Нарушения лексического и грамматического строя речи
При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словарного запаса настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. Однако и при менее тяжелом снижении слуха лексическая сторона речи у слабослышащих обычно оказывается нарушенной. В основе недоразвития словарного запаса лежит невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость или невозможность восприятия на слух безударных частей слова (окончаний, суффиксов, приставок). В результате слабослышащий ребенок нередко способен более или менее отчетливо воспринять на слух лишь ударную (чаще корневую) часть слова, что приводит к «усе-ченности» и недостаточной устойчивости слуховых образов и препятствует формированию лексической стороны речи. По данным P.M. Боскис, лишь 27,7% слабослышащих школьников дают свыше 80% правильных ответов при назывании обиходных предметов и действий. Дети с трудом усваивают названия признаков предметов из-за безударности окончаний прилагательных в русском языке. Особую
Гл а в а 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... сложность для слабослышащих детей представляет усвоение слов с отвлеченным значением и служебных слов, особенно состоящих из одного согласного звука. Ограниченность словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений. Неточность употребления слов чаще всего выражается в замене одних слов другими, основанной на их семантической общности: при употреблении в речи названия характерного признака предмета, явления вместо всего предмета, явления («борода» вместо дедушка); при назывании другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей» вместо кисточка); при назывании общей ситуации вместо предмета; при назывании предмета, сходного по назначению или внешне сходного с данным; при назывании действия, которое может быть связано с данным предметом и др. (10).
Для слабослышащих детей характерны грубые искажения звуко-слогового состава слов, что объясняется недиф-ференцированностью их восприятия на слух («табира» вместо собирает и др.). Особенно часто опускаются окончания слов или сохраняется лишь ударная часть слова («ко» вместо молоко). Отмечается у слабослышащих детей и несформированность грамматического строя речи (аграмматизм). Многие слабослышащие дети долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов. Они неправильно согласовывают слова, употребляют падежные окончания, добавляют лишние предлоги. Структура сложных предложений с трудом усваивается даже учащимися старших классов. Письменная речь слабослышащих во многом отражает недостатки устной речи. В письменной речи отмечаются: 1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках членов предложения и т.п.; 2) наличие дисграфий, связанных с грубым фонетико-фо-нематическим недоразвитием. Логопедическая работа в комплексе... реабилитации детей... _______ Логопедическое обследование слабослышащих детей должно быть направлено на возможно более полное и всестороннее выявление симптоматики речевых нарушений и их патогенеза в целях постановки точного, дифференцированного диагноза, позволяющего применить дифференцированные и этиопатогенетически обоснованные методы коррекции. При обследовании слабослышащих детей нередко возникает необходимость отграничения тугоухости от сенсорной алалии. При наличии у слабослышащих недоразвития речи нужно исследовать как импрессивную, так и экспрессивную речь.
Основная специфика обследования заключается в самом характере его проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка. В ходе всего обследования приходится постоянно обращать внимание на то, как слышит ребенок предлагаемый ему речевой материал. В противном случае некоторые задания могут остаться просто им непонятыми, что приведет к ошибочной диагностике. Для обеспечения лучшей слышимости используются: усиление громкости голоса, сокращение расстояния до уха ребенка, звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). При сильном снижении слуха средства комбинируются. При различении ребенком звуков на слух логопеду следует закрыть лицо экраном, чтобы исключить возможность зрительного восприятия. Исключение зрительного восприятия необходимо и при проведении слуховых диктантов. В слуховые диктанты обязательно должны включаться незнакомые детям слова, содержащие звуки, не различаемые слабослышащими. Устранение у слабослышащих нарушений речи, не связанных с состоянием слуха, ведется обычными, принятыми в логопедии методами. Специфика сводится к учету имеющейся слуховой недостаточности и к обеспечению индивидуального подхода. При ознакомлении слабослышащего ребенка с новым словом важно обеспечить возможность его полноценного восприятия. Это достигается за счет достаточно громкого про-
Глава 2. Логопедическая реабилитация детей и подростков... Основы... работы с детьми, имеющими нарушения
изнесения слова, особенно безударной его части, за счет одновременного предъявления написанного слова и привлечения внимания ребенка к артикуляции говорящего. Различение звуков речи на слух дается детям с большим трудом, поэтому особенно тщательно проводится заключительный этап работы по коррекции дефектов звукопроизношения — дифференциация смешиваемых звуков. Устранение звуковых замен в устной речи и буквенных замен на письме может быть достигнуто иногда лишь за счет использования компенсаторных приемов: опору на зрительное представление артикуляции звука и на ощущение положения артикуляторных органов, т.е. на кинестетическое чувство. Для исправления ошибок на письме применяют обходные методы, заключающиеся в запоминании детьми основных корневых слов и в овладении правилами словоизменения и словообразования (58).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|