Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть третья. Учения: практические техники. Дракон. Глава седьмая. Работа с эмоциями и намерением




ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

УЧЕНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

 

 

ДРАКОН

…Сфокусированным намерением они разделят мир надвое, чтобы свет и тьма предстали в полном откровении. Затем Копье Судьбы вновь поднимется в воздух, и Меч Силы вновь зазвенит Единой Истиной и вспыхнет голубым пламенем Единой Силы.

Выдержка из Пророчеств Безымянного

 

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ и НАМЕРЕНИЕМ

 

Прежде чем мы перейдем к таким практическим техникам, как перепросмотр и не-делание, необходимо прояснить несколько затронутых выше ключевых принципов. В этом отношении чрезвычайно важно помнить, что Путь Воина является практическим путем.

Это означает, во-первых, что для того, чтобы эти учения принесли читателю пользу, их следует воплотить на практике и, во-вторых, что, единственным, подлинным, знанием является лишь то, которое возникает на личном опыте. Эти принципы вновь повторяются здесь, так как очень многие ученики оказываются в ловушке заблуждения о том, что самих по себе практических упражнений уже достаточно, — но это не так. Необходимы все положения учения, и, если ученик не пытается использовать на практике всю совокупность принципов, он не добьется успеха на Пути Воина.

Это особенно верно в отношении положений об эмоциях и намерении. Знания, которых ищет воин, представляют собой продукт восприятия, а именно силу, но восприятие может происходить только в рамках событий повседневной жизни. Очевидно, что такое восприятие уникально для каждой личности, и потому знания, полученные на личном опыте, также будут уникальными. После совсем непродолжительной практики человек быстро осознает, что большую часть этих знаний невозможно выразить словами, хотя он может прекрасно понимать ее. Именно по этой причине Толтеки всегда придерживались точки зрения, что подлинное учение никогда не было и не могло быть записано или закодировано в какой-либо форме.

Вопреки общераспространенным представлениям, любые знания возникают с левой стороны и потому являются иррациональными. Единственными видами деятельности, которые происходят с правой стороны, являются вычисления и структурирование знаний, полученных с девой стороны, а также упорядочивание теоретической информации. Следует помнить, что левая сторона иррациональная она не подчиняется линейным и последовательным шаблонам мышления, испытываемым в обычном состоянии осознания, то есть с правой стороны. Вследствие этого точно выразить словами левую сторону невозможно — в лучшем случае, мы способны описать словами опыт левой стороны или, иными словами, выразить и описать то, что мы увидели с левой стороны. Эти описания будут всего лишь логическими толкованиями знаний, расположенных за пределами возможностей слов, так как согласованность слов по самой их природе требует линейного и последовательного размещения.

У нового ученика обычно возникает полное замешательство в отношении подлинной природы и проявлений левостороннего осознания. И все же в левостороннем, или повышенном осознании нет ничего настолько загадочного, как принято считать. На самом деле с ним знакомы все обычные люди, хотя они никогда не осознают и не понимают этого до конца. В целях достижения большей ясности поговорим об этом немного подробнее. Для этого нам следует вернуться к Истинам Осознания, которые для удобства повторяются ниже.

 

ИСТИНЫ ОСОЗНАНИЯ

1. вселенная состоит из бесконечного числа энергетических полей, напоминающих нити света.

2. Эти нитеподобные энергетические, поля исходят от источника невообразимой протяженности, метафорически именуемого Орлом. По этой причине энергетические поля называют Эманациями Орла.

3. Человеческие существа тоже состоят из бесконечного числа таких нитеподобных энергетических полей, которые проявляются в форме большого светящегося яйца. Размеры этого яйца по вертикали равны высоте человеческого тела с вытянутыми над головой руками, а по горизонтали оно распространяется на ширину рук, расставленных в стороны. Это яйцо называют коконом человека.

4. В любой момент времени лишь небольшая часть энергетических полей внутри кокона освещена расположенной на его поверхности, ярко сияющей точкой света.

5. Восприятие происходит, когда энергетические поля, освещенные этой точкой света, распространяют свое свечение на соответствующие энергетические поля вне кокона. Эта точка света называется точкой, где собирается восприятие, или, сокращенно, — точкой сборки.

