Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел «Человек и природа»

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

• Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373, измен. от 26.11.2010 г., от 22.09.2011 г., от 18.12 2012, от 29.12.2014 г., от 18.05.2015 г., от 31.12.2015);

• ООП НОО МБОУ СШ №2 г. Сычевки

• Программа по окружающему миру Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2012, (УМК «Школа России»)

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника А. А. Плешакова

 

Целями изучения курса «Окружающий мир»в начальной школе является формированиеисходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

 

Основными задачами реализации содержания,в соответствии со Стандартом,являются:

 

— сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;

 

— формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

 

— развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

 

— воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

 

— формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

 

— осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

 

— формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

 

— формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Раздел «Человек и природа»

Как человек познаёт окружающий мир, источники инфор­мации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Условные знаки (способ обозначения предметов и явлений окружающе­го мира, указание способа действия, способ предупреждения и др.) как источник информации.

Наблюдения - важнейший способ познания окружающего мира. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, не­обходимые для успешного познания окружающего мира (лю­бознательность, наблюдательность, пытливость, воображение, умение размышлять и делать выводы). Учёные, изучающие живую и неживую природу, человека, быт, культуру, историю народов. Значение эксперимента в изучении законов природы. Путешествия в пространстве и «путешествия» во времени как способ получения информации об окружающем мире. Археоло­гические раскопки - источник знаний о прошлом.

Объекты окружающего мира: природные и созданные чело­веком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы.

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Дикорастущие растения родного края. Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневынос­ливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения.

Значение растений для природы и человека. Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изго­тавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Растения, выращиваемые в родном крае. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их ро­ста и развития. Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные гри­бы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

Разнообразие животных. Условия, необходимые для жизни животных. Среда обитания и способы питания разных живот­ных (хищные, растительноядные, всеядные). Млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Значение животных для природы и человека. Домаш­ние и дикие животные. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном крае (названия, краткая ха­рактеристика на основе наблюдений).

Важность сохранения дикорастущих растений и диких жи­вотных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга. Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу России (региона).

Условия, необходимые для роста и развития растений (вла­га, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Представление о растении как живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для расте­ния. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Способы размножения растений. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью). Распространение семян.

Размножение разных групп животных (насекомые, птицы, рыбы, звери). Стадии развития насекомых, земноводных.

Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Представление о природном сообществе. Природные сооб­щества моря, озера, болота, леса, луга. Разнообразие растений и животных, их приспособляемость к условиям обитания. Взаи­мосвязи растений и животных в природных сообществах, пище­вые цепи. Экологические проблемы, возникающие в результате жизнедеятельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.). Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов. Организация заповедников, за­казников, национальных парков с целью сохранения природных сообществ.

Человек - часть живой природы. Зависимость жизни чело­века от природы. Науки, изучающие организм человека и усло­вия сохранения его здоровья. Рождение и развитие человека. Общее представление об организме человека, его внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеваритель­ной, кровеносной, выделительной, нервной системах.

Основные части скелета, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупре­ждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок.

Кровь и её роль в организме. Органы кровообращения: серд­це, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и береж­ного отношения к сердцу. Пульс и его измерение. Первая по­мощь при кровотечениях.

Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупрежде­ние. Вред табачного дыма и ядовитых газов на органы крово­обращения и дыхания. Важность пребывания на свежем воз­духе.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для орга­низма. Органы пищеварения. Зубы, их роль в пищеварении. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупре­ждение заболеваний органов пищеварения.

Органы выделения. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание организма.

Органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Гигиена органов чувств; предупреждение их заболеваний. Элементар­ные представления об их строении.

Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.

Личная ответственность за состояние своего здоровья и здо­ровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Как лечились наши предки.

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении вещества, его мельчайших частицах.

Значение воздуха для живых существ. Воздух - смесь га­зов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства чистого воздуха. Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.

Значение воды для живого. Свойства воды. Три состояния воды (лёд, пар, вода). Свойства снега и льда. Вода в природе: туман, роса, изморозь, иней, их образование. Круговорот воды в природе.

Разнообразие горных пород и минералов. Свойства ми­нералов, их изучение. Полезные ископаемые и их использова­ние (строительные материалы, металлические руды, горючие полезные ископаемые). Экологические проблемы, связанные с добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы - главное отличие от горной породы. Обитатели почвы. Разрушение почвы водой, ветра­ми, в результате деятельности человека. Меры по защите воз­духа, воды, почвы от загрязнения.

Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Об­разование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака. Осадки: дождь, снег, град. Эколо­гические проблемы, связанные с облаками. Движение возду­ха. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.

Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Дневник наблюдений за погодой. Про­гноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.

Смена дня и ночи, смена времён года как пример перио­дически повторяющихся природных явлений. Изменение по­ложения Солнца на небе и длительности светового дня в те­чение года. Особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря.

Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека.

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продол­жительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.

Изменения в неживой и живой природе весной: более высо­кое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжи­тельности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение, развёртывание листьев, первоцветы, появ­ление потомства у диких и домашних животных, прилет и гнез­дование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы челове­ка. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета.

Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Фор­мы земной суши: горы и равнины, их разнообразие. Холм, ча­сти холма (вершина, склон, подошва). Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди (дороги в го­рах, горные санатории, спорт и др.).

Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отва­лы, свалки из пустых пород. Важность сохранения красоты и чистоты земли.

Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искус­ственные; пресные и солёные. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Река - постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: водохранилище, пруд, канал.

Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость экономного её расходования в быту. Пробле­ма загрязнения (очистки) водоёмов бытовыми, сельскохозяй­ственными и промышленными отходами. Проблемы сохране­ния природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе. Первые представления о небес­ных телах. Звёзды и созвездия. Изображение звёзд и созвездий на звёздных картах. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба.

Звёзды и планеты. Звезды - раскалённые космические тела. Планеты - холодные космические тела. Солнце — ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла. Значение солнечного света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара.

Земля — планета. Общее представление о её форме, разме­рах и движении (вращение вокруг своей оси, обращение вокруг Солнца). Представления древних о Земле. Луна - естествен­ный спутник Земли. Изменения видимой формы Луны (фазы Луны). Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира - Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Искусственные спутники Земли. Первые космические полёты на Луну.

Общее представление о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет. Место Земли в Солнечной системе, её соседи.

Способы изображения объектов окружающего мира. Рису­нок, чертёж, план предмета. Масштаб. План местности. Услов­ные знаки на плане городской и сельской местности. Важность умения ориентироваться на земной поверхности. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Услов­ные знаки физической карты: обозначения равнин, гор, водо­ёмов, населённых пунктов, границ государств, полезных ископаемых. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение событий на исторической карте. Звёздная карта, изображение звёзд и созвездий (общее представление).

Глобус — модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Модель Солнечной системы.

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины, горные системы, реки и озёра, залежи полезных ископаемых России.

Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пусты­ня на территории России. Климатические условия, особен­ности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир раз­ных природных зон. Приспособляемость растений и животных к условиям обитания.

Условия жизни и занятия коренного населения в разных природных зонах. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разно­образие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Роль при­роды в сохранении и укреплении здоровья. Физическая куль­тура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Спорт и здоровье. Личная гигиена школьника. Важность сохранения здоровья органов чувств.

Азбука безопасности. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Правила дорож­ного движения — гарантия безопасности на улицах города. Прави­ла безопасного поведения дома (безопасное пользование быто­выми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Телефоны экстренной помощи (несчастный случай, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.).

Правила безопасного поведения в природе (в горах, у во­доёмов, во время грозы, под солнечными лучами), при встрече с разными животными.

Опасность пребывания на свалках. Оказание первой по­мощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

Раздел «Человек и общество»

Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в шко­ле, на пришкольном участке.

Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особен­ности урока «Окружающий мир».

Культура общения в семье, в школе, в общественных местах. Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважитель­ных отношений с ними.

Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходи­мость физических упражнений). Здоровое питание. Правиль­ный выбор одежды. Режим дня младшего школьника, чередо­вание труда и отдыха. Важность здорового сна.

Человек - разумное существо. Отличия человека от жи­вотных. Общество - совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек - член общества. Культура общения людей (с взрослыми, сверстни­ками, незнакомыми людьми и др.), важность внимательного, вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмо­циональное состояние человека, проявление чувств. Некраси­вое поведение человека (грубость, нечестность, жадность, же­стокость). Друзья, взаимоотношения с ними. Духовная красота человека (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить).

Семья - ячейка общества, его основа. Члены семьи, поко­ления. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родослов­ная семьи (предки, ближайшие поколения). Взаимоотноше­ния в семье, забота членов семьи друг о друге. Семейный бюд­жет. Домашнее хозяйство. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Место рабо­ты членов семьи, их профессии. Труд, отдых, семейные празд­ники. Семейные реликвии и традиции.

Значение труда для человека и общества. Разнообразие про­фессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе.

Как человек научился считать время. Старинные и совре­менные устройства для счёта времени. Разнообразие часов.

Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздуш­ный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта. Значение средств связи в жизни людей. Старинные и современные средства свя­зи: почта, телеграф, мобильный телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Красота природная и рукотворная. Человек — создатель и носитель культуры. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др.

Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Красота изделий народных мастеров. Природные материа­лы, используемые человеком для изделий, как их беречь. На­циональные узоры в одежде и предметах быта. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества.

Музеи, их значение в жизни общества. Исторический и краеведческий музеи, их экспонаты. Художественные музеи — хранилища старинных и современных произведений искусства. Увлечение коллекционированием, домашний музей. Памятни­ки культуры на ближайших улицах родного города (села), важ­ность бережного отношения к ним. Симметричные и несим­метричные объекты окружающего мира. Использование разных видов симметрии в творениях человека.

