Занятия по предмету «Технология», направление «Технический труд», проводятся на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных мастерских. Они должны иметь рекомендованный Министерством образования РФ набор инструментов, приборов, станков и оборудования.
Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на обеспечение безопасности труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил электробезопасности. Величина рабочего напряжения промышленных электроустановок и оборудования, с которым работают учащиеся, не должна превосходить 42 В.
При отсутствии оборудования для проведения лабораторных работ и работ по моделированию, выпущенного централизованно для школ, можно на практических занятиях со школьниками готовить соответствующие комплекты как объекты труда в процессе практических работ: наборы раздаточного материала, конструкторы, наборы заготовок для моделей и др.
Ввиду объективных трудностей обеспечения сельских школ деталями или конструкторами для изучения технологий, относящихся к электронной технике, соответствующие работы могут быть заменены электротехническими работами с электроприводом и электромеханической автоматикой оборудования сельскохозяйственного производства.
№ урока
| Тема урока.
Тип урока
| Планируемые результаты
| Характер основных видов деятельности учащихся
| Вид контроля
| дата
| | | |
| | предметные
| метапредметные
| личностные
| | | План.
| Факт.
|
| Раздел I. Технологии изготовления изделий с использованием плоскостных деталей
| | | | | | | |
| Вводное занятие. ТБ. Цели и задачи учебного предмета. Что такое «труд» и «технология»
| В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
- оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
- ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
- владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
- распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде;
- владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и технологической информации;
- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
| – планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
– определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
| · проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
· выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
· развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
· овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
| - Распознавание древесных пород.
- Чтение технического рисунка.
- Организация рабочего места.
- Изготовление плоскостных деталей по техническим рисункам и технологическим картам.
- Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.
- Контроль качества.
- Соблюдение правил безопасности труда.
| Опрос
| | |
| Правила внутреннего распорядка в мастерской
| | | | | Опрос
| | |
| Дерево и древесина. Виды древесных материалов
| | | | | Опрос
| | |
| Обработка древесины. Лиственные и хвойные породы древесины
| | | | | Опрос
Тест
| | |
| Пороки древесины. Технологические дефекты строения и обработки древесины
| | | | | Тест
| | |
| Лесоматериалы. Отходы древесины и их рациональное использование
| | | | | Опрос
| | |
| Получение шпона и фанеры.
Пр. р. № 1 «Свойства фанеры и область ее применения»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Процесс обработки древесины.
Пр. р. № 2 «Рабочее место для обработки древесины»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 3 «Технический рисунок, чертеж и эскиз детали изделия»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Планирование работы по изготовлению изделия.
Пр.р. № 4 «Разметка заготовок из древесины»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 5 «Пиление заготовок из древесины»
| | - комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
| · самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
· становление профессионального самоопределения в выбранной сфере профессиональной деятельности;
· планирование образовательной и профессиональной карьеры;
· осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
| | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 6 «Строгание заготовок из древесины»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 7 «Сверление заготовок из древесины»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Простая отделка древесины.
Пр. р. № 8 «Выпиливание лобзиком. Выжигание»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Раздел II. Технологии изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки
| | | | | | | |
| Оборудование и организация слесарного рабочего места
| В трудовой сфере:
- планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
- подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
- выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
- контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов;
- выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
- расчет себестоимости продукта труда;
| –
мотивированный отказ от образца объекта труда при данных условиях, поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
– виртуальное и натурное моделирование технических и технологических процессов объектов;
– приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
| · бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
· готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
· проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда
| - Распознавание видов металлов.
- Чтение чертежей деталей.
- Организация рабочего места.
- Изготовление деталей из тонколистового металла и проволоки по чертежу и технологической карте.
- Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения.
- Соблюдение правил безопасности труда.
| Опрос
| | |
| Пр. р. № 9 «Виды металлов и сплавов. Их основные свойства»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 10 «Тонколистный металл и проволока»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр.р. № 11 «Графическое изображение деталей из тонколистного металла и проволоки»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр.р. № 12 «Правка, разметка тонколистного металла»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 13 «Резание тонколистного металла слесарными ножницами»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Гибка тонколистового металла
| | | | | Опрос
| | |
| Пр. р. № 14 «Изготовление коробки для мелких деталей, корпуса совка»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Соединение деталей из тонколистового металла с помощью заклепок шва
| | | | | Опрос
| | |
| Соединение деталей из тонколистового металла с помощью фальцевого шва
| | | | | Опрос
| | |
| Пр.р. № 15 «Сборка заклепочного соединения»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 16 «Отделка изделий из тонколистового металла»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 17 «Способы правки проволоки. Разметка проволоки»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Пр. р. № 18 «Методы резки и рубки проволоки. Гибка проволоки». Отделка изделий из проволоки
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Раздел III. Понятие о технологических машинах
| | | | | | | |
| Понятие о технике и техническом устройстве. Понятие о машине как технической системе.
| В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
- выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
- согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
- осознание ответственности за качество результатов труда;
- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
| – согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
– объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
– оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
| | - Характеристика составляющих элементов машины.
