Структура ГЭУ и схемы главного тока
ГЭУ постоянного тока применяются там, где требуется высокая маневренность. Они обеспечивают: а) легкость и плавность регулирования скорости в широких пределах; б) простоту дистанционного управления;
Мощность ДГ и их количество (1-6) выбирают в зависимости от потребляемой мощности движителем и КПД всех передач. При последовательном соединении «Г» в любом режиме каждый из ДГ развивает мощность равную номинальной (полностью используются генератор и дизель), а «ЭД» получает мощность равную сумме мощностей работающих генераторов. При параллельном соединении «Г», при необходимости отключить один или несколько агрегатов, приходится снижать напряжение оставшихся в работе, т.к. при неизменном напряжении «ЭД» будет вращаться с прежней скоростью и вызовет перегрузку ДГ. При этой схеме ДГ будет использоваться не полностью, а мощность, подводимая к «ЭД» окажется меньше, чем при последовательном соединении. Кроме того, при параллельном соединении токи между генераторами распределяются не равномерно из-за различия их внешних характеристик и скоростей дизелей. Поэтому такое соединение применяется редко.
5.3.2 Режимы экономичного хода и аварийные Режим экономичного хода – ход с пониженной скоростью, со значительной экономией топлива, т.к. Аварийный режим – вынужденная остановка одного или нескольких ДГ, т.е. отличие только в причине остановки. В ДЭГУ постоянного тока широко распространена схема со специальными кулачковыми контроллерами (селекторные переключатели), с помощью которых производят набор схемы для различных режимов. С помощью двух одинаковых переключателей 1ПГ и 2ПГ можно набрать 6 режимов и 33 варианта схемы включения: 1. Работа четырех «Г» на оба якоря ЭД (1 вариант). 2. Работа любых трех «Г» на оба якоря ЭД (4 варианта). 3. Работа любых двух «Г» на оба якоря ЭД (6 вариантов). 4. Работа любого одного «Г» на оба якоря ЭД (4 варианта). 5. Работа двух «Г» на оба якоря ЭД (10 вариантов). 6. Работа одного «Г» на оба якоря ЭД (8 вариантов). Вспомогательными контактами переключателя включаются цепи возбуждения, управления, блокировки и сигнализации. Предусмотрена блокировка электромагнитными замками не позволяющая переключать главные цепи под нагрузкой и при наличии напряжения в цепях возбуждения. Иногда дополнительно ставят разъединители «Р». Первый режим основной, остальные - режимы экономичного хода. Например, работают 3ДГ на 2ЭД.
При последовательном включении «Г» также дают
5.3.3 Система возбуждения ГЭУ
В качестве возбудителей главных генераторов постоянного тока применяют двух и трех обмоточные возбудители, ЭМУ с поперечным и продольным полем.
В последнее время для возбуждения как «Г» так и ГЭД применяют не вращающиеся магнитные усилители. ОВГ разделена на две равные части и вместе с При питании от МУ1 и ВП1 ГЭД вращается в одну сторону, а если от МУ2 и ВП2 – то в другую. Различают 3 вида систем возбуждения «Г» в ГЭУ постоянного тока: 1. Индивидуального возбуждения, где каждый возбудитель механически связан с «Г» и питает ОВГ только своего «Г». Достоинства: а) не надо приводного двигателя; б) не надо подбирать внешние характеристики, т.к. нет параллельной работы. Недостатки: а) нет резерва; б) сложность схем при нескольких генераторах; в) большая длина агрегата; г) колебания напряжения (при изменении нагрузки меняются обороты дизеля). 2. Централизованное возбуждение, где возбудитель приводится во вращение отдельным двигателем и питает цепи возбуждения нескольких «Г», иногда работая в параллель с другими возбудителями. Достоинства: а) меньшая длина агрегата; б) возможность ремонта на ходу при наличии двух и более возбудителей; в) нет зависимости от загрузки дизелей и соответственно меньше колебания «U». Недостатки: а) наличие приводных двигателей; б) необходимость защищать дизеля от непроизвольного реверса; в) обязательность согласования внешних характеристик возбудителей на случай параллельной работы. 3. Системы смешанного возбуждения – возбудители связаны механически с валами генераторов, но имеют возможность питания обмоток возбуждения нескольких генераторов. Достоинства: а) отсутствие приводных двигателей; б) высокая живучесть благодаря резервированию. Недостатки: а) необходимость защищать дизеля от непроизвольного реверса; б) необходимость согласования внешних характеристик на случай параллельной работы; в) сложность схемы; г) большая длина агрегатов; д) непостоянство напряжения возбудителей из-за колебания скорости дизелей при изменении их нагрузки.
