Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культурный облик России XIX в.




В XIX в. происходит невообразимый взлет русской культуры, несмотря на то что в политическом и экономическом плане Рос­сия по-прежнему отставала от ведущих европейских государств. Произведения литературы, живописи, музыки XIX в. были внесе­ны в мировую культурную сокровищницу. Отечественная война 1812 г. оказала сильное влияние на культурное развитие, прежде всего это влияние прослеживается во возросшем патриотизме, который объединил русский народ.

Первая половина XIX в. знаменательна большим развитием наук. В это время сделаны крупные научные открытия.

Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) — великий рос­сийский математик. Ему принадлежит создание неевклидовой геометрии, названой впоследствии геометрией Лобачевского.

Борис Семенович Якоби (1801—1876) — российский физик-изобретатель. В 1834 г. он создает электродвигатель, в 1838 г. — гальванотехнику, в 1840—1850 гг. — несколько телеграфных аппа­ратов. Вместе с другим российским физиком и электротехником Эмилем Христиановичем Ленцем (1804—1865) Б. С. Якоби зани­мался изучением электромагнитов.

Первая российская железная дорога на паровой тяге появи­лась благодаря двум российским изобретателям: Ефиму Алексее­вичу и Мирону Ефимовичу Черепановым. Первый паровоз был соз­дан в 1833—1834 гг.

Огромный прогресс и в металлургии, во многом благодаря двум инженерам-металлургам, Павлу Петровичу Аносову (1799—1851) и Павлу Матвеевичу Обухову (1820—1869).

Большими темпами развивалась и география. Знания по ней пополнялись благодаря выдающимся мореплавателям. Среди них Юрий Федорович Лисянский, открывший один из Гавайских ост­ровов, названный потом в его честь; Иван Федорович Крузенш­терн — начальник первой российской кругосветной экспедиции, основоположник океанологии в России, внес на карту тысячи ки-


лометров берегов острова Сахалин. Открытие Антарктиды и огром­ного числа островов в 1819—1821 гг. принадлежит русским море­плавателям Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену и Михаилу Петро­вичу Лазареву.

В начале XIX в. развивается и историческая наука. В Москве при университете открывается Общество истории и древностей российских. Именно членами этого общества найден литератур­ный памятник XII в. «Слово о полку Игореве».

XIX в. — это еще и расцвет русской литературы. Стоит только упомянуть имена таких литературных мастеров, как А. С. Пушкин, Ю. М. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой

и др., как ни у кого не останется в этом сомнений.

Появление в русской литературе романтизма связано прежде всего с именами двух литературных гениев: Александра Сергееви­ча Пушкина (1799—1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814— 1841).

Золотой век пришел в литературу вместе с А. С. Пушкиным. Он — создатель современного литературного языка. Это поисти­не русский поэт, который смог передать действительность в не­повторимых и ярких образах, изучая людей, сумел правильно по­нять характер русского человека. Произведения А. С. Пушкина многожанровые. Он писал и поэмы («Руслан и Людмила», «Кав­казский пленник» и др.), и повести («Пиковая дама»), и романы («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»), и сказки («Сказка о ца­ре Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде»), и стихи.

Можно сказать, что М. Ю. Лермонтов явился наследником творчества А. С. Пушкина и продолжателем его дела. После тра­гической гибели Пушкина Лермонтов посвятил ему свое стихо­творение «Смерть поэта», поскольку такая потеря для всей Рос­сии не могла не взволновать русский народ. Произведения М. Ю. Лермонтова проникнуты темами свободолюбия, стремле­ниями к мятежной жизни, романтизмом и даже декабристскими настроениями. Примером тому — его сочинения «Мцыри», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и др. Но есть и произведе­ния, главная тема которых — патриотизм, любовь к Отечеству — «Бородино», «Родина». М. Ю. Лермонтов глубоко переживал за судьбу своего государства и русского народа. Часто в своих произ­ведениях он выражал недовольство, бунт против мирового по­рядка.


Цикл «малороссийских повестей» принес известность и при­знание великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гого­лю (1809—1852). Его появление в литературном мире стало сим­волизировать переход от романтизма к реализму. Произведения Н. В. Гоголя наполнены лиризмом, юмором, романтическими и гуманистическими настроениями. Между тем они затрагивают многие насущные проблемы людей, к примеру проблему «ма­ленького человека» («Шинель»), нравственной испорченности людей («Ревизор», «Мертвые души»).

