Словарь логопедических терминов
⇐ ПредыдущаяСтр 29 из 29 АБИЛИТАЦИЯ — первоначальное формирование способности к чему-либо (habilis — быть способным к чему-либо). Термин применяется преимущественно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии, в отличие от реабилитации — восстановления способности к чему-либо, утраченной в результате болезни, травмы и др. АВТОМАТИЗМ — выполнение действий без регуляции их сознанием. Физиологической основой А. являются условные (динамический стереотип) и безусловные рефлексы. А. действий лежит в основе образования привычек, навыков. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА - один из этапов при коррекции неправильного звукопроизношения, следует после постановки нового звука. С точки зрения высшей нервной деятельности, А. 3. есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в самостоятельную речь. А. 3. достигается с помощью специальных речевых упражнений. АГНОЗИЯ — расстройство функции гнозиса или предметного восприятия. Различают А.: 1) зрительную, выражающуюся в нарушении процесса узнавания предметов и их изображений при сохранении достаточной остроты зрения; 2) тактильную, проявляющуюся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астериогнозия), нарушений узнавания собственного тела или представлений о строении тела (со-матоагнозия); 3) слуховую, выражающуюся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушении способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха). АГРАММАТИЗМ — общее нарушение грамматического строя речи, проявляющееся в неумении грамматически пра-
Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
вильно изменять слова и строить предложения (экспрессивный А.), а также в непонимании значения грамматических форм (импрессивный А.). При А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, падеже, «телеграфный стиль» и пр. АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ — слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. АКУСТИЧЕСКИЙ — слуховой. АЛАЛИЯ — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, обусловленные поражением или недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга вследствие родовых травм, мозговых заболеваний или травм, перенесенных ребенком в доречевой период. Выделяют А. моторную (нарушение экспрессивной стороны речи) и сенсорную (недоразвитие понимания речи). АЛЬВЕОЛЯРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — переднеязычные звуки, образуемые прижиманием кончика языка к альвеолам (бугоркам) у корней верхних зубов. АМБИДЕКСТРИЯ — умение одинаково владеть правой и левой рукой. АМИМИЯ — отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры вследствие парезов, параличей и расстройств координации движений лицевой мускулатуры при различных заболеваниях центральной нервной системы, а также при парезах лицевого нерва. АМНЕЗИЯ — нарушение памяти, при котором человек не может воспроизвести сформированные в прошлом представления и понятия. Различают две основные формы А.: 1) ретроградная А. проявляется в виде нарушений памяти на события, предшествующие заболеванию (травме), когда забываются события, происходившие в течение нескольких часов, дней, а иногда и лет до заболевания; 2) антероградная А. — нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания; может охватывать различные по длительности события и периоды.
АНАЛИЗАТОРЫ — сложные нервные механизмы, обеспечивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. Каждый анализатор состоит из: 1) воспринимающего раздражения прибора-рецептора; 2) проводящих путей (афферентных), по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентных, по которым импульсы из вышележащих центров передаются к нижним уровням анализаторов; 3) корковых проекционных зон. К А. относятся все органы чувств (зрения, слуха; вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах. АНАМНЕЗ — сообщение больного (родных, сотрудников и др.) о его жизни, истории развития болезни; используется для установления диагноза и выбора необходимого лечения. АНАРТРИЯ — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. АНОМАЛИЯ — патологическое отклонение от нормы в функциях организма и его частей. АНТИЦИПАЦИЯ — замена предшествующих звуков последующими. АПРАКСИЯ — нарушение целенаправленных движений и действий из-за поражений коры головного мозга. Больной с явлениями А. способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (не может по заданию поднять руку, застегнуть пуговицы и т.п.). Выделяют следующие основные формы апраксии: 1) кинестетическая — распад нужного набора движений ввиду нарушения кинестетического анализа и синтеза; 2) пространственная (конструктивная) — нарушение зрительно-пространственной организации двигательного акта; 3) кинетическая (динамическая) — затруднения в выполнении серии последовательных актов, лежащих в основе различных двигательных навыков, появление двигательных персевераций; 4) «лобная» регуляторная — нарушение подчинения заданной программе.
Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ФАЗЫ — три части артикуляции звука: приступ (экскурсия), выдержка (средняя часть), отступ (рекурсия).
