Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление национальной конкурентоспособностью - это:




Содержание

 

1. Введение

.   Понятие конкурентоспособности. Общая характеристика конкурентоспособности экономики России

.   Конкуренция российских и иностранных производителей в кондитерской промышленности

.   Заключение

 


 

Введение

Объект политики национальной конкурентоспособности - величина имеющихся и будущих ресурсов, оцениваемая с позиции приоритетов национальной программы развития, значимость которых определяется через угрозы и вызовы внешних рынков. С этой точки зрения, общество не "доказывает" внешним странам право на свое существование (тем более руководствуясь критериями экономической рациональности). Источник легитимации национальной программы развития находится внутри самого общества, а экономика реализует доступные по ресурсам варианты национальных приоритетов.

Управление национальной конкурентоспособностью - это:

· поддержание широкого общественного консенсуса в отношении целей и методов национальной программы развития и экономического порядка (институциональной основы экономики). Обеспечение на этой основе управляемости экономики;

· расширение возможностей экономики по капитализации имеющихся сравнительных преимуществ за счет ее специализации на рынках, обусловливающей получение ренты разных видов. Превращение извлекаемых доходов в системный фактор роста (в том числе путем их перераспределения между секторами экономики);

· развитие внутренней способности экономики к инновационному обновлению, гибкому реагированию на возникающие "окна возможностей" на внутренних и внешних рынках. Поддержание благодаря этому высокого уровня и роста эффективности относительно других центров силы (включая уровень производительности труда и энергоемкости);

· обеспечение достаточного уровня сбережений и эффективной системы их конвертации в инвестиции, что создает возможность для высоких темпов накоплений и повышения их качества;

· минимизация рисков для эффективного пространства суверенитета (пространства стратегических союзных отношений);

• обеспечение устойчивости экономики к внешнеторговым, финансовым и другим шокам.

Оценка ключевых компетенций, обеспечивающих управление национальной конкурентоспособностью, развертывается в трех "осях координат".

Во-первых, с позиции оценки изменения системы ожиданий действующих лиц в отношении собственного будущего. Это связано со сдвигами, касающимися источников легитимации и содержания целей развития (степень централизации политической власти, выбор англосаксонской или континентальной модели права или финансовой системы и др.). Если общество составляет новую программу действий, оно заново определяет зону активности и, естественно, изменяет набор факторов, который в итоге становится объектом анализа национальной конкурентоспособности.

Во-вторых, с точки зрения анализа и прогноза внутренней инерции экономического и политического пространства. Необходима оценка как рисков ухудшения экономических факторов, так и возникновения внутри системы новых возможностей.

В-третьих, со стороны оценки состояния внешней экономики. Речь, прежде всего, идет об оценке значимых трендов и анализе особенностей, свойственных ключевым контрагентам страны. Проблема возникает в связи с тем, что национальная экономика по независящим от нее причинам может становиться объектом внешнего воздействия.

Это может происходить по двум причинам. Либо у внешних контрагентов возникает заинтересованность в ресурсах, находящихся под национальной юрисдикцией (в предельном случае - критически важных для национальной безопасности), - запасах природных ресурсов, территориях, интеллектуальных правах, зонах ответственности в поддержании мира и т.п. Либо, наоборот, внутренняя логика развития национальной экономики может требовать обращения к тем или иным внешним ресурсам (что раннее было неактуально).

В данной системе координат обеспечение национальной конкурентоспособности предполагает:

· эффективную координацию экономики и политики (что должно сформировать широкую общественную поддержку курса экономического развития);

· инвентаризацию сравнительных преимуществ экономики;

· развитие конкурентной среды в пространстве национальной юрисдикции;

· формирование системы стратегического прогнозирования и планирования, нацеленной на выявление узких мест, препятствующих реализации наиболее важных конкурентных преимуществ национальной экономики;

· проведение стратегического аудита, охватывающего всю систему управления национальной экономикой;

· разработку стратегии долгосрочного развития всех значимых секторов экономики.

Поскольку обеспечение конкурентоспособности экономики по всем направлениям практически невозможно, возникает необходимость решения двух главных задач: создания механизмов определения национальных приоритетов и формирования системы мер, обеспечивающей согласование усилий экономических игроков в ходе реализации выработанных приоритетов. Приоритеты стратегии национальной конкурентоспособности определяются в логике узких мест (как в реальной экономике, так и в механизмах экономической политики), сдерживающих капитализацию конкурентных преимуществ.

Формой расшивки этих ограничений могут стать проектные формы в виде стратегий, национальных проектов, целевых программ и т.п., основанных на принципах частно-государственного партнерства.

По отношению к внутренним факторам конкурентоспособности ключевыми являются следующие аспекты:

· инновационная емкость, стремление к инновациям;

· способность не только создавать новое, но и выводить старое;

· стимулирование возникновения новых бизнесов;

· транспарентность, легальность, вывод бизнес-процессов из тени;

· договороспособность, эффективность право применения;

· инвестиционная привлекательность, привлечение новых капиталов;

· управление рисками;

· устойчивость и адаптивность, способность задействовать новые ресурсы, заранее реагируя на исчерпание старых и на возникающие угрозы;

· эффективность государственного администрирования.

По отношению к внешним факторам национальной конкурентоспособности главное - оценка реакции внешних центров экономической силы и определение места России в глобальной системе координат.

конкурентоспособность затратный рейтинговый

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...