- Нахождение на образцах или рисунках (фотографиях) составных элементов машин.
- Отнесение конкретных образцов машин к определенному классу.
- Чтение кинематических схем простых механизмов.
| Опрос
| | |
| Классификация машин
| | | | | Опрос
| | |
| Типовые механизмы и детали машин.
| | | | | Опрос
| | |
| Подвижные и неподвижные соединения деталей и механизмов.
Пр. р. № 19
«Ознакомление с типовыми деталями машин»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Рабочие машины. Технологические машины и их рабочий орган.
| | | | | Опрос
| | |
| Транспортные машины.
| | | | | Опрос
| | |
| Водный и воздушный транспорт.
| | | | | Опрос
| | |
| Транспортирующие машины.
| | | | | Опрос
| | |
| | Раздел IV. Электромонтажные работы
| | | | | | |
| Общее понятие об электрическом токе.
| В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование технического изделия;
- моделирование художественного оформления объекта труда;
- разработка варианта рекламы выполненного технического объекта;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
опрятное содержание рабочей одежды
В коммуникативной сфере:
- формирование рабочей группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
- выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
- публичная презентация и защита проекта технического изделия
| - выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям.
– обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
| | - Чтение электрической схемы.
- Сборка электрической цепи.
- Электромонтажные работы с проводами и установочными изделиями.
- Подключение проводов к электропатрону, выключателю, розетке, распределительной коробке.
- Использование пробника для поиска обрыва в цепи.
- Соблюдения правил безопасности труда и электробезопасности.
| Опрос
| | |
| Условные графические обозначения на электрических схемах.
Пр. р. № 20 «Изучение электрической цепи»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Организация рабочего места для выполнения электромонтажных работ.
| | | | | Опрос
| | |
| Виды проводов.Инструменты для электромонтажных работ.
Пр. р. № 21 «Оконцевание проводов»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
| Установочные изделия. Приемы монтажа.
| | | | | Опрос
| | |
| Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ.
| | | | | Опрос
| | |
| Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ.
| | | | | Опрос
| | |
| проектная деятельность
| | | | | | | |
| Творчество и творческий проект
| В психофизической сфере
- развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
| – соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
– соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
| | - Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей и потребностей людей ближайшего окружения.
- Анализ образцов подобных изделий.
- Разработка технико-технологической документации.
- Изготовление изделия. Примерная оценка затрат на производство.
- Изучение рыночных цен на подобные изделия.
- Разработка варианта возможной рекламы.
- Соблюдение правил безопасности труда.
| Опрос
| | |
45-46
| Этапы проектирования и конструирования.
| | | | | Опрос
| | |
47-48
| Пр. р. № 22 «Порядок выбора темы проекта».Этапы выполнения проекта.
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
49-50
| Подготовительный этап.
| | | | | Опрос
| | |
51-52
| Конструкторский этап.
Пр. р. № 23 «Разработка конструкторской документации»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
53-54
| Технологический этап.
Пр. р. № 24 «Разработка технологической документации»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
55-56
| Этап изготовления изделия.
Пр. р. № 25 «Изготовление изделия»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
57-58
| Заключительный этап. Защита творческого проекта.
Пр. р. № 26 «Экономическое обоснование. Рекламный проспект изделия»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
59-60
| Эффективные способы работы на подготовительном этапе
Пр. р. № 27 «Составление плана исследовательской работы»
| | | | | Практическая работа
Опрос
| | |
61-62
| Метод контрольных вопросов на этапе конструирования
Эстетические требования к изделию
| | | | | Опрос
| | |
63-64
| Морфологический анализ на этапе конструирования
| | | | | Опрос
| | |
65-66
| Экономическая и экологическая оценка проекта на заключительном этапе
| | | | | | | |
67-68
| Пример проекта
| | | | | Опрос
| | |
69-70
| Подведение итогов.
Защита проектов
| | | | | Защита проектов
| | |