Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Негативная фаза подросткового возраста объясняется наличием внутренних биологических предпосылок. Она начинается с повышения утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизма. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, снижение работоспособности, меланхолия и т.д. Позитивная фаза наступает постепенно, выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по новому воспринимать искусство, появляется мир ценностей, испытывает чувство любви, мечтает и т.д. С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:
Кризис 13 (11,12) лет протекает со свойственной симптоматикой (ТАБЛИЦА – СХЕМА!!!!)
Симптоматика кризиса подросткового возраста
Суть кризиса в качественном изменении процесса психического развития. В подростковом кризисе происходит резкое изменение переживаний – как их структуры, так и содержания. Для младших подростков, и особенно для старших – характерны переживания связанные с их отношением к себе, процессом познания себя, и преимущественно эти переживания отрицательные. Один из первых результатов самопознания – пониженная самооценка. К новообразованиям кризиса 13 лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя. Формируется новый образ физического «Я». Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает желание хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.
Кризис семнадцати лет
Кризис 17 лет является переходом к взрослости. Приходится на 10-11-е классы. Встает проблема профессионального самоопределения. В данный период повышается значимость собственных ценностей, возрастает тревожность, связанная с самооценкой.
Центральным психологическим процессом является формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. С данной точки зрения, кризис 17 лет можно назвать кризисом идентичности, который состоит из серии выборов (социальных, индивидуальных, личностных), идентификаций и самоопределений. Кризис идентичности (формирование идентичности) требует переосмысления своих связей с окружающими, своего места среди других людей. Выделяют четыре варианта, или состояния, формирования идентичности (ТАБЛИЦА!!!!).
Варианты формирования идентичности
Развитие неадекватной идентичности (в случае неуспешного решения задач самоопределения) может пойти по следующим направлениям:
Психологические трудности взросления, притиворечивость и нестабильность представления о себе приводят к эмоциональной напряженности.
Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи: перед новой жизнью, перед возможность ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, перед армией. Данный возраст представляет собой критический период для возникновения психопатий. Отмечается появление депрессивного состояния (чувство печали, безнадежности, показная скука, агрессивность, беспокойное поведение, капризы и т.д.). Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности. Новообразования – система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральное новообразование – профессиональное и личностное самоопределение. Этим новообразованием завершается данный переходный критический период.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|