«Натуральную школу» Н. В. Гоголя продолжило следующее поколение: И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Эти великие русские писатели и поэты передали в своих произведениях любовь к Родине, веру в высокие духовные качества русского народа, показали его насущные проб­лемы.

Конец XIX в. был увенчан творчеством двух выдающихся пи­сателей, Федора Михайловича Достоевского (1821—1881) и Льва Ни­колаевича Толстого (1828—1910).

В книге «Проблемы поэтики Достоевского» (1929 г.) выдаю­щийся русский литературовед и теоретик искусства М. М. Бахтин писал: «Достоевский — творец полифонического романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Достоев­ский мыслил не мыслями, а точками зрения, сознаниями, голоса­ми. Каждую мысль он стремился воспринять и сформулировать так, чтобы в ней выразился и зазвучал весь человек». Наиболее известные произведения Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др.

Великий художник и великий моралист соединились в лично­сти знаменитого русского писателя Л. Н. Толстого. В своих про­изведениях («Казаки», «Анна Каренина», «Война и мир» и др.) Толстой стремился исследовать внутренний мир человека, его стремления, духовные ценности, нравственные идеалы и другие проблемы.

На XIX в. приходится расцвет изобразительного искусства в России. На первом этапе лидирующие позиции занял класси­цизм. Он был представлен творчеством художника Карла Павло­вича Брюллова (1799—1852) («Последний день Помпеи», «Вирса-106


вия»). Реализм появился благодаря русскому живописцу и рисо­вальщику Павлу Андреевичу Федотову (1815—1852). Ему принад­лежат такие работы, как «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!» и др.

Реализм прослеживался в работах И. Е. Репина («Иван Грозный и сын его Иван»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова»), В. А. Се­рова («Девочка с персиками»), И. И. Левитана («Вечерний звон») и др.

С развитием литературы и живописи непрерывно связано и развитие музыки. Большое место в музыкальной культуре отве­дено музыкальному коллективу «Могучая кучка», в которую вхо­дили выдающиеся композиторы М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. Творчество этих композиторов было построено на традициях классической музыки, стремлении к национальности и склонности к програм­мной музыке.

Огромное количество гениальнейших произведений принад­лежит великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковско­му (1840—1893). Ему принадлежат оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и др.), балеты («Щелкунчик», «Ле­бединое озеро», «Спящая красавица»), 6 симфоний, увертюры, фантазия, концерты и др.

Конец XIX — начало XX в. принято называть «серебряным веком» русской культуры. Его представители отходят от классиче­ских традиций в своем творчестве, главная идея которого — кри­тический идеализм. В литературе наметилось новое направление — символизм. Его представители: В. Брюсов, К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Белый и др. На начальном этапе своего творчества к символи­стам относился и А. А. Блок, но революционные настроения изме­нили его творчество. Пример тому — поэма «Двенадцать», описы­вающая революцию.

Другим крупным движением в литературе были футуристы, которые выступали за искусство будущего и призывали «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Поэтами-футуристами были В. Хлебников, И. Северянин, А. Круче­ных, В. Маяковский. Для их творчества характерен анархический настрой, свобода слова. Владимир Владимирович Маяковский (1893— 1930) — наиболее известный и яркий представитель футуристов.


В его произведениях действительность — это апокалипсис, и он вынужден кричать, чтобы быть понятым. В. В. Маяковский явил­ся реформатором литературного языка. Его язык воинственен, груб, контрастен. Наиболее известные его произведения: «Обла­ко в штанах», «Человек», «Прозаседавшиеся», «Во весь голос» и др.

Живопись «серебряного века» представлена такими художни­ками, как М. А. Врубель, Н. Рерих, К. Коровин и др. Основной стиль — модерн, для которого характерно стремление к симво­личной передаче действительности. Врубель применял особый колорит и «кристаллическую» четкость форм, поэтому его произ­ведения имеют напряженно-трагическую окраску («Демон», «Пан»). Рериха называют художником-мистиком. Его произведе­ния красочны и эмоциональны. Основная тема их — история Ру­си, мифология и восточная природа («Гонец», «Дозор», «Замор­ские гости»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...