Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Производство ради минимизации убытков




Второй вариант поведения фирмы (производство ради мини­мизации убытков) реализуется, когда фирма получает такой доход, которого не хватает на возмещение всех издержек (из чего, собст­венно, и вытекает убыточность). Вместе с тем доходы превышают величину, необходимую для покрытия переменных издержек, а их остаток может быть израсходован на частичное покрытие постоян­ных издержек. Другими словами, рыночная цена продукции фирмы больше минимальной величины средних переменных издержек, но меньше минимальной величины средних общих издержек (АТСmin>Р>>AVCmin). Если фирма прекратит производство (даже временно), ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения ка­ких бы то ни было текущих доходов. А это означает, что убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэто­му-то фирма продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их.

Графически минимизация убытков фирмы показана на рис. 5.5. При выпуске Q1, убытки равны потерям на единицу продукции (АТС1 - Р), умноженным на Q1. Эта величина равна площади заштрихован­ного прямоугольника и значительно меньше площади прямоуголь­ника ABCD — полной суммы постоянных издержек (ведь TFC = AFC1 *Q1=BD * Q1).


Прекращение производства

Действительно, данная цена не только не покрывает все издер­жки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издерж­ки. То есть каждая выпушенная единица к неизбежному убытку в раз­мере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском именно этого товара. В таких условиях чем больше производство, тем больше убытки. То есть иена на продукцию упала настолько, что фирма, дабы свести убытки к минимуму, должна приостановить выпуск продукции.

При любом положительном объеме выпуска потери (убытки) больше совокупных постоянных издержек. Это отчетливо видно на графике. Величина убытков при объеме производства О1, равна пло­щади всего заштрихованного прямоугольника на рис. 5.6 [{АТС1-Р) * Q1]. Постоянные же издержки могут быть рассчитаны как сред­ние постоянные издержки в расчете на единицу продукции (AFC1 = АТС1 –AVC1), умноженные на О1. На графике они выделены как часть менее густо заштрихованного прямоугольника. Вся часть прямоугольника, покрытая густой штриховкой,— это чистые убыт­ки из-за отказа от прекращения производства.

Остановив завод, на них можно сэкономить. Именно это и дела­ют многие фирмы, попавшие в трудную обстановку. На практике важную роль во временном прекращении выпуска часто играет и еще один мотив: пауза позволяет очистить склады, распродав накопив­шиеся ранее нереализованные излишки готовой продукции.

Обратим внимание на то, что краткосрочное прекращение производства не означает ликвидацию самого предприятия (фирмы).Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск продукции. Стоять оно будет, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, при котором производство имеет коммерческий смысл. Но фирма может убедиться и в долгосрочном характере понижения цены. Тогда она окончательно прекратит свое существование

Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минимальные убытки) будет достигнута при том объеме производ­ства (на рис. 5.8 — в точке О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода, т.е. срав­няется с ней (MR = МС). Действительно, пока MR > МС, увеличение производства, приближающее его к точке О, дает все большую при­быль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотно­шение MR < МС, увеличивать прибыль позволяет, наоборот, сокра­щение производства. Другими словами, прибыль растет при приближении размеров производства к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. Следовательно, максимум при­были достигается в самой точке.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом MR = МС. Согласно ему максимизация прибыли (миними­зация убытков) достигается при объеме производства, соответству­ющем точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что правило MR = МС справедливо не только для совер­шенной конкуренции, но и для других типов рынка.

Вопрос №26

Равновесие конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Эффективность рынка совершенной конкуренции.

Ответ

Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли — это состояние рынка, при котором равновесная цена равна минимальным долгосрочным средним издержкам производства, а фирмы осуществляют выпуск в объеме, для которого экономическая прибыль равна нулю.

