Электробезопасность и пожаробезопасность ГЭУ
Безопасная эксплуатация гребных электрических установок обеспечивается рядом технических мероприятий. В ГЭУ электропитание гребных и специальных технологических механизмов осуществляется, главным образом, от систем переменного тока с изолированной нейтралью, а также от двухпроводных систем постоянного тока, изолированных от корпуса судна. В электроустановках, изолированных от корпуса судна, прикосновение человека к одному из фазных проводов является безопасным, а замыкание любого проводника на корпус судна не относится к режиму короткого замыкания. Указанные положения справедливы при условии хорошего состояния изоляции электрических цепей относительно корпуса судна. Безопасность эксплуатации ГЭУ определяется величиной и длительностью протекания тока через тело человека Электротравмы могут возникнуть в результате прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением, или прикосновения к металлическим корпусам, оказавшимся под напряжением при повреждении изоляции. Чаще рассматривается однофазное прикосновение, поскольку случаи прикосновения к двум фазам редки. Величина тока, проходящего через тело человека при однофазном прикосновении в трехфазной изолированной сети переменного тока, определяется по формуле: . В двухпроводной изолированной сети постоянного тока , где , - фазное напряжение и напряжение линии, В; - активная составляющая сопротивления тела человека, Ом; активные составляющие сопротивления изоляции фаз. Ом; - емкости фаз сети относительно корпуса судна, Ф; - угловая частота переменного тока. Безопасная эксплуатация ПЗУ может быть обеспечена при величине тока менее допустимых значений, безопасных для жизни и здоровья человека, составляющих 6 мА при переменном токе частотой 50 Гц и 30 мА при постоянном токе. Величины предельно допустимых емкостей составляют 0,029 мкФ при напряжении 380 В и 0,088 мкФ при напряжении 127 В трехфазного переменного тока. Сопротивление тела человека принимается равным 1 кОм.
Токи, проходящие через тело человека, будут меньше указанных безопасных значении при величине сопротивления изоляции гребных электроустановок не менее 100 кОм при напряжении 380 В, и не менее 30 кОм при напряжении.127 В переменного тока частотой 50 Гц. Поэтому необходимо проведение постоянного контроля за состоянием изоляции относительно корпуса судна с помощью приборов контроля сопротивления изоляции. Обнаруженное понижение сопротивления изоляции требуется немедленно устранить. При напряжениях постоянного тока. 12 и 24 В токи, протекающие через тело человека, меньше допустимых значений, ко при напряжения! 110 и 220 В они превышают безопасные значения при низком сопротивлении изоляций (менее 5 кОм), что обусловливает принятие необходимых мер защиты. К средствам защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током относится специальный инструмент с изолирующими ручками, диэлектрические галоши и изолирующие коврики. Близко расположенные токоведущие части ограждаются изолирующими перегородками или электрокартоном. Изолирующие средства должны находиться в сухом состоянии и должны иметь клеймо с указанием последней даты их проверки. Одной из основных мер защиты от поражения током при прикосновении к металлическим корпусам, оказавшимся под напряжением по каким-либо причинам, является защитное заземление, то есть соединение электрооборудования с.металлическим корпусом судна. При этом между металлическим корпусом электрооборудования и землей устанавливается электрическое соединение с малым сопротивлением, чтобы при прикосновении к корпусу электрооборудования величина тока, проходящего через тело человека, была безопасной для его жизни и здоровья.
Причиной пожаров на судах часто является неисправность электрооборудования. Пожар возникает, как правило, в результате воспламенения изоляции электрооборудования и кабелей. Источником пожара может быть электрическая дуга, сильный местный нагрев проводников или однофазное замыкание кабелей. При сопротивлении замыкании, соизмеримым с величиной полного сопротивления изоляции, энергия, выделяемая в месте замыкания, резко возрастает и может образовать очаг пожара. Пожаробезопасность кабельной трассы можно повысить за счет ее уплотнения и соответственного уменьшения объема воздуха по отношению к объему кабеля в трассе. При перетирании изоляции кабеля в месте замыкания в результате вибрации возникает переменный контакт с корпусом, приводящий к появлению искрового разряда. Искробезопасность повышается путем прокладки кабелей в трубах, утолщением изоляции, а также применением разделительных трансформаторов, снижающих единичную емкость в электрической цепи. Для обеспечения пожаробезопасности при обслуживании электрооборудования, имеющего подвижные контактные блоки необходимо следить за их коммутацией и не допускать значительного искрения. Контакты должны иметь хорошо пригнанные поверхности без просветов и перекосов. Кабели должны иметь герметизирующие оболочки, надежное уплотнение в переборочных сальниках и соединительных коробках Не следует допускать работу электрооборудования при пониженном напряжении и на двух фазах потребителей трехфазной системы для избегания его перегрева или сваривания контактов. При возгорании электрооборудования необходимо прежде всею снять с него напряжение Электрооборудование в обесточенном состоянии можно тушить любыми судовыми средствами пожаротушения. В случае горения электрооборудования, находящегося под напряжением, для тушения пожара применяется воздушно-механическая пена, приготовленная с использованием пресной или дистиллированной воды, либо углекислота из огнетушителей. Вопросы для самоконтроля. 1. Электробезопасность ГЭУ. 2. Пожаробезопасность ГЭУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|