Глава шестая. Предрасположенность воина
СЛОН Нежный гигант — воин, друг и столп силы. и… Старуха, символ тоналя человека, уродливая и истощенная годами забвения, ожидает среди гор с плоскими вершинами, над мысом Бурь, мечтая о том дне, когда юный слон освободит ее и вновь вскормит в ней своей любовью и заботой прежнюю силу и красоту — силу и красоту всеобщей матери". Отрывок из древнего африканского мифа
ГЛАВА ШЕСТАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ВОИНА
ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩНОСТЬЮ БЕЗУПРЕЧНОСТИ. ОЩУЩЕНИЕ СМЕРТНОСТИ — ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ У ЧЕЛОВЕКА ЖЕЛАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗУПРЕЧНО. Наблюдая за воинами, человек может легко поверить, что они совершенно самоуверенные люди. Однако следует осознавать, что существует огромное отличие между тем, что человек обычно называет самоуверенностью, и глубокими следствиями, которые подразумевает это понятие. Это понятие важно тем, что оно проясняет разницу между двумя концепциями — безупречностью и совершенством. Безупречность довольно трудно определить, не затрагивая при этом принцип совершенства, и все же между этими понятиями существует четкое отличие. Оно заключается в разнице между высокомерием и смирением, двумя принципами, которые можно понять только с помощью понятия самоуверенности. Если мы хотим вступить на Путь Воина, следует тщательно определить эти понятия. САМОУВЕРЕННОСТЬ В ОБЫЧНОМ ПОНИМАНИИ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ВЫСОКОМЕРНУЮ САМОНАДЕЯННОСТЬ; СМИРЕНИЕ ОЗНАЧАЕТ БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ И ЧУВСТВ. Чтобы усвоить это, следует осознать, что, когда обычный человек не сомневается в одобрении своих собратьев, он действует с огромной убежденностью и называет это уверенностью в себе.
Однако в тот момент, когда такой человек чувствует, что его собратья с ним не согласны, его прежняя бравада неожиданно исчезает. Это происходит, во-первых, из-за человеческого высокомерия, поддерживающего в нем веру в то, что один человек может быть важнее другого, а во-вторых, потому, что ощущение уверенности человека в себе зависит от одобрения его собратьев. Поскольку воин не считает себя более или менее важным, чем его собратья, для него не имеет никакого значения, потеряет ли он свое лицо в их глазах. Иными словами, воину не свойственно чувство собственной важности, и он не беспокоится об общественном одобрении. Такая свобода от поисков одобрения и представляет собой настоящее смирение. Так как он уже не боится того, какое влияние его действия окажут на его чувство собственной важности, единственным стремлением воина являются действия на основе собственных знаний с полным использованием своих способностей. Соответственно, воин понимает, что его уверенность в себе означает уверенность в собственной способности действовать как безупречный воин. Как ни очевидна разница между этими двумя подходами, люди часто ошибаются и принимают стремление к одобрению за самоуверенность. В поисках одобрения окружающих человек редко действует свободно, исходя из собственных знаний. Избегать действий в соответствии с собственными знаниями ради того, чтобы заслужить благосклонность других людей, означает отсутствие безупречности. БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЯ С ПОЛНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВОИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ВСЕХ ЗНАНИЙ, ДОСТУПНЫХ ЧЕЛОВЕКУ В ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ. ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ СУЩНОСТЬЮ БЕЗУПРЕЧНОСТИ. ОЩУЩЕНИЕ СМЕРТНОСТИ — ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ У ЧЕЛОВЕКА ЖЕЛАНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗУПРЕЧНО. Когда человеку предлагают обдумать принцип безупречности, он обычно не способен отличить безупречность от совершенства.