Отраслевое (рыночное) предложение представляет собой объем выпуска, обеспеченный всеми фирмами на отраслевом рынке. Объем предложения каждой отдельной фирмы отрасли в краткосрочном периоде будет представлен кривой ее предельных издержек (МС). Это означает, что для краткосрочного периода предложение отрасли будет равняться сумме предложений действующих фирм для каждого уровня рыночной цены, то есть будет определяться путем горизонтального суммирования, как это имело место и в случае с определением рыночного спроса

Если, например, на отраслевом рынке действуют три фирмы, индивидуальные кривые предложения которых выглядят как МС 1, МС 2и МС 3, то при рыночной цене продукта ниже Р 1ни одна из фирм не будет осуществлять выпуск, и рыночное предложение будет равно нулю. При цене Р 1 только фирма 1 будет осуществлять предложение в объеме 10 единиц. Следовательно, вплоть до цены Р 2 рыночное предложение будет представлено частью ее кривой предельных издержек MC 1. При цене Р 2 предложение фирмы 1 возрастает до 15 единиц. Фирма 2 также включается в предложение с 20 единицами, а фирма 3 — с 30 единицами. Таким образом, при цене Р 2 рыночное предложение составит: S = q 1 (P 2 ) + q 2 (P 2 ) + q 3 (P 2 ) = 15 + 20 + 30 = 65. Определив по тому же принципу объем рыночного предложения для любой более высокой цены и соединив найденные точки, получим кривую рыночного предложения (Sотp).

Кривая краткосрочного рыночного предложения совершенно конкурентной отрасли является суммой краткосрочных кривых предложения отдельных фирм. При этом следует иметь в виду, что принцип горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм для определения кривой отраслевого предложения применим лишь в случае неизменности цен на используемые фирмами ресурсы.

Вопрос №27

Модель чистой монополии. Виды монополии. Определение объема производства и цены фирмой-монополистом. Экономические и социальные последствия монополии.

Ответ

Чистая монополия- это абстракция. Практически нельзя найти производство такого товара, которому нельзя найти заменителя. Например, электроэнергия - печное, газовое отопление и т.п. Почта - экспресс-доставка, электронная почта. Она чаще встречается на местных рынках, чем на общенациональных (водоснабжение, местная электростанция и т.п.

Виды монополии

Закрытая монополия- монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию (патенты, права и т.п.).
Естественная монополия- отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок.
Открытая монополия- монополия, при которой одна фирма по крайней мере на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции(производство нейлона, целлофана, лайкры и т.п.)

Определение объема производства и цены фирмой-монополистом.

Оптимальный объем производства фирмы-монопо­листа будет зависеть от двух факторов — рыночного спроса на ее продукцию, с одной стороны, и величины и структуры ее издер­жек, с другой. Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, то кри­вая спроса на весь объем производимого ею товара является и кривой рыночного (отраслевого) спроса. Таким образом, в отличие от совершенной конкуренции, где спрос на товар фирмы абсо­лютно эластичен и фирма может продавать разные количества то­вара по одной и той же цене, спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластичным. Кривая спроса на его продук­цию имеет классический нисходящий вид

Позитивы монополии как явления:

- Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР.

- Монополия может расчленять рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены.

- Наличие монопольных структур – показатель состояния зрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны).

Негативные аспекты монополии.

- зарытые монополии представляют угрозу эффективно функционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимые для конкурентов.

- Естественные монополии также могут стать причиной неэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их от появления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даст возможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров.

- Меньшие негативные экономические последствия проявляет открытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает возможности получения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода.

Вопрос №28

Ценовая дискриминация: условия, цели, формы и последствия.

Ответ

Ценовая дискриминация – это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же блага, не оправданная никакими различиями в издержках производства.

Суть проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

Для того чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям:

1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага.

2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага.

Условия для ценовой дискриминации присутствуют далеко не на всех рынках, но они и не столь уж и редки. Она характерна для предприятий коммунальных услуг, шоу-бизнеса, в сфере образования и здравоохранения и др. Различают три степени ценовой дискриминации.

При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу блага каждому покупателю по его резервированной цене, т.е. той максимальной цене, которую потребитель согласен платить за благо. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополией, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его объем продаж.

Суть ценовой дискриминации второй степени заключается в установлении различных цен в зависимости от объема продаж. При покупке большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену за каждую единицу блага. Очень часто проведение такой ценовой политики проявляется в виде различных ценовых скидок (дисконтная карта в супермаркете, к примеру).

Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т.е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличивать выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» – высокоэластичен, что дает возможность увеличить выручку за счет продажи большего количества благ по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – сегментация рынка, т.е. надежное отделение «дорогого» рынка от «дешевого». Если допустить просчеты, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь покупатели «дешевого» рынка купят на нем блага по низким ценам и перепродадут их на «дорогом» рынке.

Вопрос №29

Государственное регулирование монополий. Естественные монополии.

Ответ

Естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задаются технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать (это энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.). Т.е. естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.

Естественные монополии в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен, влияют на экономические и финансовые процессы, динамику доходов населения.

Передача предприятий в государственную собственность является наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий.

Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей. В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара. Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. Преимущества франчайзинга заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не выполнены.

Вопрос №30.

Сущность олигополии. Модели олигополии, основанной на сотрудничестве: картель и лидерство в целом.

Ответ

Особенностью олигопольного рынка считается взаимозависимость фирм в отрасли и, как следствие, жесткость и устойчивость цен на их продукцию Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: сотрудничество (кооперированные действия) и соперничество (некооперативное поведение).

Кооперативное поведение имеет место в том случае, когда фирмы совместно решают вопросы о цене товара, объемах производства, рынках сбыта. Такое поведение представлено в моделях картеля и лидерства в ценах.

Картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции. Картель, включающий все фирмы отрасли, действует как чистая монополия.требует выработки совместной стратегии по поводу цен, объемов производства, рынков сбыта, Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж и установления квот для каждого из участников картеля. В результате у каждого участника возникает соблазн получить двойной выигрыш: продать свою продукцию по картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода поведение станет всеобщим, то картель распадется. В силу ряда факторов это – неустойчивое объединение (различные издержки производства продукции у фирмы, создание контркартелей и др.).

Лидерство в ценах основано на неявном, тайном сговоре, когда «господствующая» фирма обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отрасли устанавливает цену, а все другие фирмы принимают цену лидера, устанавливая выгодный для себя объем производства. «Лидер», действуя в своем сегменте рынка как монополист, получает сверхприбыль. «Последователи», сохраняя свою долю рынка, пользуются ценой лидера как «ценовым зонтиком», который позволяет им покрывать более высокие издержки

Вопрос №31.

Модель «ломанной кривой спроса».

Ответ

Некооперативное поведение означает, что каждая фирма самостоятельно решает проблему определения цены, объемов производства, рынков сбыта. Этому тип олигополии представлен, например, моделью «ломаной кривой спроса».

В модели ломаной кривой спроса, предполагается, что фирмы устанавливают цены самостоятельно. Но при этом, если одна фирма повышает цену, другие ее не поддерживают. В этом случае фирма, повысив, цену рискует лишиться части рынка. Если же одна из фирм снижает цену, то другие следуют за ней, защищая свои позиции на рынке. В результате инициатор снижения цен не может увеличить свою долю на рынке. При этом существует возможность развязывания «ценовой войны. В силу этих обстоятельств фирмы не склонны менять цены, и цена рынка стабильна, устойчива.

Вопрос №32

Модели олигополии, основанные на соперничестве: дуополия Курно и «дилемма заключенных».

Ответ

Олигополия – это один из типов реальных рыночных структур, который по своим характеристикам приближается к рынку чистой монополии.

Олигополия (от греч. “oligos” несколько, “poleo” – продаю, торгую) – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует небольшое количество продавцов, а появление новых затруднено или невозможно.

Модель дуополии Курно

Дуополия – это рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления конкурентов, являются единственными производителями однородного товара, не имеющего близких заменителей.

Модель Курно основана на том, что два предприятия производят однородный товар, им известна кривая рыночного спроса, оба предприятия принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга, причем каждое из предприятий предполагает выпуск конкурента постоянным.

В модели Курно не отображено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что одно из предприятий (н-р, Х) отреагирует на изменение цены и объема продаж другим предприятием (н-р У) определенным образом (рис. 17.1.).

   

Рис. 17.1. Оптимизация объема производства предприятия Х в зависимости от объема производства предприятия У

В ответ на активные действия предприятия У предприятие Х «сдается», снижая цены и объем выпуска. Однако Х может занять активную позицию и, значительно снизив цены, не допустить У на рынок.

Вопрос №33

Монополистическая конкуренция. Условия равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффективность рынка.

