Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы принятия инвестиционных решений.




Реализация инвестиционных проектов требует отказа от денежных средств, в пользу получения прибыли в будущем. Как правило, на получение прибыли следует рассчитывать не ранее чем через год после стартовых затрат. При наличии необходимых предпосылок для инвестирования деятельности руководствуются следующими основными принципами.

1. Рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла от проведения инвестиционных исследований до прекращения проекта.

2. Учет фактора времени.

3. Учет влияния инфляциивозможности использования при реализации проекта нескольких валют.

4. Учет влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию проекта;

5. Сопоставимость условий сравнения различных вариантов проекта.

6. Учет только предстоящих денежных поступлений и выплат.

7. Оценка эффективности должна проводиться сопоставлением ситуаций «без проекта» и «с проектом».

8. Учет всех наиболее существенных последствий проекта в смежных сферах экономики, включая социальную и экологическую.

9. Учет наличия разных участников проекта, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта.

10. Оценка отдельных этапов эффективности проектов.

11. Учет влияния на эффективность инвестиционных проектов потребности в оборотном капитале, необходимом для функционирования создаваемых в ходе реализации проекта производственных фондов

Вопрос №38

Рынок земли. Земельная рента. Цена участков земли, приобретаемых в собственность.

Ответ

Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду землевладельцами.

земля необходима в любой отрасли экономик на ней выращиваются культурные растения, пасется скот, строятся здания, прокладываются дороги и другие коммуникации. Поэтому при организации и расширении производства у предпринимателей возникает спрос на пользование землей.

Одной из важнейших особенностей земли как фактора производства является ее абсолютная ограниченность. Вследствие этого объем предложения земли со стороны землевладельцев является постоянной величиной, которая может быть незначительно увеличена. То есть величина предложения земли не зависит от цены использования земли. Землевладельцы предпочитают предоставлять землю в аренду даже при низкой плате, чем остаться совсем без дохода.

На рис.9.3. кривая предложения представлена вертикальной прямой линией S, соответствующей объему предложения земли Q, спрос представлен кривыми D1, D2, D3.

Единицей измерения объемов спроса и предложения является единица площади - м. кв., гектары, акры и т.д., а в качестве цены пользования землей выступает рента.

Земельная Рента - это доход, который получает собственник земли от сдачи ее в аренду. Величина ренты определяется уровнем доходов, которые могут получить с данного участка земли землепользователи. Чем выше качество земли, чем ближе она расположена к местам сбыта продукции и рынкам ресурсов, различным коммуникациям (дорогам, мостам, источникам энергии, воде и др.), тем больше уровень доходов, которые могут получить землепользователи.

Существует и дифференциальная рента первого рода (I) и второго рода (II). Дифференциальная рента, обусловленная естественным различием в качестве земли. Например, владелец земли на берегу живописного озера будет получать дополнительную ренту от предоставления туристских услуг.

Дифференциальную ренту II получают владельцы земли, которые сами улучшили качество своего участка за счет внесения удобрений, мелиоративных работ, строительства инженерных коммуникаций.

Купля-продажа земли на рынке товаров зависит от ренты, которую могли бы получить землевладельцы в будущем. Землевладелец готов продать землю по такой цене, которая обеспечивала бы ему сумму денег, положив которую в банк он мог бы получать ежегодно при существующей процентной ставке доход, равный ренте.

В связи с неопределенностью рентного дохода в будущем, а также с тем, что ставки процента не являются постоянной величиной, цена купли-продажи земли зачастую отличается от той, которую хотели бы иметь продавцы земли. Поэтому предложение земли для купли-продажи на рынке товаров является более эластичным, чем на рынке земли при сдаче ее в аренду.

 

Вопрос №39

Провалы рынка и неэффективность рыночного механизма. Внешние эффекты и общественные блага.

Ответ

Проблемы неэффективности рыночного механизма и провалов рынка приобретают особую актуальность в кризисных условиях.

Общественный сектор занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, инвестиционно-строительный комплекс, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство, почтовые услуги, железнодорожные перевозки, образование и т.п.

Основным результатом деятельности в общественном секторе являются общественные блага. Они отличаются двумя свойствами: неизбирательностью (несоперничеством) в потреблении и неисключаемостью.

Свойство неизбирательности означает, что благо доступно одновременно многим потребителям и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю.

Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей или запретительно высокие издержки этого предотвращения.

Блага, которым присущи оба свойства в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из приведенных свойств проявляется в ограниченной степени, то это смешанное общественное благо.

В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям. Сказанное позволяет сделать вывод о нецелесообразности производства общественных благ на частных предпринимательских (рыночных) основаниях, поскольку такое производство приведет сначала к стагнации, а затем к коллапсу субъектов экономических отношений (как об этом свидетельствует опыт реформирования национальной экономики).

Кроме сказанного неэффективность рыночного механизма может быть и следствием других причин.

В частности, помимо производства общественных благ, где наблюдаются провалы рынка, в институционально-социологическом направлении выделяют, во-первых, наличие монополий, во-вторых, недостаток и асимметрию информации, приводящую к оппортунизму, и, в-третьих, возникновение внешних эффектов. Эти причины объективно обусловливают необходимость государственного регулирования экономики.

Таким образом, отмечая специфику государственного регулирования экономики, напомним, что вмешательство государства в экономические процессы является достаточно противоречивым. Оно может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и противодействовать им.

Однако решение данного вопроса с позиций только неоклассического порядка, ограниченного методологией маржинализма и «экономического человека» с его чисто рациональным поведением, приводит к ортодоксальному выводу о так называемом свободном либерально-демократическом укладе.

Данный уклад не учитывает все многообразие явлений реальной действительности, когда за скобками остаются такие моменты, как реальный человек (который под давлением общества может действовать нерационально), информационная асимметрия, оппортунизм, трансакционные издержки, экономика общественного сектора, монополизм, внешние экстерналии, объясняющие необходимость в организации социально-экономических процессов и государственного регулирования.

Вопрос №40

Экономические функции государства. Общественный выбор и эффективность государственных решений.

Ответ

Иногда ее называют «новой политической экономией», так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Основатель – Джеймс Бьюкенен (род.в 1919). Основные работы: «Формула согласия» (1962), «Теория общественного выбора» (1972), «Свобода, рынок и государство» (1986). В 1986 году Бьюкенен получил Нобелевскую премию за исследование договорных и конституционных принципов принятия экономических решений.Предмет исследования – анализ особенностей нерыночных процессов выявления и согласования предпочтений с помощью политического механизма. Цель исследования – объяснить экономические аспекты политических процессов, сравнить эффективность рыночного и государственного механизма принятия решений.Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.Сторонники теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако, государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности; избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями. Основными сферами анализа являются при этом сам избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика государственного регулирования.Важнейшим направлением теории общественного выбора является экономика бюрократии – это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономических благ, имеющих ценностную оценку, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности. Укрепление бюрократии увеличивает неэффективность работы организации. В частной фирме простым критерием эффективности является рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ является увеличение ассигнований и рост штата сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата – людей, занятых поиском политической ренты.Логическим завершением теории общественного выбора является постановка вопроса о «провалах» государства (правительства). «Провалы» - это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Обычно к «провалам» относят:

1. ограниченность необходимой для принятия решений информации;

2. несовершенство политического процесса;

3. ограниченность контроля над бюрократией;

4. неспособность государства предусмотреть и эффективно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...