5.3.3.1 Схема генератор-двигатель (Г-Д) с трёхобмоточным возбудителем
По швартовой характеристике торговых судов винт работает только в период разгона судна. Для ледоколов, рыболовных траулеров, буксиров нагрузка ГЭУ изменяется в диапазоне АВ, при этом желательно, чтобы механическая характеристика винта Участок АВ – постоянной мощности; ОД – максимально допустимая скорость; ОС – момент стояния ГЭД при заклинивании винта (рис. 5.7). Если ГЭД работает с постоянным магнитным потоком, то его момент может изменяться только в результате изменения тока главной цепи. Тогда для сохранения неизменной мощности первичного двигателя у генератора должен быть: ОД – напряжение, обеспечивающее максимальную скорость ГЭД. ОС – ток короткого замыкания
ОНВВГ – обмотка независимого возбуждения возбудителя генератора, которая связана с постом управления и служит для задания необходимого режима работы ГЭУ. ОТВВГ – обмотка отрицательной обратной связи по току, которая включена на падение напряжения в компенсационной обмотке КО и дополнительных полюсов ДП ГЭД. ОШВВГ – обмотка параллельного возбуждения возбудителя, благодаря которой возрастает зависимость напряжения возбудителя и потока генератора от тока главной цепи. Возбудитель, обмотки которого включены таким образом, позволяют получить выпуклые крутопадающие внешнюю характеристику генератора и механическую ГЭД (кривые 4 на рис. 5.7 и 5.8). Рисунок 5.9 - Система Г-Д с трехобмоточным возбудителем
Возбудитель выбирают по мощности потребляемой обмоткой возбуждения в режиме свободного полного хода судна (точка А)
где m – число генераторов питающихся от этого возбудителя.
Выбирают возбудитель мощностью
5.3.3.2 Принцип поддержания постоянства мощности
В ГЭУ грузовых и пассажирских судов момент вращения ГЭД и мощность генератора выбираются по режиму полного хода судна в свободной воде (по точке А). При этом гребная электроустановка имеет наименьшую массу. Возможное превышение номинального тока при ходе судна на волне обеспечивается за счет допустимой перегрузки электрических машин. Постоянство мощности в ГЭУ поддерживается воздействием на магнитный поток главного генератора ( Правильный выбор главных машин, работающих условиях периодической перегрузки, делается на основании расчета тока главной цепи в переходном процессе при ходе судна на волне. По его величине определяется средний квадратичный ток, который и принимается в качестве номинального для выбора главных генераторов и ГЭД. Принимая синусоидальное изменение тока, соответствующего регулярному волнению моря, по выражению
где В результате гидродинамических расчетов установлено, что среднее значение момента сопротивления винта при той же скорости хода при качке судна увеличивается на 7-8% по сравнению с величиной момента при ходе в спокойной воде. Поэтому необходимо главные машины выбирать с некоторым запасом или снижать скорость хода при качке, что часто делается для уменьшения ударов волн о корпус судна. Для ледоколов и судов ледового плавания ход во льдах является длительным режимом, поэтому параметры ГЭУ для них выбираются по наиболее тяжелому режиму, близкому к швартовому (по точке В на рис. 5.7). То же характерно для паромов, земснарядов, аварийно-спасательных и промысловых судов, совершающих частые смены режима, маневры для выполнения технологических работ. Постоянство мощности ГЭУ сохраняется воздействием на магнитный поток двигателя ( Генераторы выбираются на номинальную мощность швартовного режима и работают при одном и том же напряжении и токе. При поддержании постоянства мощности при
