-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
-подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
-наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
-использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
-осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;
-сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
-дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
-осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
-оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
-планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
-участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 1 кл. Издательство "Просвещение" 2012г
Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 2 кл. Издательство "Просвещение" 2012г
Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 3 кл. Издательство "Просвещение"2012г
Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях 4 кл. Издательство "Просвещение"2012г
4) классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь);
Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- http://www.nachalka.com/
- http://www.zavuch.info/
- Методический центр: http://numi.ru/
- электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: http:www//kniga21vek.ru
Календарно-тематическое планирование
На_2016-2017_учебный год
Предмет: окружающий мир_
Класс 3б
№п/п
Тема урока
Основное содержание урока
Вид деятельности обучающихся
Количество часов Дата
Природа
АСК «Природа родного края»
Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей.
-познакомятся с разнообразием природы;
- выделять признаки живых существ;
-раскрывать ценность природы для людей;
-научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой;
-сравнивать объекты природы по известным признакам;
-доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно.
-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
-формулировать выводы из изученного материала;
-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Человек
Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира
-знать, чем человек отличается от других живых существ;
-различать внешность человека и его внутренний мир;
-перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение).
- извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию;
-моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички;
-анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе);
-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
-формулировать выводы из изученного материала;
-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке.
Проект «Богатства, отданные людям»
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.
-объяснять смысл названия проекта «Богатства, отданные людям»;
-называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям.
- распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу)
-выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом работы.
Общество
Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.
-определять место человека в окружающем мире;
-характеризовать семью, народ, государство как части общества;
- описывать по фотографиям достоприме-
чательности разных стран.
-сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире;
-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
-формулировать выводы из изученного материала;
-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;
-формулировать выводы из изученного материала.
Что такое экология
Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.
-обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
-изображать экологические связи с помощью моделей.
-сравнивать окружающую среду разных организмов;
-анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком;
-классифицировать экологические связи.
-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
-формулировать выводы из изученного материала;
-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;
6-7
Природа в опасности!
АСК «Охрана природы»
Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры исчезнувших животных по вине человека.Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории.
-устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды;
-приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;
-объяснять, что такое ответственное отношение к природе. -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу;
-использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием.
-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
-формулировать выводы из изученного материала;
-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;
Тела, вещества, частицы
Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.
-раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
-приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ.
- классифицировать тела и вещества;
-выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их;
-взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий;
-формулировать выводы из изученного материала;
-осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;
Разнообразие веществ
Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди.
-раскрыть понятие «химия»;
-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование
-различать вещества по характерным признакам;
-использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков.
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Воздух и его охрана
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха
-исследовать с помощью опытов свойства воздуха
-анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
- извлекать из текста информацию в соответствии с заданием.
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
-высказывать предложения, делать выводы.
Вода
АСК «Водоемы Смоленской области»
Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.
-исследовать с помощью опытов свойства воды
-анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды;
-доказывать предложения
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Превращения и круговорот воды
Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
-моделировать круговорот воды в природе
-различать три состояния воды;
- моделировать круговорот воды в природе;
-анализировать рисунок-схему
-высказывать предложения о состояниях воды в природе;
-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя
Берегите воду!
Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию.
-обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе
-извлекать из текста информацию в соответствии с заданием;
-моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды;
-рассказывать о загрязнении воды с помощью модели
- высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Как разрушаются камни
Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия.
Наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента
-моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение –при охлаждении;
-высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе;
-готовить рассказ на основе наблюдений;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Что такое почва
Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.
Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез
-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
-анализировать схему связей почвы и растения;
-на основе схемы моделировать связи почвы и растений.
-высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Разнообразие растений
АСК «Смоленский лен»
Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника – наука о растениях.
-приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя
доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны;
-классифицировать растения из предложенного списка.
- подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Солнце, растения и мы с вами
Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.
Обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений;
-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Размножение и развитие растений
Опыление. Рол насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян.
-объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
-наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
-выявлять роль животных в размножении и развитии растений
- Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми;
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Охрана растений
Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе.
Объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе;
- приводить примеры растений из Красной книги России.
- актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе.
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;
Разнообразие животных
Многообразие животного мира, классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные. Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология – наука о животных.
Знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе.
Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп.
-Работать с электронным приложением к учебнику.
-Обсуждать рассказ «история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению.
Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»
Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов.
Учащиеся научатся классифицировать животных по типу пищи.
- составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края
Анализировать схемы питания,
работать с терминологическим словариком.
- Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края.
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную информацию
- Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках,
распределять обязанности в работе над проектом.
Размножение и развитие животных
Размножение и развитие животных разных групп.
Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе.
Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов.
- Находить дополнительную информацию из различных источников.
-Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве.
-Давать характеристику разным группам по способам размножения.
Охрана животных АСК «Животные родного края»
Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.
Объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе.
С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку «Береги животных».
- формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников
- Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу.
В царстве грибов
Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы
Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах.
- узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности.
-обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор».
- строить понятные для партнёра высказывания
Великий круговорот жизни
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.
Объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ
Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником.
-Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.
Организм человека
Анатомия, физиология. Гигиена как науки. Понятие об органах, системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная
Объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой
-Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу.
-характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём
- Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела.
- отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе
Органы чувств
Глаза, уши нос, язык, кожа, их рол в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
Рассказывать об органах чувств по плану
самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;
-работать с терминологическим словарём.
-использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы.
Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану.
Надежная защита организма
Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов. Первая помощь при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах
Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи
-Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены.
-Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи.
Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи.
Подготовят рассказ об уходе за кожей.
Опора тела и движение
Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека, осанка, важность выработки и сохранения правильной осанки.
Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку
Находить упражнения для формирования правильной осанки.
-Работать с терминологическим словарем.
работать со взрослыми, слушать собеседника
Наше питание. Проект «Школа кулинаров»
Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.
Подготовка к выполнению проекта.
-объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания
-Моделировать строение пищеварительной системы.
-практически определять наличие питательных веществ в продуктах.
- составлять меню здорового питания;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
-Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания.
-Готовиться к выполнению проекта.
Дыхание и кровообращение
Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота
-Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем.
-измерять пульс
- Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи
Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме
Умей предупреждать болезни
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания.
Закаливать организм, предупреждать болезни
Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней.
-находить дополнительный материал о профилактике заболеваний.
- осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера;
Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.
Здоровый образ жизни
Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников
Сформулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять
Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье.
- работать с терминологическим словарём.
-Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни.
-Работать в паре, составлять памятку.
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
-Оценивать правильность и неправильность ответов.
-Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.
Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу.
-Выполнять тесты с выбором ответа.
-сотрудничать со взрослыми
Презентация проектов Огонь, вода и газ
Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений
Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Огонь, вода и газ
Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.
моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры.
-работать с терминологическим словариком.
-Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода.
-Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр.
Чтобы путь был счастливым
Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте.
Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.
Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
- изучать материалы учебника.
-выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях;
-готовить сообщения
Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил.
Дорожные знаки
Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям
Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой.
-моделировать в виде схемы путь от школы домой.
Обсуждать, как помогают знаки пешеходам.
Проект «Кто нас защищает»
Подготовка к выполнению проекта.
Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д
Опасные места
АСК «Опасные места нашего города»
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д.
Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях.
Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест.
обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности.
Природа и наша безопасность
Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).
Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными.
Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.
Обсуждать рассказ «Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными
Экологическая безопасность
Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.
-Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.
-обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой.
Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра.
- анализировать по схеме загрязнения;
- приводить примеры цепей загрязнения;
-работать с терминологическим словарём.
-моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.
- обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы.
Для чего нужна экономика
Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.
Раскрывать роль экономики в нашей жизни.
-объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги.
-различать товары и услуги, приводить примеры;
-добывать информацию об услугах в родном городе;
- Раскрывать понятия
«экономика», «потребности», «товары»;
-работать со взрослыми;
-рассказывать о роли труда в создании товаров;
-прослеживать, какие товары и услуги нужны семье.
Природные богатства и труд людей – основа экономики
Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.
Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике.
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
- прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики.
Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города.
Полезные ископаемые
АСК «Полезные ископаемые нашего края»
Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.
Различать важнейшие полезные ископаемые.
-объяснять их значение в экономике.
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
Определять полезные ископаемые с помощью атласа.
-рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас.
Растениеводство
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.
Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются.
Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану.
-Выявить связь растениеводства и промышленности.
-Исследовать, какие продукты используются в семье.
-Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством.
-Рассказывать о роли выращивания культурных растений.
Животноводство
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных.
Объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются.
Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных.
-работать с терминологическим словарем.
-Выявлять связь животноводства и растениеводства.
-осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками.
- Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.
Какая бывает промышленность
Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности.
Различать отрасли промышленности.
-обнаруживать взаимосвязи между ними.
-различать продукцию каждой отрасли промышленности.
Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей,
найти в музее данные об истории предприятий города.
Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.
Проект «Экономика родного края»
АСК «Экономика Сычевки»
Подготовка к выполнению проекта.
-раскрывать роль экономики в жизни родного края;
-осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.
Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации.
-презентовать проект, выступать перед одноклассниками.
- Коллективно создавать книгу
«Экономика родного края».
Что такое деньги
Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков.
-Понимать роль денег.
-объяснять, что такое деньги.
-различать денежные единицы некоторых стран
Раскрывать роль денег в экономике.
-Характеризовать виды обмена товарами.
-Находить информацию об истории денег в других источниках.
-Работа в паре, сравнение монет разных стран.
-практическая работа по различению денежных единиц.
Государственный бюджет
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов.
-Объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.
Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем.
- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач
осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками.
Семейный бюджет
Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи.