Понятие конкурентоспособности. Общая характеристика конкурентоспособности экономики России
Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях: микро - конкретные виды продукции, производства, предприятия; мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирм горизонтального типа интеграции; макро - народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции (рис.1.). Конкурентоспособность на микро, мезо - и макроуровнях влияет друг на друга. Эта тесная взаимосвязь проявляется в характере проводимой внешней и внутренней политики и в стратегиях развития компаний. Причем чем более развита экономическая система страны, тем отчетливее проявляется данное взаимодействие: фактически оно провозглашается в качестве цели проводимой государством политики и развития компаний. В России данное взаимодействие находится лишь в начальной стадии формирования. Некоторыми крупными компаниями не до конца осознана необходимость взаимодействия с государством и обществом. Существует закономерность: чем более экономически развито государство, тем в большей степени инициатива такого взаимодействия исходит от микроуровня, т.е. от самих компаний. Именно крупные компании в развитых странах во многом определяют внешнюю политику. В России государство должно взять на себя восстановление данной цепочки конкурентоспособности. Общая характеристика конкурентоспособности экономики России. Под конкурентоспособностью на макроуровне понимается способность страны поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане. Для оценки конкурентоспособности страны используются 3 подхода: затратно-ценовой, рейтинговый и на основе реализованных конкурентных преимуществ.
В основе затратно-ценового подхода лежит показатель производительности труда. Россия по показателям удельной оплаты труда (УОТ), определяемой отношением заработной платы к производительности труда, имеет конкурентное преимущество по сравнению с промышленно развитыми странами. Однако крайне низкий показатель УОТ не является следствием прогресса технологии и роста производительности труда: он отражает лишь низкую оплату труда и бедность населения, высокую норму эксплуатации труда и заниженный относительно паритета покупательной способности (ППС) курс рубля. Анализ реализованных конкурентных преимуществ проводится на основе данных об объеме и структуре экспорта и импорта, а также по изменению доли отечественных товаров во внутреннем товарообороте. Резкое сокращение масштабов национальной экономики, ускоренная болезненная трансформация ее хозяйственных механизмов проявляются и в развале внешнеэкономического сектора, где процессы либерализации проходили наиболее стремительно. Наращивание экспорта осуществляется только по минеральному топливу, сырью и металлам. По товарной группе "машины и оборудование" доля России в мировом экспорте не превышает 0,5%, а по товарам наукоемких отраслей составляет менее 0,3%. Одновременно снизилась доля российских товаров в потреблении на внутреннем рынке. Если на протяжении многих лет дореформенного периода ресурсы потребительских товаров для внутреннего рынка формировались собственным производством не менее чем на 80%, то в настоящее время, несмотря на преимущества девальвации, их доля сократилась до 70%.
Рис.1. Уровни конкурентных отношений
Рейтинговый подход к оценке конкурентоспособности дает комплексную характеристику конкурентных преимуществ страны на основе составления рейтингов по разным группам факторов конкурентоспособности.
Россия по сводному индексу конкурентоспособности ВЭФ и практически по всем факторам, его составляющим, занимает последние места. Однако по некоторым субфакторам факторов "инфраструктура" и "технология" Россия занимает места выше среднего. Относительно конкурентоспособна в целом у нас только рабочая сила - 25-е место. Все остальные факторы требуют развития и представляют обширный резерв повышения конкурентоспособности. В России в связи с объективными обстоятельствами существует ряд факторов, приводящих к снижению конкурентоспособности и на внутреннем, и на внешнем рынке, главный из которых - более высокий по сравнению со среднемировым показатель издержек производства, связанный с неблагоприятными климатическими условиями и большой территорией. Россия - самая холодная и протяженная страна в мире, и это обстоятельство является причиной увеличения стоимости строительства, высоких транспортных и энергетических расходов. Производительность труда в России составляет лишь около 20% ее уровня в США. В связи с этим для поддержания ценовой конкурентоспособности отечественной продукции необходимо либо занижать уровень оплаты труда на величину, компенсирующую дополнительные затраты по транспортировке грузов и повышенную энергоемкость, либо искусственно поддерживать заниженные тарифы. Поэтому необходима активная политика государства, направленная на нивелирование этих негативных факторов и поддержку национальных производителей. Внутренний рынок должен рассматриваться российскими компаниями как стартовая площадка, механизм отбраковки новых идей, а государство должно стремиться к максимальному сближению условий и механизмов внутреннего рынка с объективными, заданными требованиями внешнего. Безусловно, постепенное сближение может и должно быть обеспечено не только компаниями-производителями (со стороны предложения) и прямым воздействием государства, но и путем сближения факторов спроса с мировыми стандартами (отношение к качеству продукции, соответствие ее требованиям экономичности и экологическим нормативам и т.д.). По мнению чл.-корр. РАН Б. Кузыка, "...внутренняя конкуренция при нынешнем состоянии нашей экономики в целом и отечественного оборонно-промышленного комплекса в частности абсурдна". Сегодня те наши компании, которые выжили и смогли выйти на мировой рынок, должны интегрироваться. Даже передовые, но одиночные предприятия имеют мало шансов завоевать устойчивые позиции на мировом рынке. Сегодня предпочитают сотрудничать с глобальными компаниями, номенклатура продукции которых составляет 50-60% внутреннего рынка и хотя бы 5-7% мирового рынка. Так, для поддержки судостроительных компаний Б. Кузык предлагает сформировать два-три крупных холдинга.
Конкурентоспособность - атрибут развитого рыночного механизма, в основе которого конкуренция на внутреннем развитом рынке, который должен быть сформирован в России до 2010 г. в результате проведения институциональных реформ в государственном и частном секторах, а именно в сферах образования, медицины, банковской и финансовой, а также на товарных рынках. Но конкуренция не есть самоцель реформ, а лишь их следствие. В связи с этим важно рассмотреть основные задачи проводимых институциональных реформ с позиций конкурентных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|