При поддержании постоянства мощности при Регулирование тока может происходить как по отклонению регулируемой величины (тока главной цепи), так и по возмущению (изменение момента сопротивления на валу ГЭД). Измеряемые величины воздействуют на усилитель в системе возбуждения двигателя. Механические характеристики ГЭД изменяются так, что мощность, потребляемая двигателем, остается постоянной
Вращающий момент, скорость вращения и магнитный поток гребного электродвигателя определяется по формулам:
5.3.3.3 ГЭУ неизменного тока
Преимущества ГЭУ неизменного тока за счет регулирования В этих установках обеспечивается ограничение момента н6а валу ГЭД в случае заклинивания винта или остановки технологического механизма. По сравнению с системой Г-Д они более надежны. При выходе из строя одного или части дизель-генераторов электродвигатели могут получать питание от оставшихся в контуре дизель-генераторов. Если не все потребители электроэнергии включаются одновременно на полную мощность, то суммарная установленная мощность генераторов может быть меньше суммарной установленной мощности потребителей, что повышает экономичность ГЭУ неизменного тока
Регулирование «п» ГЭД осуществляется магнитным потоком при
5.3.3.4 Система Г-Д с автоматическим регулированием мощности
Система Г-Д с трехобмоточным возбудителем поддерживает в статистических режимах ГЭУ мощность, близкую к постоянной. В динамических режимах (на волне) могут возникнуть недопустимые для дизелей перегрузки. Поэтому применяют быстродействующие системы автоматического регулирования мощности с использованием ЭМУ и других малоинерционных усилителей.
В рассматриваемой системе (рис. 5.12) возбудителем генератора служит ЭМУ с поперечным полем.. У него три обмотки ОУ1Г – задающие независимого возбуждения ОУ2Г – отрицательной обратной связи по току, ОУ3Г – стабилизирующая и обратной связи по скорости первичного двигателя. МДС ОУ1Г и ОУ2Г должны быть выбраны такими, чтобы при I При возрастании тока нагрузки, размагничивающие действие обмотки ОУ2Г усиливается, в результате чего уменьшается напряжение ЭМУ-ВГ, а затем и самого генератора. Таким образом, мощность ГЭУ остается примерно постоянной равной номинальной. Как только ток нагрузки увеличивается до тока короткого замыкания гребного двигателя, МДС ОУ2Г размагнитит ЭМУ - ВГ, напряжение генератора уменьшится до значения равного падению напряжения в якоре ГЭД и сети, благодаря чему ГЭД остановиться при токе главной цепи Постоянство мощности генераторных агрегатов можно поддерживать также регулируя возбуждение генераторов в соответствии с изменением скорости двигателя т. е. посредством обратной связи по скорости от ТГ1 и ТГ2. Для этогоОУ3Г включают на разность напряжений тахогенераторов При номинальной скорости
5.3.3.5 Регулирование мощности изменением магнитного потока ГЭД
Регулируя поток ГЭД можно при изменении нагрузки на винте поддерживать постоянство тока в главной цепи, а следовательно, напряжение и мощность генератора и дизеля. ГЭД получает возбуждение от ЭМУ –ВД с четырьмя обмотками возбуждения. ОУ1Д - независимого возбуждения (задающая). ОУ2Д – отрицательной обратной связи по напряжению возбудителя генератора (ЭМУ - ВГ) или косвенной обратной связи по току главной цепи. ОУ3Д – стабилизирующая. ОУ4Д – отрицательной обратной связи по напряжению самого ЭМУ-ВД. Постоянство тока главной цепи поддерживается изменением магнитного потока ГЭД с помощью ОУ2Д, включенной на разность напряжений возбудителя генератора (ЭМУ –ВГ) и напряжения сравнения В швартовом режиме эти напряжения равны и размагничивающий ток в ОУ2Д отсутствует. ГЭД при этом имеет наибольший магнитный поток. Уменьшение момента сопротивления винта приводит к тому, что ток в главной цепи и в ОУ2Г уменьшается. Напряжение ЭМУ–ВГ увеличивается и становится больше Таким образом, мощность ГЭД
Обмотка ОУ2Д включена, кроме того, на разность напряжений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|