АРТИКУЛЯЦИЯ — деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука, комплексов звуков, составляющих слоги и слова, складывающиеся из артикуляционных фаз. АСТЕНИЧЕСКИЙ — бессильный, слабый, вялый. Астенический синдром — состояние нервно-психической слабости, нарушение тонуса нервных процессов. АСТЕНИЯ — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в большой истощаемости нервных процессов, повышенной утомляемости, раздражительности, снижении работоспособности и всех форм психической активности. А. у детей возникает как следствие перенесенных заболеваний (инфекционных) и травматических поражений мозга. АСТЕРЕОГНОЗ — нарушение способности узнавать предметы на ощупь при сохранении тактильной чувствительности; наблюдается при поражении вторичных корковых полей теменной доли доминантного полушария. АСФИКСИЯ — удушье плода и новорожденного, прекращение дыхания вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра (часто в результате обвития плода пуповиной при родах). АТАКА ЗВУКА — способ приведения в действие голосовых связок при образовании голоса. Различают твердую, мягкую, придыхательную А. звука. При твердой атаке звук голоса возникает резко, голосовые связки плотно смыкаются и приходят в колебание только после того, как под напором выдыхаемого воздуха смычка взрывается. При мягкой атаке звук голоса возникает менее резко, связки приходят в колебание в момент их смыкания. Придыхательная атака характеризуется тем, что звучанию голоса предшествует шум (придыхание), возникающий от того, что выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель еще до смыкания связок и их колебания. АТАКСИЯ — расстройство координации, согласованности действия мышц, проявляющееся в несоответствии объёма, размаха, темпа, точности, направления движений. Наступает при поражении мозжечка, вестибулярного лабиринта и путей глубокой чувствительности. АТРОФИЯ — притупление, утрата какого-либо чувства, свойства. При А. орган (ткань) уменьшается в объеме за счёт уменьшения размеров части клеток. Патологическая А. возникает в результате действия разнообразных факторов, вызывающих нарушения питания тканей.
АУДИОГРАММА — графическое изображение на специальной сетке данных исследования слуха с помощью специального прибора-аудиометра. АУДИОМЕТРИЯ — измерение остроты слуха. АУТИЗМ — болезненное состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отстранением от внешнего мира, погружением в мир собственных внутренних переживаний. При А. часто события настоящего смешиваются с прошедшим, реальное — с фантастическим. У детей А. выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх. Дети становятся мрачными, замкнутыми, теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми, уменьшается речевой контакт. Иногда ребенок перестает пользоваться речью (мутизм), не реагирует на речь окружающих. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА — психотерапевтический метод лечения, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации, самовнушению, развитию концентрации внимания и силы представления, умению контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности, значимой для субъекта деятельности. Выделяют две степени А.т.: 1) обучение релаксации, создание ощущений тяжести, теп 2) создание гипнотических состояний различного уровня. очаговыми поражениями головного мозга (сосудистыми нарушениями, инсультами, воспалительными заболеваниями мозга — энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. А. представляет собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, проявляется в нарушениях фонемати-
11 — 1329 Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ческой, морфологической и синтаксической структур речи, понимании речи при сохранности движений речевого аппарата. Выделяют следующие формы афазии: 1) афферентная моторная — нарушение произнесения слов, замена одних звуков другими, нарушение самостоятельного письма и письма под диктовку; 2) эфферентная моторная — нарушение кинетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова (слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов; 3) сенсорная — нарушение восприятия всех звуков независимо от их тональной характеристики при сохранении остроты слуха; затруднения в понимании устной речи, письма под диктовку при сохранности тех видов речевой деятельности, которые не нуждаются в акустическом анализе звуков речи, например, списывания, чтения;