Однако совершенство — совсем не то же самое, что безупречность. В стремлении к совершенству кроется желание стать лучшим. В этом нет ничего плохого, если считать, что человек стремится стать лучшим не только для того, чтобы заслужить признание или одобрение своих собратьев. Кроме того, совершенство обычно означает, что огромные объемы времени и энергии затрачиваются на попытки достигнуть какой-либо цели. Человек, стремящийся к совершенству, обычно делает ошибку, предполагая, что у него в распоряжении есть все время мира. Девиз такого человека: " Если я не добьюсь успеха сейчас, попробую еще раз". Подобно случаю с желанием быть лучшим, в повторении как таковом тоже нет ничего плохого, поскольку большинство действий в жизни могут быть усовершенствованы только путем постоянной практики и повторения. Проблема связана только с представлением о том, что в нашем распоряжении неограниченное время, позволяющее продолжать попытки, поскольку если многократные усилия не окрашены ощущением безотлагательности, они неизбежно приводят к робости. Робкий человек редко отдает все свои силы без остатка. ДОСТИГНУТЬ АБСОЛЮТНОГО СОВЕРШЕНСТВА МОЖНО ТОЛЬКО В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ЦЕЛЬ ВОИНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ МАКСИМАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВА, НА КОТОРОЕ ОН СПОСОБЕН В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СИТУАЦИИ. Воин подходит к принципу совершенства совсем не так, как обычный человек. Понимая, что смерть всегда крадется за ним, Воин полностью осознает, что у него может не оказаться времени на вторую попытку, если он потерпит неудачу в первый раз. Эта идея очень понятна актерам. Когда занавес поднимается, у актера остается только один шанс показать свою игру. Если он не использует эту возможность, его будущая карьера окажется висящей на волоске. Аналогичным образом, воин признает, что лучшее в его жизни никогда не повторяется. Когда начинаются повторения, теряется первоначальный импульс и остается только другой выбор. Чтобы прояснить это, обратимся к примеру записанной музыки и живого выступления. Записанная музыка является хорошим заменителем живого выступления, но, независимо от качества записи, она остается всего лишь заменителем, который никогда не сравнится с живой музыкой. Во время живого выступления происходит обмен вибрирующей энергией между артистом и зрителями и возникает возбуждение, вызванное неопределенностью будущего. Безупречно исполненное живое представление всегда бесконечно более захватывающе, чем самая совершенная запись. Подлинная разница заключается в вероятности того, что во время выступления что- то пойдет не так; в результате этого и артист, и зрители оказываются на грани и в состоянии полного бодрствования. В завершение представления, когда все заканчивается хорошо, всегда возникает странная смесь всепоглощающего счастья и облегчения сердца. Это чувство никогда не охватывает нас после прослушивания записи — по той простой причине, что не существует грани, связанной с тем, что у исполнителя есть только один шанс.
В этом отношении воин является исполнителем собственного образа жизни. Воин не может позволить себе роскошь замешательства или неуверенности, поскольку присутствие смерти не оставляет ему времени на индульгирование в небрежной деятельности. Воин знает, что любое его действие, возможно, является последним на этой Земле, и потому оно должно быть исполнено наилучшим образом. Это не означает, что воин неизменно совершенен в своих действиях, он просто старается действовать настолько совершенно, насколько это возможно в условиях единственного шанса. Таким образом, его действия приобретают вибрирующее качество полного осознания, смешанное с глубокой проницательностью, основанной на понимании того, что текущее мгновение никогда не больше не повторится. Любой момент нашей жизни безвозвратно уходит. Ни одно мгновение не может быть возвращено, и у нас никогда нет возможности повторить нечто в буквальном смысле этого слова. На примере музыки мы могли убедиться в том, что, даже если музыкант сотню раз исполняет одно и то же произведение, среди его выступлений не найдется двух совершенно одинаковых. Жизнь никогда не повторяет себя — идентичным повторением можно назвать только механическую запись.
