Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия разрешения кризисов дошкольного возраста




КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничиваются, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Л.С. Выготский выделил симптомы кризиса, которые выдвигаются на первый план, или семизвездие кризиса трех лет (ТАБЛИЦА).

«Семизвездие» кризиса трех лет (первый пояс симптомов)

Симптом кризиса Характеристика симптома
Негативизм Проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция на само предложение взрослых. В качестве отличительного признака, негативизм включает в себя то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили.
Упрямство Реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.
Строптивость Безличная поведенческая реакция, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; выражается в своеобразном детском недовольстве; направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.
Своеволие Тенденция ребенка к самостоятельности, ребенок хочет все делать сам независимо от своих возможностей, умений и навыков.
Протест-бунт Наличие в поведении ребенка отдельных проявлений протестующего характера. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.
Обесценивание Резкое изменение отношения ребенка к игрушкам, к близким взрослым, обесценивание их личности.
Деспотизм Стремление к деспотическому подавлению окружающих, требование постоянного внимания к себе, ревность или агрессивность к младшему ребенку и др.

 

Симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: раньше взрослые «водили его за руку», а теперь у него появилась тенденция «ходить самостоятельно».

Данные симптомы обнаруживают: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Л.С. Выготский описал также второй пояс симптомов, т.е. последствия основных симптомов (ТАБЛИЦА).

 

       
   
 
 

 


  • Внешние и внутренние конфликты,
  • Невротические реакции
  • Ночные страхи
  • Неспокойный сон
  • Резкие затруднения в речи, заикание,

Крайнее обострение негативизма, упрямства, гипобулические припадки.

 

Новообразования кризиса трех лет:

Д.Б. Эльконин выделяет психологическую эмансипацию от взрослых; появление личного действия и сознания «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю».

Л.И. Божович считает основным новообразованием кризиса – появление «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного «Я». Появляются самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим».

Е.О. Смирнова указывает, что в период кризиса трех лет возникает личностное образование, проявляющее себя в форме гордости за достижения. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Ребенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем плане, как самоанализ, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми. Становление такой «системы Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Кризис семи лет – открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей.

Л.Ф. Обухова в качестве основной симптоматики кризиса семи лет отмечала следующее:

1. потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2. манерничание: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (душа уже закрыта);

3. симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показывать. Возникают трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Л. С. Выготский самой существенной чертой кризиса семи лет называет начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

Появляется структура переживаний, когда ребенок начинает понимать, а что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я злой» и т.д.

В целом, как и любому другому, кризису 7 лет присуще семизвездие (ТАБЛИЦА!):

«Семизвездие» кризиса семи лет

№п/п Симптом
  Утрата непосредственности. Связана с привнесением в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.
  Смена основных переживаний ребенка. От одного способа переживания воздействий среды ребенок переходит к другому.
  Обобщение переживаний. Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств.
  Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей.
  Новое отношение ребенка к среде. Для ребенка изменение отношения к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изменяются интересы и цели деятельности.
  Обобщенное отношение к самому себе. Появляется понимание человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самооценки.
  Обобщенное отношение к окружающим. Перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, авторитету матери, отца.

 

К семи годам возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Такие новообразования, как самолюбие, самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) преходящи. В кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Новообразованиепроизвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

С возникновением сложного ряда расчленений в сознании ребенка связано формирование ряда способностей: возникает представление о новом, постороннем взрослом, умение действовать свободно относительно условий предъявления задания (позиционное действие), способность произвольно удерживать задание (произвольное моторное действие), вычленять в целостной привлекательной школьной действительности существенные ее характеристики (становление позиции школьника), различение «Я-реального» и «Я-идеального» и т.д.

Все эти способности проходят в своем становлении ряд этапов. Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни являются показателями завершения критического возраста.

 

 

Условия разрешения кризисов дошкольного возраста

Возрастной кризис Условия разрешения кризиса
Кризис новорожденности   Активное эмоциональное общение с ребенком с самых первых дней его жизни, разговоры, улыбки
Кризис одного года Жесткое разделение взрослым пространства на разрешенное и запрещаемое, отвлечение ребенка, переход к другим привлекательным предметам при аффективных вспышках
Кризис трех лет Четкое выделение ситуации запрета, отсутствие реакции на провоцирующее поведение ребенка, эмоциональное принятие, совместные игры

 

Подростковый кризис

 

Кризис подросткового возраста существенно отличается от кризисов младших возрастов. Этот кризис самый острый и самый длительный – это затяжной переходный период от детства к зрелости.

Выделяют как внешние, так и внутренние предпосылки к подростковому кризису (ТАБЛИЦА!!!)

 

Факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо, они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований.

Л.И. Божович полагает, что кризис возраста в этот период связан с возникновением нового уровня самосознания. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...