Родина, соотечественники. Россия - многонациональное государство мира. Народы, населяющие Российскую Федера­цию, их национальные традиции (на примере народов родно­го края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык - государственный язык России.

Территория Российской Федерации. Государственная гра­ница России, её сухопутные и морские границы. Государствен­ные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон Россий­ской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации - глава государства. Празд­ник и его значение в жизни общества. Государственные празд­ники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конститу­ции, День защиты детей и др.

Москва - столица России. Расположение Москвы на карте России. Основание Москвы, происхождение названия, герб столицы. Москва - центр управления страной. Некоторые до­стопримечательности столицы России (Большой театр, ста­дион Лужники, московское метро и др.). Российские города: города-миллионеры, города-герои, древние города, их досто­примечательности. Общее представление о гербах городов.

Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дво­рец, памятник Петру 1 - Медный всадник, разводные мо­сты через Неву и др.). Санкт-Петербург - столица России в прошлом. Города Золотого кольца России (по выбору).

Горожане и селяне. Условия жизни в городе (селе). Про­мышленные и жилые районы города. Культурные центры го­рода (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.). Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Важность озеленения городов.

Родной край - частица России. Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Особен­ности рельефа, водоёмы, полезные ископаемые родного края и способы их добычи.

Административный центр региона: название, отличитель­ные символы (герб, флаг), расположение на карте. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные осо­бенности быта (2—3 примера). Некоторые яркие события исто­рии родного края: дата основания, возможное происхождение названия, события истории и культуры, происходившие на его территории. Известные люди края.

Родной город, село. Главные достопримечательности насе­ленного пункта: памятники истории и культуры, святые места памяти землякам, погибшим в боях за Родину. Основные заня­тия жителей, места отдыха. Особенности природы, её красота. Как создавать и беречь красоту и чистоту своего города (села, территории дома, школьного двора). Правила экологически грамотного поведения в природе.

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Исторические источники. Значение археологических раско­пок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Наблюдения за природными явлениями и их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале). Отличие месяцеслова, составленного нашими предками, от современного календаря. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устрой­ство старинной избы. Домашняя утварь. Традиционная пищанаших предков, отношение к курению. Как лечились наши предки. Занятия сельских жителей. Как обрабатывали почву наши предки.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-кре­пость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов - архитектурные памятники России. За­нятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художествен­ная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном крае.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элемен­ты старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образо­вания в родном крае.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

Восточные славяне и их соседи. Устройство древнерусского городища. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города - памятники культуры Древней Руси.

Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Первое упоминание в летописи о Москве. Борьба Руси с ино­земными захватчиками в XIII веке. Монгольское нашествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких рыца­рей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое побоище. Александр Невский.

Москва - центр объединения русских земель. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государства. Иван Грозный. Московский Кремль и его собо­ры - памятники культуры России XVвека.

Смутное время в России в начале XVII века. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, па­мятники истории родного края XIV-XVII веков.

Петр Великий - первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению России. Санкт-Петербург - новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра Великого. Акаде­мия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времен Ека­терины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры.

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Освобождение крестьян от крепостной за­висимости. Развитие промышленности, науки, образования. Отражение исторических событий России и родного края XVIII-XIX веков в памятниках архитектуры и произведе­ниях искусства.

Революционные события 1917 года, приход к власти боль­шевиков. Гражданская война. Образование Советского Сою­за. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920- 1930-е годы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ратный и тру­довой подвиг народа в годы войны. Г. К. Жуков. 9 мая - День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памятники воинам) род­ного края.

Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после во­йны. Освоение космического пространства. Ю. А. Гагарин. Начало новой России. Государственное устройство современ­ной России. Д. А. Медведев. В. В. Путин. Кем и чем гордится Россия. Выдающиеся люди нашего Отечества.

Открытие материков Земли. Роль путешественников и куп­цов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследо­ватели Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема сохранения природных богатств Земли. Междуна­родная Красная книга. Коренные народы континентов (одеж­да, жилища, занятия).

Многообразие стран и народов на Земле. Знакомство с неко­торыми странами: название, расположение на карте, столица, основные достопримечательности.

КЛАСС (66 ч)

Введение (1 ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями.
Что и Кто? (20 ч)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? (12 ч)
Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда (11 ч)
Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? (22 ч)
Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
2 КЛАСС (68 ч)
Где мы живем? (4 ч)
Родна страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.
Жизнь города и села (10 ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.
Общение (7 ч)
Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.
Путешествия (18 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.
3 КЛАСС (68 ч)
Как устроен мир? (6 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика (12 ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам (15 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
4 КЛАСС (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Природа России (10 ч)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (9 ч)
Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Тематическое распределение количества часов.

 

№ п/п Разделы, темы Количество часов Рабочая программа по классам
Примерная программа Рабочая программа 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
  Человек и природа.            
  Человек и общество.            
  Правила безопасной жизни.            
  Проверочные работы.            
  Итого:            

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 1 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу*;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
  • первичное представление о ценностях многонационального росс
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...