Поскольку ни одно мгновение жизни нельзя возвратить, нет никакого смысла в том, чтобы растрачивать время по мелочам, совершая какие-либо действия не самым лучшим образом. Люди делают это лишь потому, что их жизнь наполнена сожалениями, сетованиями о бессмысленно затраченной молодости или огорчениями о потерянных возможностях и разорвавшихся отношениях. Все мы смертны, и никому не известно, где и как он столкнется со своей смертью. Смерть начинает красться за нами с самого рождения. В присутствии смерти любое действие, независимо от его масштабов и значимости, может стать нашим последним действием. Смерть может настигнуть нас в магазине, в машине, за едой, во время свидания с любимым человеком или просто при созерцании прекрасного заката. Если любое действие может оказаться нашим последним действием на Земле, то вполне естественно, что оно должно быть нашим лучшим действием, а человеку следует смаковать каждую подробность этих последних мгновений. Жить со знанием того, что каждое мгновение, каждое действие чрезвычайно важны, означает наполнить свою жизнь неисчислимым богатством и окрасить все свои поступки тем качеством, которое именуется безупречностью. Для безупречного воина не имеет никакого значения тот факт, что его жизнь или действия могут оказаться несовершенными. Воин ведет полнокровную жизнь и выполняет любое действие с полной самоотдачей, и потому он ни о чем не сожалеет и не страдает от угрызений совести. Такая жизнь наполнена радостями и чудесами, поскольку в ней нет ни упущенных возможностей, ни потерянных мгновений удовольствия. Непреклонное стремление человека к совершенству в его бесчисленных и разнообразных проявлениях является главной причиной отсутствия счастья в мире. Чаще всего человек просто откладывает свое удовольствие от жизни, переносит его на то время, когда он сделает совершенную карьеру, будет иметь совершенный дом или совершенный счет в банке. В погоне за совершенством человек никогда не удовлетворяется текущим мгновением или сложившейся ситуацией и поэтому редко прикладывает к ним все свои усилия. Вместо этого человек ведет жизнь, в которой счастье неопределенно, которая наполнена неприятным, лишь частично воспринимаемым опытом и совсем не безупречными действиями, совершаемыми вполсилы. СОВЕРШЕНСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛУПОЙ ПОТЕРЕЙ ВРЕМЕНИ И ЛИЧНОЙ СИЛЫ, ТОГДА КАК БЕЗУПРЕЧНОСТЬ ПОПОЛНЯЕТ ЗАПАСЫ ЛИЧНОЙ СИЛЫ. Причина, по которой человек придает такое значение совершенству, заключается в том, что он наслаждается мыслью о собственном превосходстве над своими собратьями. В результате люди обычно затрачивают невероятно много времени, в той или иной форме размышляя о совершенстве. Такое чрезмерное обдумывание порождает огромное количество страхов и сомнений, основанных на ощущении несоразмерности своих запросов. Человек оправдывает такие негативные мысли, считая их признаком мыслителя — того, кто обладает глубокой проницательностью и, следовательно, способен увидеть обе стороны любой ситуации. Как ни печально, но это слишком далеко от истины, поскольку такой человек не думает в подлинном смысле этого слова, а просто индульгирует в своих страхах и сомнениях, растрачивая при этом драгоценное время и возможности.
ПОДЛИННОЕ МЫШЛЕНИЕ МГНОВЕННО, ВРЕМЕНИ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ, ОБДУМЫВАНИЕ ТРЕБУЮТ ТОЛЬКО ОСНОВАННЫЕ НА ЧУВСТВЕ, СОБСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ БАНАЛЬНОСТИ. Из-за социальной обусловленности человек стал полагать, что стремление к совершенству является конечной целью человечества, а разум человека убеждает его в том, что индульгирование в сомнениях и замешательстве вполне нормально. Человек осматривается по сторонам и, когда видит, что его собратья думают точно так же, как он, чувствует себя самоуверенным и самонадеянным. В поисках одобрения, как у своего разума, так и у своих собратьев обычный человек оказывается в сотворенном им самим замкнутом круге. Чтобы вырваться из этого круга, он должен захотеть использовать свои шансы и расстаться с любыми одобрениями — особенно с одобрением его рационального разума. ВОИН НЕ МОЖЕТ ПОДДЕРЖИВАТЬ ЛОГИКУ РАЗУМА, ПОСКОЛЬКУ ОН ЗНАЕТ, ЧТО СМЕРТЬ НЕПОДВЛАСТНА РАССУДОЧНЫМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯМ. ПОЭТОМУ ВОИН ВСЕГДА ГОТОВ УЛОВИТЬ МИМОЛЕТНЫЙ МИГ ШАНСА. Разум является величайшим препятствием человека. Когда у человека возникает какой-либо шанс, разум неизбежно вмешивается в ситуацию с самыми разнообразными формами сомнений и страхов. У разума нет ни тяги к приключениям, ни чувства