Ответ

Монополистическая конкуренция – это такая рыночная модель, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, скажем, 25, 35, 60.

Условия равновесия в краткосрочном и долгосрочном периодах

В теории рынков краткосрочным называется период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.

Цель фирмы — максимизация прибыли. Прибыли (П) — это разница между выручкой () и совокупными затратами фирмы ():

П = TR — ТС.

Как выручка, так и затраты фирмы сеть функции выпуска (). Поскольку в функции выручки (TR = Р * q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.

В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного периода, все производственные ресурсы являются переменными. В результате фирма имеет большую, нежели в краткосрочном периоде, возможность изменять уровень выпуска. С другой стороны, в долгосрочном периоде может меняться и число фирм в отрасли. Оба эти фактора влияют на достижение долгосрочного равновесия на совершенно конкурентном рынке.

Под отраслью в данном случае понимается множество производителей — фирм, предлагающих к продаже совершенно однородные товары. Отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия, когда ни одна из фирм не стремится ни войти в отрасль, ни выйти из нее и когда ни одна из действующих в отрасли фирм не стремится ни увеличить, ни сократить свой выпуск.

Гипотеза эффективного рынка — гипотеза, согласно которой вся существенная информация немедленно и в полной мере отражается на рыночной курсовой стоимости ценных бумаг. Различают слабую, среднюю и сильную формы гипотезы эффективного рынка.

Гипотеза эффективного рынка может быть сформулирована следующим образом: рынок является эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива.

Вопрос №34

Закономерности формирования спроса на экономические ресурсы. Правило использования ресурсов фирмой, максимизирующей прибыль.

Ответ

В принципе цены на ресурсы формируются так же, как и цены на конечную продукцию, то есть под воздействием спроса и предложения факторов производства. На рынке каждого ресурса цена ресурса имеет свою специфику и выступает в особой форме.

· В частности:

o цена услуг труда - это заработная плата;

o цена услуг денежного капитала - это ссудный процент;

o цена услуг физического капитала - арендная плата за капитал;

o цена использования земли как фактора производства - арендная плата.

Вместе с тем есть и дополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразование на этих рынках.

· К ним относятся:

o ограниченность предложения многих видов ресурсов;

o сильное воздействие институциональных факторов на масштабы спроса на тот или иной ресурс;

o спрос на ресурс является производным спросом.

1. Многие виды ресурсов ограничены в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но ее очень мало и запасы истощаются. То же можно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работник также является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышает предложение. В то же время предложение обычных товаров, например потребительских, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.
2. К институциональным факторам, влияющим на спрос на ресурсы, например, можно отнести государственное регулирование рынка земли, деятельность профессиональных союзов. Получить землю для ее производственного использования достаточно сложно, в том числе и потому, что государство определяет правила использования как сельскохозяйственных, так и других земельных угодий. Среди этих правил есть и налог на землю, который удорожает арендную плату за пользование землей. Профсоюзы также усложняют формирование заработной платы, в частности создавая препятствия как при приеме на работу, так и при увольнении работников. Это ведет к удорожанию рабочей силы на рынке труда.
3. Производный характер спроса на ресурсы проявляется в том, что спрос на ресурсы определяется и зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного ресурса. Например, спрос на ткацкие станки будет зависеть от спроса на ткань, которая производится на этих станках. Если ткань определенного вида не пользуется спросом, то можно прогнозировать предстоящее падение спроса на ткацкие станки, на которых она производится.
Важной стороной рынка ресурсов является спрос на ресурсы. Можно выделить несколько важнейших факторов, влияющих на спрос на ресурс, предъявляемый производителями, фирмами.

Вопрос №35

Предложение труда и проблема выбора между свободным и рабочим временем.

Ответ

Рынок труда – это сфера контактов продавцов и покупателей услуг

Объектом сделки -на рынке труда является право использования единицы ресурса труда на определенных условиях за определенный период времени

Субъектами рынка труда являются наемные работники заключившие договор о найме с заранее оговоренными условиями оплаты их труда.