6. Точку сборки можно сместить в любое, другое положение на поверхности кокона и даже внутри него. Поскольку точка сборки освещает любые энергетические поля, с которыми приходит во взаимодействие, новые энергетические поля, освещаемые в результате такого смещения, определяют новое, восприятие. Именно этот новый уровень восприятия называется видением.

7. Когда точка сборки смещается достаточно далеко, человек воспринимает совершенно новый мир, настолько же реальный, как и мир обычного восприятия.

8. Во всей Вселенной существует таинственная сила, именуемая намерением. Эта сила обеспечивает восприятие, так как, именно намерение, во-первых, настраивает энергетические поля и, во-вторых, является причиной осознания этой настройки.

9. Цель воинов заключается в переживании всевозможных восприятий, доступных человеку. Это означает то, что называется Полным Осознанием, которое приводит к иному способу смерти.

Эти девять концепций представляют собой краеугольный камень Учений Толтеков. Все, что воин знает и делает, основано на этих фундаментальных принципах. Поэтому Истины Осознания следует изучать до тех пор, пока они не будут полностью поняты, а затем восприняты всем существом человека. Без этой азбуки Пути Толтеков их учения вырождаются в бесполезное собрание пустых интеллектуальных соображений.

В отношении Истин Осознании никогда не следует забывать о том, что человек является микрокосмом макрокосма, то есть, представляет собой точную миниатюрную копию всей Вселенной. Во Вселенной существуют семь огромных полос взаимодействующих энергетических полей, и каждая из них делится, в свою очередь, на семь подполос. Это справедливо и для строения человека. В коконе человека существует группа подполос, протягивающихся по нескольким крупным полосам и образующих особое сочетание энергетических полей. Эта группа полей обеспечивает то качество осознания, которое определяется как свойственное именно человеку.

Эта группа подполос приводит в наибольшее замешательство всех, кроме опытных видящих, и называется очень просто: Человеческая Полоса. Однако, поскольку большинство доступных форм восприятия в Человеческой Полосе выходит за пределы обычного опыта и осознания человека, их также называют непознанным.

В учении Толтеков обычное осознание известно как Первое Внимание, то есть правая сторона. Левая сторона называется Вторым Вниманием. Первое Внимание определяется как все возможные перестановки восприятия при " обычном" положении точки сборки. В этом отношении обычный человек, не обладающий подвижной точкой сборки всегда использует только одну из возможных перестановок, доступных в его привычном осознании, и называет это познанным. С другой стороны, достигший подвижности точки сборки воин задействует всевозможные перестановки Первого Внимания и называет это ясностью или трезвостью, Второе Внимание, или левая сторона, представляет собой совокупность всех возможных перестановок восприятия, которые становятся доступными, когда точка сборки смещается в какое-либо положение в пределах Человеческой Полосы, то есть в рамках той группы энергетических полей, которые составляют подлинно человеческий опыт. В будущем можно избежать большой путаницы, если сейчас полностью осознать, что в эти энергетические поля, разумеется, входят и поля царства животных, одним из представителей которых является человек.

Логическое мышление, имеющее свойство линейности, возможно только под влиянием рассудка. Однако рассудок способен функционировать лишь в обычном осознании, так как мышление может протекать линейно и последовательно только тогда, когда точка сборки настраивается на определенные энергетические поля, составляющие Первое Внимание. В этом заключается и особенность, и преимущество Первого Внимания. Когда точка сборки настраивается на энергетические поля, не являющиеся частью Первого Внимания, линейное мышление прекращается и знания возникают согласно иррациональной схеме, никак не связанной с последовательностью и, следовательно, со временем.

Когда знания возникают иррациональным образом, не имеющим заметной связи со временем, человек испытывает прямое одухотворение, или прозрение. Такое прозрение технически именуется видением; если же из-за недостатка энергии, иди личной силы, оно протекает замедленно, этот опыт имеет сноподобный характер.

Поскольку мало кто из учеников обладает в начале обучения достаточной личной силой, любой опыт, полученный при смещении точки сборки, для удобства называется сновидением.

