновидность устава — полуустав, он появился в XIV в.


Появление роскошных книг с киноварными буквами прихо­дится на XI в. В книгах появляются художественные миниатюры. Примером служат две книги: «Остромирово Евангелие» (XI в.) и «Мстиславово Евангелие» (XII в.). Книги имеют очень богатую отделку, их переплет оковывался золотом или серебром, а также украшался драгоценными камнями, золотом и др.

Древнерусскую литературу можно поделить на два раздела:

1. Переводная литература, которая считалась частью нацио­нальной словесности. В основном это были церковные произве­дения.

2. Оригинальная литература, написанная восточнославянски­ми авторами.

Помимо трех известных жанров древнерусской литературы (летопись, житие и слово), большой расцвет получили речи, отно­сящиеся к жанру красноречия. В основном речи имели назида­тельный характер, поэтому их часто называли поучениями. Наи­более известное поучение, дошедшее до нас в составе «Повести временных лет», — это «Поучение Владимира Мономаха». В нем содержатся моральные наставления, завещание, уроки сыновьям на тему управления государством. Также ярким примером этого жанра являются «Поучения архиепископа Луки к братьям» (1058 г.), написанные новгородским епископом Лукой Жидята, и «Поуче­ния к попам» (XIII в.), написанные древнерусским проповедни­ком и писателем Серапионом Владимирским. Главными темами этих произведений являются темы нравственности, духовного очищения и христианского благочестия.

Помимо речей (поучений) существовал и другой жанр, кото­рый требовал, кроме идейности, и литературного мастерства. Этот жанр получил название торжественного красноречия. Ярким при­мером его служит написанное киевским митрополитом Илларио­ном «Слово о законе и благодати». Илларион был известен не только как церковно-политический деятель, но и как блестящий оратор. Свое «Слово» он впервые произнес в 1038 г. на празднике Благовещения Пресвятой Богородицы у Золотых ворот в Киеве. «Слово о законе и благодати» имеет три части.

1. Вступление, здесь автор противопоставил Новый и Ветхий Заветы.


2. Повествовательная часть, в которой происходит истолкова­ние некоторых библейских сюжетов, автор связывает их с зако­ном и благодатью.

3. Заключение, в котором Илларион восхваляет христианскую религию и князя Владимира, который Русь крестил.

В «Слове» Илларион касается вопросов равноправия, незави­симости русского народа, патриотизма и других тем, связанных со значением Отечества. Как настоящий литературный мастер, Илларион пользуется различными литературными формами и тро­пами для украшения своей речи. Вот почему «Слово о законе и благодати» есть образец литературного языка, по которому учи­лись писцы XII—XV вв.

XII в. — время обострения феодальной раздробленности. Именно в это время появляется наиболее значимое произведение, написанное в Киеве около 1185 г., — «Слово о полку Игореве». Судьба этой рукописи была очень трагичной, в 1812 г. москов­ский пожар на Разгуляе унес великий литературный памятник, а вместе с тем вселил в ученых множество сомнений. Поскольку до наших дней дошла копия рукописи, это дало основание для споров по поводу оригинальности текста в ней. Версии о недосто­верности этой копии предлагаются и по сей день.

Несмотря на все, «Слово о полку Игореве» остается величай­шим произведением древнерусской литературы. Стоит отметить язык, которым написано «Слово». Автор использует различные ритмы в зависимости от описываемого сюжета. Вспомнить хотя бы знаменитейший плач Ярославны. Ритм в нем подобен народ­ному плачу, заставляет читателя дышать учащенно. Другая важ­ная особенность произведения — использование различных ме­тафор: «серым волком по полю кружил, как орел, под облаком парил», «стоном стонет мать-земля сырая» и т. д.

«Слово о полку Игореве» — уникальное произведение лиро-эпического жанра, проникнутое любовью к родине, к русскому народу, его истории. «Слово» очень сильно повлияло на после­дующие поколения, став источником вдохновения не только для литераторов, но и для художников и музыкантов.

Не осталось незамеченным в древнерусской литературе и на­шествие Батыя. К 1238—1246 гг. относится создание «Слова о по-95


гибели Русской земли», также на тему нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем».

В целом литература XII—XIII вв. представлена произведения­ми, основной чертой которых является патриотизм, вера в свой народ. Герои этих произведений всегда наделены чертами высо­кой нравственности, духовности, церковной прилежности.

Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси — архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литера­туру, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.

Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосий и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Пе-черский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гне­ва Изяслава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности. В них культурная жизнь была очень развитой, поскольку исключала строгие порядки, а мо­настырские жители могли заниматься вполне мирскими занятия­ми. Вот почему именно монастыри долгое время оставались глав­ными центрами духовной культуры, где создавалась большая часть литературных и художественных ценностей.

С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек — Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве. Только археоло­гические раскопки позволили нам узнать, насколько величест­венное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г.

Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастер­ства строителей — Софийский собор в Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Ру­си. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками


(изображениями из цветных камней) и фресками (живописью по сырой штукатурке красками).

В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построе­ны Золотые ворота в Киеве с Надвратной церковью Благовеще­ния, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира.

Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор (1045—1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославови­ча. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличаю­щийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Черни­гове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архи­тектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Осо­бо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру.

Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведен­ная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей го­ре, построенная жителями Лукиной улицы в 1185—1192 гг., ка­менный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри.

Кроме религиозных зданий в Новгороде, стоит отметить нахо­дящийся на высоком кремлевском холме детинец — внутреннее укрепление в городе. Центром торговой жизни новгородцев было Ярославово дворище, а резиденцией князей Городище.

Большую культурную ценность имеет зодчество Владимир­ской Руси. Оно относится к XII—XIII в. Одна из наиболее круп­ных построек — Успенский собор, построенный при правлении князя Андрея Боголюбского в 1158—1160 гг. Собор был сделан из белого тесаного камня и первоначально имел три нефа, шесть столпов, высота собора 32,3 м. Успенский собор послужил образ­цом при строительстве многих соборов на Руси. При князе Всево­лоде Большое Гнездо в 1194—1197 гг. во Владимире был построен Дмитриевский собор. Он являлся княжеским собором и на первых


этапах входил в состав комплекса княжеского дворца. Дмитриев­ский собор — это одноглавый четырехстолпный храм, имеющий на своем фасаде множество скульптурных украшений.

Выдающимся памятником владимиро-суздальской школы яв­ляется храм Покрова на Нерли (храм Покрова Богородицы), построе­нный в 1165 г. Этот одноглавый храм отличается удивительной стройностью, он как бы устремлен вверх.

Вместе с архитектурой развивалась и живопись. В основном она была представлена двумя направлениями: фресками и иконами.

Так как огромное число храмов было разрушено, то до нас до­шло очень мало фресок тех времен. Зато сохранились многие иконы. Среди наиболее известных можно отметить икону Апо­столов Павла и Петра (XI в.), икону Святого Георгия (ок. 1170 г.), Спас Нерукотворный (XII в.), ставшую главной святыней Мо­сковского государства икону Владимирской Богоматери, икону Пророка Ильи и др.

В XIII в. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, которое терзало государство на протяжении почти 250 лет. После изгнания захватчиков русское государство начинает складывать­ся вокруг Москвы, поэтому период XIV—XVI вв. принято назы­вать Московской Русью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...