4) акустико-мнестическая — расстройство слухоречевой памяти в виде трудностей понимания речи окружающих, названия предметов и их изображений, удержания и воспроизведения слов и коротких фраз; 5) семантическая — нарушение понимания определенных логико-грамматических конструкций (типа: брат отца, отец брата, весна перед летом и т. п.) в сочетании с нарушением счета, пространственного мышления; 6) динамическая — нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляющееся в нарушениях планирования речи, нарушение связной устной и письменной активной речи, трудности актуализации слов, обозначающих действия. АФФЕКТ — вид эмоционального состояния, сильное, кратковременное, бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и т.п.). АФФЕРЕНТНЫЙ — приносящий, несущий к центру. АФОНИЯ — отсутствие звучного голоса при сохранной шепотной речи. Наблюдается при острых и хронических заболеваниях гортани, воспалительных процессах, параличах гортанных мышц, опухолях, Рубцовых изменениях голосовых связок (истинная или гортанная афония), а также при истерике и дру- гих неврозах (функциональная или истерическая А.). Непосредственная причина А. — несмыкание или неполное смыкание истинных голосовых связок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. АФФРИКАТ — согласный звук, представляющий собой слитное сочетание смычного согласного с щелевым того же места образования. БАТТАРИЗМ — патологически ускоренный темп речи, одна из разновидностей тахилалии. При Б. речевое дыхание нарушено, слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, нечетко, не договариваются, «с захлебыванием», речь неразборчива. Нередко фонематическим недостаткам речи при Б. сопутствует нарушение ее синтаксиса, последовательности выражения мысли. Б. — одно из проявлений общей повышенной возбудимости и чаще всего встречается у детей-невропатов. БИЛИНГВИЗМ — см. двуязычие. БРАДИКИНЕЗИЯ — общая замедленность движений. БРАДИЛАЛИЯ — патологически замедленный темп речи с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Синоним — брадифразия. Б. представляет собой частное проявление замедленных нервных процессов, общей вялости, заторможенности. БРОКА ЦЕНТР — центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. При поражении Б.ц. человек не может произносить слова (моторная алалия и афазия). В осуществлении моторной функции речи кроме этой области принимают участие другие зоны коры мозга (премоторная и др.). БУКВА — графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей. Одна и та же Б. может обозначать разные звуки. С другой стороны, один и тот же звук может передаваться разными буквами. Одна Б. может передавать не один звук, а два, например, буквы я, е, ю. В русском алфавите есть буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ. БУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — клиническое проявление заболевания продолговатого мозга. Отмечается поражение расположенных в продолговатом мозгу ядер двигательных черепно- Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
мозговых нервов — языко-глоточного, блуждающего, подъязычного. Нередко поражаются также лицевой и тройничный нервы. Б.п. характеризуется периферическим параличом мышц языка, губ, неба, глотки, голосовых связок, надгортанника и проявляется нарушением глотания — дисфагией. При Б.п. обычно наблюдается расстройство артикуляции (см. дизартрия): речь невнятна, смазана, с носовым оттенком. Иногда невозможна устная речь. БЫТОВАЯ ЛЕКСИКА — слова повседневного обихода, называющие предметы и явления быта, т.е. общего уклада жизни, окружающей нас обстановки, обычаев, нравов и т.д. ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК — задненебный звук (например, г, к, х). ВЕРБАЛЬНЫЙ — словесный или глагольный. ВЕРНИКЕ ЦЕНТР — участок коры головного мозга, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария, является центром восприятия речи. При поражении этой области человек воспринимает звуки речи, но утрачивает способность восприятия смысла слов (сенсорная алалия и афазия). ВЗРЫВНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — смычные согласные, при произношении которых смычка разрывается. Синонимы: мгновенные, экспозивные, смычно-взрывные согласные. ВИБРАНТ — дрожащий согласный. ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ — речь в собственном смысле, т.е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение. ВНИМАНИЕ — направленность психической деятельности на одни предметы и явления при одновременном отвлечении от других. Физиологическая основа В. — наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможении остальных участков коры (закон отрицательной индукции нервных процессов). В. бывает произвольным и непроизвольным. Простейшей и начальной формой внимания, возникающего без специального намерения человека, является ориентировочный рефлекс. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель — обращать внимание на определенные объекты путем волевых усилий. ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ — скрытая, незвучная речь, различные виды использования языка (языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа В.