Во время сна точка сборки человека уже не фиксируется Первым Вниманием, вследствие чего непроизвольно и хаотически смещается; в результате этого все мы испытываем " обычные сновидения". Кроме того, лишь очень редкие люди обладают достаточно дисциплинированным разумом и запоминают обычные сновидения. Большинство людей чаще всего " забывают" левосторонний опыт, когда точка сборки возвращается к своему привычному положению. Забывание левостороннего осознания ни в коей мере не снижает влияния этого знания — такое знание проявляется в том, что психологи называют подсознанием, Даже обычные сновидения оказывают подсознательное воздействие на наше осознание и, следовательно, на наш жизненный опыт, что может подтвердить любой серьезный психолог.

Хотя это может показаться шокирующим, но обычный человек вообще не думает, поскольку, во-первых, он никогда не вспоминает о своем левостороннем осознании и, во-вторых, не способен выбирать различные перестановки восприятия в состоянии обычного осознания. В результате обычный человек редко находит оригинальные решения особых проблем; напротив, для того, чтобы решить текущую задачу, он изо всех сил старается манипулировать теми представлениями и мыслями, которые унаследовал от своего социального окружения. Результатом всегда становится то, что называется циклическим мышлением, или внутренним диалогом, который приводит к тому, что человек пытается заткнуть круглую дыру квадратной пробкой.

Люди, способные вызывать движение точки сборки в рамках либо Первого, либо Второго Внимания, являются подлинными мыслителями Земли. То, что обычно называют внезапной идеей или вспышкой озарения, неизменно является результатом движения точки сборки, В этом отношении стоит отметить, какое множество блестящих идей впервые возникло в сновидениях, независимо от того, были это грезы наяву или сновидения, испытываемые обычно во время сна.

Нет нужды говорить, что первой задачей, которая ставится перед каждым учеником, является необходимость накопить достаточно личной силы, чтобы перемещать точку сборки. Сначала ученик должен двигать свою точку сборки в рамках обычного осознания, чтобы достичь ясности понимания, а затем научиться смещать точку сборки к повышенному осознанию, чтобы достичь измененных состояний восприятия.

Возникающий при этом парадокс, который обычно приводит к замешательству, заключается в том, что овладеть достаточной личной силой для перемещения или сдвига точки сборки можно только с помощью намерения. Следует помнить, что именно намерение позволяет нам воспринимать, а личная сила является продуктом восприятия. Намерение определяется как единая и единственная сила, присутствующая во Вселенной, — это несгибаемая воля, или Цель, Орла. Намерение присуще всем формам жизни, органическим и неорганическим, и потому явно проявляется в калейдоскопической картине разнообразия и видоизменения.

Подлинное предназначение человеческого существа заключается в том, чтобы научиться развивать и направлять силу намерения, которая так же жестко удерживается в осознании человека, как и в осознании самого Орла. Таким образом, намерение представляет собой не странную и чуждую силу, а по праву принадлежащее каждому человеку наследие. Все мы рождаемся со способностью развить намерение, до его максимальных потенциальных возможностей.

Итак, очень важно определить понятия человек и человеческий. Толтеки описывают человеческое существо как общественную личность на физическом плане, то есть тональ. В английском языке слово human, " человек", состоит из приставки " hu" и слова " man".

Приставка " hu" этимологически происходит из египетского языка и означает " тигр". Поэтому понятие " human" буквально означает " человек-тигр" или, проще говоря, " человек-животное". Следует, впрочем, понимать, что перерождается не человеческое существо, но скорее осознание нагваля. Это осознание, которое в большинстве эзотерических школ называется перерождающимся эго, в традиции Толтеков именуется сновидящим. Понятие человек определяется, таким образом, как совокупность нагваля, сновидящего и тоналя.

Принцип сновидящего выходит далеко за рамки данного, первого тома, но упоминается здесь, во-первых, для того, чтобы избежать излишнего количества пробелов в представленной информации и, во-вторых, чтобы подчеркнуть, что тональ часто называют видимым во сне. Иными словами, во время физического воплощения сновидящий сновидит не только тональ, но и предназначение этого тоналя. Это очень важный для понимания принцип, поскольку именно доля человеческого сновидящего заставляет намерение проявляться в его инструменте, тонале, на физическом плане. Таким образом, можно понять, что развивать намерение не очень трудно, так как это входит в предназначение каждого человека. Для этого требуются лишь достаточные усилия, в чем и заключается ценность практик ческой работы.