юмора, он является суровым и ревнивым качеством. Разум настолько ревнив, что не может стерпеть даже тех случаев, когда человек обращает внимание на другие свои свойства, такие, как чувства и интуиция. Как только разум обнаруживает, что его авторитету чтото угрожает, он немедленно прибегает к непостижимым попыткам заставить человека признать свое поражение; для этого разум чаще всего использует замешательство. Напуская туман замешательства, разум обычно достигает успеха и заставляет человека перейти к так называемому разумному подходу. Это неизменно приводит к тому, что человек становится робким и испуганным, а в таком состоянии он не сможет использовать свой шанс. Люди никогда не осознают того, что именно по вине своего разума они теряют благоприятные возможности, выбирая вместо этого безопасный путь. Невероятно, но разум скорее заставит человека признать поражение, чем согласится утратить свой контроль над ним. Поэтому рассудительный человек всегда ищет оправданий своему бездействию — вместо того, чтобы уловить мимолетный миг шанса. ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ИЩЕТ УБЕЖИЩА В ПОРАЖЕНИИ И ПЫТАЕТСЯ СДАТЬСЯ НА УСЛОВИЯХ, ВЫДВИГАЕМЫХ РАЗУМОМ. ОДНАКО НИ ПОРАЖЕНИЕ, НИ ПОБЕДУ НЕВОЗМОЖНО ПОДДЕЛАТЬ. То, что человек обычно называет неудачей, является совсем не поражением, а оправданием отказа от вызова, который не нравится разуму. Единственный способ избежать контроля со стороны разума заключается в том, чтобы помнить, что разум имеет власть лишь до тех пор, пока человек считает свой взгляд на мир реальностью. Остановите свой взгляд на мир — и разум кротко удалится на подобающее ему место. Разум не может вести себя высокомерно, если человек не цепляется за социальную обусловленность, так как человеческий разум полностью подчиняется социальной обусловленности. Однако, как мы уже убедились, остановить свой взгляд на мир и вырваться из социальной обусловленности можно лишь в том случае, если человек живет как воин. НИКТО НЕ РОЖДАЕТСЯ НИ ВОИНОМ, НИ " РАЗУМНЫМ" СУЩЕСТВОМ — МЫ САМИ ВЫБИРАЕМ, КЕМ МЫ СТАНЕМ. Чтобы стать воином, человеку необходимо быть готовым воспользоваться новыми возможностями и сражаться за свою свободу. Иного пути нет. ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ВОИНОМ, ПРОСТО ПОЖЕЛАВ ЭТОГО. СТАТЬ ВОИНОМ ОЗНАЧАЕТ СРАЖАТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ. Воин сталкивается с теми же проблемами, что и обычный человек. В его борьбе за безупречность возникает множество ситуаций, в которых даже воина поглощают сомнения и страхи, ощущения ненадежности, беспомощности и, прежде всего, одиночества. Однако воин знает, что все эти чувства представляют собой всего лишь настроения, которые подталкивают его к еще более грандиозным вершинам, и потому он погружается в глубины этих ощущений, пытаясь обнаружить их скрытое значение. К сожалению, обычный человек никогда не предпринимает попыток задаться вопросом о подлинной достоверности своих настроений — он просто принимает их за чистую монету. ЕСЛИ ВОИН ИСПЫТЫВАЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В УТЕШЕНИИ, ОН ПРОСТО ВЫБИРАЕТ КОГО-ТО ИЛИ ЧТО-ТО, БУДЬ ТО ДРУГ, СОБАКА ИЛИ ГОРА, И ВЫСКАЗЫВАЕТ СВОИ СОКРОВЕННЫЕ ЧУВСТВА. ДЛЯ ВОИНА НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, ОТВЕТЯТ ЛИ ЕМУ, УСЛЫШАТ ЛИ ЕГО, ТАК КАК ОН НЕ ИЩЕТ НИ ПОНИМАНИЯ, НИ ПОМОЩИ — ВЫСКАЗЫВАЯ СВОИ ЧУВСТВА, ОН ПРОСТО ВЫСВОБОЖДАЕТ НАПРЯЖЕНИЕ СВОЕЙ БИТВЫ. Такова предрасположенность воина, такова безупречность его духа. Однако когда потребность в утешении испытывает обычный человек, он неизменно стремится к подтверждению своего взгляда на мир. В таких случаях человек обычно сталкивается с вызовом, с которым, как он сам чувствует, он просто не может справиться, и потому он обращается к кому-то, кто, по искреннему убеждению этого человека, согласится с ним. Чувствуя несоразмерность своих желаний, человек пытается убедить своего слушателя в том, что в попытках сражаться нет никакого смысла. Таким образом, он стремятся вызвать у своего друга впечатление, что для признания своего поражения ему нужно поощрение. Если его друг соглашается с ним, человек чувствует себя уверенным, что у него есть право сдаться на своих собственных условиях вместо того, чтобы продолжать попытки. Основным требованием Пути Воина является состояние безупречности, однако, для того, чтобы достигнуть его, необходимо пожертвовать своим взглядом на мир. Важнейшей составляющей этого взгляда является вера в то, что в нашем распоряжении неограниченное время. Таким образом, разум всегда уводит нас в сторону, поскольку