р.: 1) внутреннее проговаривание — «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации; 2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; 3) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах смысла (типа, программы) речевого высказывания и его содержательных частей. ВНУШЕНИЕ — процесс воздействия на психическую сферу человека, связанную со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Передача внушения происходит через органы чувств, в основном через слуховой и зрительный анализаторы. Внушение широко применяется в медицине для корррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия), используется при комплексном подходе к устранению заикания у подростков и взрослых. ВОСПРИЯТИЕ — психический процесс отражения предметов и явлений объективного мира в совокупности их различных частей и свойств, действующих в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Связано с мышлением, памятью, вниманием. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ — один из процессов памяти. Имеет место оживление в сознании прошлых воспоминаний, чувств, словесного материала, стремлений, действий, происходящих в результате активизации ранее образовавшихся систем временных связей, которые возникают в мозгу человека при отражении им действительности. ВЫСОТА ТОНА — качество звука, зависящее от частоты колебаний голосовых связок в единицу времени: чем больше
Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
колебаний, тем выше звук, чем меньше колебаний, тем ниже звук. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая нормальные сложные отношения целостного организма к внешнему и внутреннему миру и тонкое уравновешивание организма с окружающими условиями на основе выработки и торможения временных связей. ГЕМИПЛЕГИЯ — паралич мышц одной половины тела. Неполная степень Г. носит название гемипареза. ГЕНЕЗИС — происхождение. ГИМНАСТИКА РЕЧИ — система упражнений для речевых органов по инструкции логопеда. ГИПЕРАКУЗИЯ — повышенная чувствительность к тихим звукам, безразличным для окружающих. Наблюдается при сенсорных нарушениях. ГИПЕРКИНЕЗ — чрезмерные непроизвольные движения, обширная группа двигательных расстройств, возникающих при органических и функциональных нарушениях коры, подкорковых образований головного мозга. В зависимости от характера двигательных нарушений различают: 1) атетоз — медленные, вычурные, червеобразные движения пальцев верхних и нижних конечностей и мышц лица; 2) торзионная дистония — движения, родственные атетозу, но захватывающие мышцы туловища; в положении лежа они обычно исчезают; 3) хореический гиперкинез — быстрые, размашистые, беспорядочные неритмичные движения без напряжения, возникающие в различных частях тела при сниженном тонусе мышц; 4) миоклония — быстрые, молниеносные клонические сокращения отдельных мышц или мышечных групп; 5) тики — быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения определенной группы мышц, чаше всего лица, реже шеи, плечевого пояса, производящие впечатление нарочитого гримасничания (частое моргание, приподнимание бровей кверху, пожимание плечами и др.); тики не нарушают произвольных движений; 6) дрожание (тремор) — насильственные колебательные движения, охватывающие все тело или его части. ГИПОАКУЗИЯ — понижение остроты слуха. ГИПНОЗ — временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания. Возникает в результате специальных воздействий гипнотизера. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ — звуки, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) почти при полном отсутствии шума. В основу классификации гласных по их артикуляции положены следующие признаки: степень подъема языка, место его подъема, участие или неучастие губ. Г.з. могут быть сильными (под ударением) и слабыми (вбезударном слоге). ГЛУХОНЕМОТА — отсутствие или глубокое нарушение слуха и связанное с этим отсутствие речи. ГНУСАВОСТЬ — неприятный носовой оттенок звуков речи и голоса. ГОЛОС — совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. Г. является одним из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга. ГУБНО-ЗУБНЫЕ СОГЛАСНЫЕ — согласные, образуемые сближением нижней губы с верхней. ГРАФЕМА — основная структурная единица, входящая в систему письменного варианта данного языка; обозначение фонемы на письме буквой. ГУЛЕНИЕ — голосовые реакции ребенка в первые 2-3 месяца жизни, ранняя стадия лепета. ДАКТИЛОЛОГИЯ — ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении грамотных глухих людей между собой и с людьми, имеющими слух, знакомыми с Д. Дактильные знаки заменяют буквы, по начертанию знаки напоминают буквы печатного и рукописного шрифтов. ДВУЯЗЫЧИЕ — одинаково совершенное владение двумя языками.
Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ДЕБИЛЬНОСТЬ — наиболее легкая степень олигофрении, при которой дети владеют речью, элементарными навыками письма и счета, а в дальнейшем и всей программы вспомогательной школы; могут приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь. ДЕМЕНЦИЯ — слабоумие, стойкое ослабление познавательной деятельности, снижение критики и памяти, огрубление эмоций. В отличие от олигофрении нарушение деятельности мозга при Д. наступает после периода нормального развития ребенка в силу целого ряда возможных причин (шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваний мозга, его травмы). Интеллектуальный дефект при Д., как правило, необратим. ДЕФЕКТ — физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения, нарушения психики, речи. ДЕОНТОЛОГИЯ — учение о педагогической этике, эстетике, нравственности, в частности, о том, как логопед должен строить свои взаимоотношения с логопатом, его родственниками и с коллегами по работе. ДЕПРИВАЦИЯ — недостаточное удовлетворение основных потребностей. ДЕКОМПЕНСАЦИЯ — расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации (сложного процесса перестройки функций организма при нарушениях или утрате какой-либо функции вследствие заболеваний, повреждений). ДЕФЕКТОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. Выделяются самостоятельные области Д.: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ — вид учебных нагляд ных пособий. ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Отмечается расстройство артикуляции, затруднение в произношении согласных звуков речи из-за пареза, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, участвующих в моторной функции речи. Речь становится неясной, смазанной, невнятной или растянутой, замедленной, прерывистой. В зависимости от локализации выделяют дизартрию: бульбарную, псевдобуль-барную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП — относительно устойчивая система условных и безусловных рефлексов. ДИСГРАФИЯ — частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо осуществляется со стойкими, грубыми и своеобразными ошибками, не связанными со знанием грамматических правил. Выделяют следующие виды Д.: артикулярно-акустическую, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза; аграмматическую и оптическую. Д. обычно сопровождают расстройства устной речи (алалии, афазии, дизартрии, дислалии), наблюдается при тугоухости, олигофрении, но может возникать и самостоятельно. ДИСЛАЛИЯ — расстройство звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. По причинам возникновения различают Д. функциональную и механическую (органическую). ДИСЛЕКСИЯ — частичное специфическое нарушение процесса чтения. При Д. наблюдаются замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких, а также замены графически сходных букв, искажения звуко-сло-говой структуры слов, аграмматизм, нарушения понимания прочитанного. Выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестичес-кую, оптическую, тактильную. В основе Д. чаще всего лежат отклонения в устной речи, выражающиеся в ограниченном словаре, нарушениях грамматического строя речи, а также в дефектах фонематического восприятия и недостатках произношения звуков. ДИСФОНИЯ — расстройство голоса из-за острых и хронических заболеваний гортани. Голос при Д. сохраняется, но становится неполноценным — слабым, хриплым, дрожащим, срывающимся.
Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ДИКЦИЯ — четкое, внятное, выразительное произношение слов. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ звуков — этап в коррекционной работе по воспитанию правильного произношения звуков, направленный на развитие у логопатов умения отличать данный звук от близкого по звучанию или по месту и способу образования. ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — дидактический принцип, согласно которому обучение строится с учетом уровня подготовки учащихся, их возрастных, индивидуальных способностей. ЗАИКАНИЕ — расстройство коммуникативной функции речи, при котором плавность ее течения прерывается непроизвольными задержками, вынужденными повторениями, растягиванием отдельных слогов, слов. Обусловлено речевыми судорогами (клоническими, тоническими, смешанными). ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — нарушение нормального темпа психического развития детей. ЗВУК РЕЧИ — элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук — часть слова, кратчайшая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО — расстройство письменной речи, при котором написание букв и слов подобно отраженному в зеркале. ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ — инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке и коррекции произношения некоторых звуков речи. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ — восприятие, понимание речи. Устная И. р. нормально выражается в слуховом восприятии произносимого, письменная И.р. — в зрительном восприятии текста (чтении). ИНВЕРСИЯ — обратный порядок слов. ИННЕРВАЦИЯ — снабжение органов и тканей нервами. ИНСПИРАЦИЯ — вдыхание. ИНФАНТИЛИЗМ — отсталость развития, сохранение во взрослом состоянии физического строения или поведения, присущих детскому возрасту. ИРРАДИАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ — распространение возбудительного процесса из очага его возникновения на окружающие нервные клетки. ИТЕРАЦИЯ — повторение, запинки, повторы в речи. КАТАМНЕЗ — сведения о больном после выздоровления. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ОЩУЩЕНИЯ — ощущения положения и движения органов и частей собственного тела. КОММУНИКАТИВНЫЙ — относящийся к общению как передаче интеллектуального содержания, в отличие от эмоционального, т.е. выражения печали, радости и других чувств, составляющих содержание некоммуникативных высказываний. КОМПЕНСАЦИЯ — возмещение нарушенной функции, функциональная перестройка. КОНВЕРГЕНЦИЯ — изменение, выражающееся в сходстве или даже в совпадении разных звуков языка. КОНТАМИНАЦИЯ — ошибочное воспроизведение слова, представляющее собой смешение элементов двух или более слов (белок и желток — «белток»). Возникновению К. способствует смысловая и фонетическая близость слов. К. отмечается при алалии и афазии, но может встречаться и у здоровых людей в виде оговорок. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА — (специальная педа гогика, дефектология) относится к педагогическим наукам и изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей, имеющих отклонения в физическом или психическом развитии. КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ — исправление недостатков произношения звуков. ЛАРИНГОСПАЗМ — судорожное сокращение мышц гортани, голосовых складок. ЛАТЕРАЛЬНЫЙ — боковой звук. ЛЕПЕТ — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера. Появляется Л. обычно после гуления, в 5-6 месячном возрасте, состоит из различных сочетаний гласных и согласных звуков, как имеющихся в родном языке ребенка, так и отсутствующих в нем. ЛОГОНЕВРОЗ — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи — заикания.
Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
ЛОГОПАТ — человек с дефектной речью. ЛОГОПЕД — учитель, занимающийся устранением дефектов речи у детей и взрослых. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ — специальное учреждение, в котором под руководством учителя-логопеда проводятся занятия по устранению недостатков устной и письменной речи. ЛОГОПЕДИЯ — наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, раздел коррекционной педагогики. ЛОЖНЫЕ ГОЛОСОВЫЕ СВЯЗКИ — складки, образуемые слизистой оболочкой гортани. ЛОКАЛИЗАЦИЯ — место развития каких-либо явлений, процессов. МАКРОГЛОССИЯ — разрастание мышц языка, редкая врожденная аномалия. МАНОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА — система ручных знаков, дополняющих недоступные глазу элементы артикуляции звуков. С помощью различного положения кисти и пальцев руки, помещенной на груди под подбородком, обозначаются сомкнутые или разомкнутые голосовые связки, поднятое или опущенное мягкое небо, а также некоторые признаки артикуляции языка, неуловимые или трудноуловимые для глаза. Знаки М. с. служат вспомогательным средством для чтения с губ. MEДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-психолого-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНАЯ — система приемов и способов обучения детей с нарушенным развитием, направленных на преодоление аномалий развития. С. м. разрабатывается применительно к разным типам специальных школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей. МИМИКА — движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека (радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т. д.). МИМИКО-ЖЕСТИКУЛЯТОРНАЯ РЕЧЬ — вынужденная форма общения глухонемых людей, не владеющих словесной речью, самостоятельная, хотя и примитивная форма общения и мышления. Основой ее является система жестов, каждый из которых имеет свое значение. Используется также мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста. МИОКЛОНИЯ — гиперкинез; быстрые и короткие подергивания отдельных мышц или мышечных групп. МОДУЛЯЦИЯ ГОЛОСА — изменение высоты голоса, связанное, в частности, с интонацией. М.г. страдает при тугоухости и особенно при глухоте, речь становится монотонной. При обучении используется звукоусиливающая аппаратура, специальные упражнения. МОНОПЛЕГИЯ — паралич одной конечности. МОТОРИКА — система двигательных реакций человека и животного. МУТАЦИЯ ГОЛОСА — изменение голоса в период полового созревания в связи с интенсивным ростом гортани. МУТИЗМ — нарушение речевого общения (молчание), возникающее вследствие психической травмы. М. носит временный характер, но иногда может продолжаться годами. В его основе лежит торможение речедвигательного анализатора как реакция ослабленных корковых клеток на тот или иной сверхсильный для них раздражитель (непосильное требование, конфликт, обида и т.д.). Возникает у застенчивых, робких, неуверенных в себе детей. Иногда М. составляет часть общей картины психогенной травмы, например, при остром психическом шоке. МЫШЛЕНИЕ — обобщенное и опосредованное отражение предметов и явлений действительности. Оно опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью. М. является общественно обусловленным процессом познавательной деятельности, наиболее высоким ее уровнем. Физиологическая основа М. — аналитико-синтетическая замыкательная деятельность коры головного мозга. У детей с нормальным интеллектом и здоровой анализа-
Словарь логопедических терминов Словарь логопедических терминов
торной системой развивается наглядно-действенное мышление, а на его основе — наглядно-образное. Важнейшим этапом в развитии М. является процесс овладения речью, открывающий возможности развития словесно-логического М. НАВЫКИ — автоматизированные действия. НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — дидактический прин цип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Использование наглядных средств способствует не только созданию у детей образных представлений, но и формированию понятий, уяснению отвлеченных связей и зависимостей. НАЗАЛИЗАЦИЯ — приобретение звуками, в основном согласными, носового оттенка вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос. НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА — отсутствие или р
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|