Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии с окружающей средой




Для более полноценного развития ребенка с ограничен­ными возможностями жизнедеятельности родители долж­ны обеспечить ребенку максимальную широту социальных контактов, общение со здоровыми сверстниками. Нельзя полностью лишить ребенка общения с детьми, опасаясь его непохожести на остальных, негативной реакции здоровых детей на его физические или психические недостатки. Рано или поздно ребенку придется самому общаться с окружаю­щим миром. Ограничивая круг его общения членами се­мьи, родители фактически обрекают его на «заточение». Какими бы гуманными соображениями не диктовалась та­кая обособленность от сверстников, она в дальнейшем обер­нется гораздо более тяжелыми последствиями, чем можно было бы предположить.

Не следует родителям и членам семьи отстраненно наблю­дать, как стихийно складываются взаимоотношения ребен­ка со сверстниками. Чтобы помочь ему комфортно чувство­вать себя в среде сверстников, необходимо установить контакт с детьми, с которыми он будет общаться, помочь ему стать своим человеком в детской компании, заслужить дове­рие ребят; организовать совместные игры и общение таким


Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков...

образом, чтобы ребенок не выглядел беспомощным, не был им обузой. Родители, которым удалось организовать обще­ние своего нетипичного ребенка со сверстниками, советуют привлекать братьев, сестер, детей родственников и соседей к тому, чтобы именно они «вводили» ребенка в мир своего дет­ства. Такой подход может в значительной степени облегчить в перспективе социальную адаптацию уже взрослого челове­ка, помочь ему найти свое место в жизни.

В то же время не следует «навязывать» ребенка, если его не воспринимают. Если предлагаемая среда для игры или общения не готова пока принять ребенка, можно попробо­вать иные способы подготовки окружения к приходу особо­го ребенка. Надежным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или инициативные объеди­нения семей, имеющих детей с проблемами в развитии (12). Важнейшей задачей для родителей является подготовка детей и подростков с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Основными направлениями усилий семьи в подготовке ребенка к труду являются: формирование и закрепление навыков самообслуживания; использование разнообразных стимулов с целью поощрения ребенка к про­явлению трудовой инициативы, самостоятельности, к ока­занию помощи тем, кто в ней нуждается; привлечение к вы­полнению посильной домашней работы; обучение ведению домашнего хозяйства, содержанию в порядке своего рабо­чего места; ознакомление с трудовой деятельностью роди­телей, родственников; помощь в выборе места профессио­нального обучения.

Необходимо расширять занятость детей хозяйственно-бытовым трудом, формировать социальный опыт, широко использовать социально-педагогические и реабилитацион­ные возможности труда. Ручной труд, занятия моделирова­нием и конструированием, сельскохозяйственный труд спо­собствуют умственному и нравственному развитию детей с особыми нуждами, являются мощным фактором развития детской солидарности, налаживания деятельностного обще­ния детей со взрослыми.

Детей нужно учить правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т. д., знакомить


Глава 3. Особенности коррекции речи детей...


Логопедический аспект семейного воспитания ребенка...


 


с учреждениями социально-бытового назначения. Правиль­ное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье оказывает благотворное влияние не только на него, но и на психологический климат всей семьи. Дети, которые прохо­дят школу жизни вместе с родителями, имеют больше воз­можностей для своего развития — чем больше усилий при­ложено родителями к воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями, тем более благополучной будет его судьба.


ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается тотальное недоразвитие познавательной деятельности и пси­хики в целом: нарушаются мышление и речь, внимание и память, моторика и эмоционально-волевая сфера. Необходи­мо учитывать, что само понятие «недоразвитие» свидетель­ствует о том, что развитие не закончено, оно не остановилось и будет продолжаться. Успех коррекционной работы во мно­гом зависит от двух факторов: глубины поражения цент­ральной нервной системы, с одной стороны, и от форм и ме­тодов коррекционно-педагогического воздействия, с другой.

Снижение познавательной деятельности детей с интел­лектуальным недоразвитием приводит к ограниченности и бедности их представлений об окружающем мире, резкое снижение потребности в речевом общении — к ограниченно­сти речевых контактов и отрицательно сказывается на про­цессе овладения речью. К социальным факторам, обусловли­вающим нарушения речи у умственно отсталых детей, следует отнести слабость речевых контактов и недостаточ­ность стимуляции к речевому общению. Во многих семьях препятствием для развития речи умственно отсталого ребен­ка является излишняя опека ребенка всеми членами семьи, ограничение его речевой активности, отсутствие стимуля­ции к речи, изоляция ребенка от общения с окружающими детьми. Часто вместо вербальных связей в семье устанавли­вается невербальное общение посредством мимики и жестов, что также отрицательно сказывается на развитии речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...