он заставляет нас считать, что понимает и удерживает под контролем все. И все же в мире почти нечего понимать, за исключением того, что все мы обладаем невероятными способностями и поразительными потенциальными возможностями, которые поднимаются на поверхность лишь в тех случаях, когда над нами зависает меч. Соответственно, воин предпочитает жить вызовом и признает факт, что он не может позволить себе действовать как какое-то бессмертное существо. Воин не тратит время на жалобы на жизнь, он не растрачивает личную силу на обвинение окружающих. Жизнь на грани жизни делает воина готовым уловить мимолетный миг шанса и заявить свои права на силу. Воин является безупречным существом, сражающимся за свою свободу, и в этой борьбе он видит жизнь такой, какая она есть. Для воина жизнь представляет собой краткое, но восхитительное путешествие по этому поразительно прекрасному миру — экстравагантное, богатое вызовами и благоприятными возможностями путешествие, в котором он снабжен всем необходимым для того, чтобы сделать это путешествие радостным и успешным. Сегодня все человечество стоит на пороге новой эпохи. Вследствие этого те силы, которые направляют жизнь и смерть всех живых существ, привели вас к этой книге. В соответствии с древним пророчеством, я открываю в этой книге те знания, которые были ранее доступными не всем, но только избранным. Благодаря этому вы уже не можете использовать в качестве оправдания свое неведение. Прямо сейчас в вашу дверь стучится Дух [16]. Вы можете либо открыть двери, либо не обращать внимания на этот стук. Если захотите, вы можете уловить мимолетный миг шанса и последовать за Духом, или, наоборот, вернуться к своему прежнему существованию, если ваше сердце предлагает поступить именно так. Однако, прежде чем принимать решение, задайте самому себе вопрос: " Есть ли у моего пути сердце? " Я не могу ни ответить на этот вопрос за вас, ни выразить полное значение всего, что было сообщено до настоящего момента. Вместо этого я предлагаю вам трогательные слова Уолтера де ла Мэра [17]. В своем стихотворении " Слушающие" де ла Мэр наиболее глубоко выражает настроение и напряженность этого мгновения.
" Есть здесь кто-нибудь? " — Странник воскликнул, Постучав в дверь при свете луны. Конь бесшумно искал траву меж папоротников, Склонившись над серой землей. И птица метнулась из башни, Скользнув над головой Странника. И он ударил в дверь еще один раз, Повторив: " Есть здесь кто-то живой? " Но никто не спустился ему отворить, И из укрытых листвой окон Не всмотрелся в серые очи его, И Странник был тих и смущен. И лишь сонмы призрачных слушателей, Населявших забытый дом, Застыли в безмолвии лунного света, Внимая голосу мира людей; В бледном свете луны толпились на лестнице, Выходившей в безлюдный зал, Слушая дрогнувший воздух, взволнованный Призывам Странника. И он почувствовал сердцем их чуждость, Их недвижность в ответ на крик; И конь его мирно щипал темный дерн Под звездным небом и листвой. И Странник ударил в дверь громче И к окнам поднял свой взор: " Скажите, что я приходил, но никто не ответил, Что я свое слово сдержал". Никто из слушающих не издал ни звука, Хотя все, что было сказано им, Расходилась эхом по сумраку тихого дома От последнего, кто остался живым. Они слышали, как нога вошла в стремя, Железа по камню звук — И безмолвие вновь мягко покрыло все, Когда стихли копыта вдали.
Если вы считаете, что ваш текущий путь принесет вам то удовлетворение, к которому вы стремитесь, нет никакой необходимости открывать дверь. Спокойно выбросьте эту книгу из головы, но запомните одно: к любому человеку Дух приходит только раз в жизни. Жизнь не позволяет себе повторяться, так как это привело бы к косности. Считать, что вы успеете уловить свой шанс позже, — игра для глупцов, так как, постучав в двери. Дух ждет всего лишь мгновение, а затем уходит. В этом отношении единственным постоянным спутником человека в течение всей его жизни является смерть, которая, разумеется, не дает нам никаких гарантий жизни. С другой стороны, если вы решите открыть свою дверь, то помните, что это путь без возврата. Как только человек вступает на Путь Свободы, его жизнь необратимо изменяется, и такая перемена не позволяет человеку вернуться к прежнему существо ванию. И вновь, я не могу выразить это лучше, чем сказано в последней строфе поэмы Т. Элиота " Путешествие мага":
" Мы вернулись к нашим домам, в эти царства, Но здесь нет уже Божьего промысла, Лишь чужие люди, схватившиеся за своих богов. И я был бы рад иной смерти".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|