Рынок труда состоит из трех основных элементов: спрос на труд, предложение труда, цена труда

Предложение труда зависит от численности население рабочего класса, среднего количества рабочих часов в неделю, уровня квалификации и качества рабочей силы, культуры, религии, национальных традиций. Предложение рабочей силы постоянно изменяется.

Предложение труда находится в прямой зависимости от величины заработной платы. В случае увеличения заработной платы наемные работник будут увеличивать предложение труда, а в случае снижения заработной платы предложение труда сократится. Данную зависимость иллюстрирует кривая предложения труда.

 
 
 

Данный график иллюстрирует зависимость между величиной заработной платы (W) и величиной предложения труда (L). Каждая точка на кривой предложения труда (SL) показывает, какой будет величина предложения труда при определенном уровне заработной платы.На втором графике проиллюстрирована кривая предложения, которая немного отличается своей конфигурацией. Все дело в эффектах замещения и дохода. Первоначально кривая предложения имеет положительный наклон и движется от оси ординат. Т.е. при росте заработной платы увеличивается и предложение. Причем, при возросшей заработной плате, каждый час отработанного времени ценится работником больше, а час свободного времени, воспринимается им как упущенная выгода. Поэтому свободное время замещается рабочим временем. Данный эффект замещения на графике проявляется на кривой SL до точки M. Заработная плата, достигнув своего возможного максимума в точке M, приводит к сокращению предложения труда. Это происходит под воздействием эффекта дохода. Т.е. при повышении заработной платы и достижении ее определенного максимума, у работника наступает высокий уровень благосостояния. Он начинает больше времени уделять своему досугу, ведь доход теперь достаточно высокий и не обязательно все время уделять рабочему процессу.

Вопрос №36

Конкурентное равновесие на рынке труда и определение ставок заработной платы. Дифференциация ставок.

Ответ

Рынок труда - это конкурентный рынок. В силу чрезвычайной сложности его структурно-функциональной организации всегда существует определенное несоответствие между рабочими местами и трудовыми ресурсами. Часть рабочих мест, требующих для своего замещения высокой квалификации, остается незанятой, а часть лиц, не имеющих необходимой специальной подготовки, не могут найти работу и в связи с этим возникает конкуренция. На конкурентном рынке труда равновесная ставка заработной платы будет определяться пересечением кривых спроса и предложения труда…

 

Определение ставки заработной платы, это анализ спроса и предложения труда. При условии, когда продавцы и покупатели рабочей силы являются искателями цены, рыночная кривая предложения труда, например, водителей, возрастает, а рыночная кривая спроса определяется кривыми спроса отдельных фирм.

На рисунке видно, что равновесие на рынке труда водителей наступает при ставке зарплаты 7 денежных ед. и 200 тыс.занятых. Если ставка заработной платы окажется ниже равновесной, например, 4 ден.ед., будет наблюдаться отток рабочей силы с рынка водителей и их дефицит. При совпадении спроса и предложения труда заработная плата выступает как цена равновесия на рынке труда. Точка «Е» определяет положение равновесия на рынке труда.

Дифференциация ставок

Размер заработной платы зависит от качества труда, квалификации и профессиональной подготовки, влияющие, на размер предельного продукта труда. Размер ставок заработной платы для профессий, не тре­бующих специальной подготовки, как правило, ниже, а эластичность пред­ложения трудовых услуг - выше, поскольку этот контингент не ограничен необходимостью получения специальной подготовки. Различные виды работ могут быть более или менее привлекательными для человека - значит, заработная плата должна стимулировать выполнение менее приятных, но необ­ходимых для общества работ. Поэтому более вы­сокие ставки заработной платы складываются в отраслях химической про­мышленности, металлургии, других отраслях, отличающихся тяжелыми условиями труда.

Вопрос №37

Рынок капитала. Процент на капитал. Принципы принятия инвестиционных решений.

Ответ

Капитал - это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса в целях производства большего количества благ.

Рынок капитала – составная часть рынка факторов производства. На этом рынке специфика действующих законов спроса и предложения позволяет установить цену на любую разновидность капитала. На этом рынке берутся и даются в долг для приобретения капитальных благ.

Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита. Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за «прокат»денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей. На рынке капитала существуют спрос и предложение с помощью которых определяют равновесную ставку процента(цену) и количество отданных денег «напрокат»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...