Организация взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии с окружающей средой
Для более полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности родители должны обеспечить ребенку максимальную широту социальных контактов, общение со здоровыми сверстниками. Нельзя полностью лишить ребенка общения с детьми, опасаясь его непохожести на остальных, негативной реакции здоровых детей на его физические или психические недостатки. Рано или поздно ребенку придется самому общаться с окружающим миром. Ограничивая круг его общения членами семьи, родители фактически обрекают его на «заточение». Какими бы гуманными соображениями не диктовалась такая обособленность от сверстников, она в дальнейшем обернется гораздо более тяжелыми последствиями, чем можно было бы предположить. Не следует родителям и членам семьи отстраненно наблюдать, как стихийно складываются взаимоотношения ребенка со сверстниками. Чтобы помочь ему комфортно чувствовать себя в среде сверстников, необходимо установить контакт с детьми, с которыми он будет общаться, помочь ему стать своим человеком в детской компании, заслужить доверие ребят; организовать совместные игры и общение таким Роль семьи в реабилитации и социализации детей и подростков... образом, чтобы ребенок не выглядел беспомощным, не был им обузой. Родители, которым удалось организовать общение своего нетипичного ребенка со сверстниками, советуют привлекать братьев, сестер, детей родственников и соседей к тому, чтобы именно они «вводили» ребенка в мир своего детства. Такой подход может в значительной степени облегчить в перспективе социальную адаптацию уже взрослого человека, помочь ему найти свое место в жизни. В то же время не следует «навязывать» ребенка, если его не воспринимают. Если предлагаемая среда для игры или общения не готова пока принять ребенка, можно попробовать иные способы подготовки окружения к приходу особого ребенка. Надежным, проверенным способом является приглашение людей к себе в дом или инициативные объединения семей, имеющих детей с проблемами в развитии (12). Важнейшей задачей для родителей является подготовка детей и подростков с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Основными направлениями усилий семьи в подготовке ребенка к труду являются: формирование и закрепление навыков самообслуживания; использование разнообразных стимулов с целью поощрения ребенка к проявлению трудовой инициативы, самостоятельности, к оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; привлечение к выполнению посильной домашней работы; обучение ведению домашнего хозяйства, содержанию в порядке своего рабочего места; ознакомление с трудовой деятельностью родителей, родственников; помощь в выборе места профессионального обучения.
Необходимо расширять занятость детей хозяйственно-бытовым трудом, формировать социальный опыт, широко использовать социально-педагогические и реабилитационные возможности труда. Ручной труд, занятия моделированием и конструированием, сельскохозяйственный труд способствуют умственному и нравственному развитию детей с особыми нуждами, являются мощным фактором развития детской солидарности, налаживания деятельностного общения детей со взрослыми. Детей нужно учить правилам поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине, на улице и т. д., знакомить Глава 3. Особенности коррекции речи детей... Логопедический аспект семейного воспитания ребенка...
с учреждениями социально-бытового назначения. Правильное воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье оказывает благотворное влияние не только на него, но и на психологический климат всей семьи. Дети, которые проходят школу жизни вместе с родителями, имеют больше возможностей для своего развития — чем больше усилий приложено родителями к воспитанию и обучению ребенка с ограниченными возможностями, тем более благополучной будет его судьба.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается тотальное недоразвитие познавательной деятельности и психики в целом: нарушаются мышление и речь, внимание и память, моторика и эмоционально-волевая сфера. Необходимо учитывать, что само понятие «недоразвитие» свидетельствует о том, что развитие не закончено, оно не остановилось и будет продолжаться. Успех коррекционной работы во многом зависит от двух факторов: глубины поражения центральной нервной системы, с одной стороны, и от форм и методов коррекционно-педагогического воздействия, с другой. Снижение познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием приводит к ограниченности и бедности их представлений об окружающем мире, резкое снижение потребности в речевом общении — к ограниченности речевых контактов и отрицательно сказывается на процессе овладения речью. К социальным факторам, обусловливающим нарушения речи у умственно отсталых детей, следует отнести слабость речевых контактов и недостаточность стимуляции к речевому общению. Во многих семьях препятствием для развития речи умственно отсталого ребенка является излишняя опека ребенка всеми членами семьи, ограничение его речевой активности, отсутствие стимуляции к речи, изоляция ребенка от общения с окружающими детьми. Часто вместо вербальных связей в семье устанавливается невербальное общение посредством мимики и жестов, что также отрицательно сказывается на развитии речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|