Чтобы завершить рассказ об этом разделе учений, необходимо описать еще одну, последнюю тему. Она связана с тем, что именуется Третьим Вниманием. Хотя, как уже объяснялось, ц настоящее время Третье Внимание в целом не является предметом непосредственной важности для большинства учеников, оно все же отчасти связано с намерением, а также с двумя другими концепциями, которые сейчас вызывают интерес во всем мире, а именно с медитацией и магией.

Меня часто спрашивают о том, как Толтеки относятся к медитации. Однако для того, чтобы понять точку зрения Толтеков, очень важно осознать принцип сновидящего. Медитация не является ни циклическим мышлением, ни случайным повторением мантры, поскольку она прекращает внутренний диалог. Подлинная медитация представляет собой полное внутреннее безмолвие — тишину, в которой присутствует только осознание. Это осознание, разумеется, представляет собой сновидящего, и, когда общественное существо входит в такое состояние, оно в буквальном смысле устанавливает связь со своим сновидящим.

Это, в свою очередь, означает, что в состоянии медитации человек переходит к полному осознанию и способен понять цель своего сновидящего в текущий момент времени. По этой причине должно быть ясно, что подлинная медитация не может быть достигнута до тех пор, пока человек не овладеет искусством прекращения внутреннего диалога. Однако остановка внутреннего диалога, как и все прочее, требует личной силы.

В конечном счете не имеет никакого значения, какая именно форма медитации используется, если только она применяется таким образом, что ведет к прекращению внутреннего диалога и овладению личной силой. В этом истинное назначение всех медитационных техник, но, к сожалению, большинство практиков оказываются в ловушке либо формы медитации, либо мантры и потому никогда не достигают желаемой цели. К примеру, в раджа-йоге человек обычно становится одержимым визуализацией, не осознавая того, что визуализация является лишь помощью в остановке внутреннего диалога. Подобным же образом, человек, занимающийся мантра-медитацией, становится одержимым непрерывным чтением мантры и не понимает, что в определенный момент повторение мантры должно прекратиться, чтобы в нем воцарилось внутреннее безмолвие. В обоих примерах человеческая одержимость становится препятствием и удерживает точку сборки жестко фиксированной в обычном осознании.

Важным моментом является то, что, когда воин накапливает достаточное намерение, он способен прекращать внутренний диалог, что, в свою очередь, позволяет ему преодолевать фиксацию осознания и делать свою точку сборки подвижной. Как только это достигнуто, воин не только вступает в осознание своего сновидящего, но и становится единым со сновидящим, который, разумеется, является его подлинным Я. Это состояние бытия под названием Третье Внимание представляет собой уровень осознания, на котором воин способен сознательно манипулировать проявлением в его сновидящем единой всеобщей силы, а именно — воли Орла, или намерением. По этой причине и говорят, что в жизни воина наступает момент, когда команда воина становится командой Орла.

Это утверждение не следует путать с религиозным принципом Единого или Всеобщего Сознания, или Воссоединения с Богом, или слияния с Разумом иди Сердцем Бога и другими подобными понятиями.

В этом отношении всегда следует помнить, что Третье Внимание подразумевает способность по собственной воле направлять точку сборки в любое положение в пределах Человеческой Полосы. Воины не настолько самонадеянны, чтобы забыть, что они просто перемещаются в рамках непознанного, не затрагивая при этом непознаваемое.

Будучи микрокосмом макрокосма, человек несет в себе непознаваемое, но войти в эту область энергетических полей означает покинуть Человеческую Полосу. Это вполне возможно, но перейти в непознаваемое означает перестать быть человеком. Несомненно, когда-нибудь человек достигнет такого уровня осознания, который позволит ему безопасно проникать в немыслимые просторы непознаваемого, однако современная цель сновидящих человечества заключается не в этом. Переход к Третьему Вниманию представляет собой достаточно серьезную задачу и вызов для большинства людей, живущих сегодня.

Учитывая все сказанное. Третье Внимание можно определить как такое качество осознания, которое выражается как цель сновидящего. Результатом выражения этого качества на физическом плане является то, что обычный человек называет магией или чудом. Эта цель, которую мы называем магией, по своему характеру разделяется на три направления и проявляется как движение, звучание, и цвет. Естественно, такая тройственность связана со сновидящим.

На физическом плане мы можем обнаружить, что движение соответствует действию, звучание — мышлению, а цвет — эмоциям. Поэтому мы говорим, что эмоции являются началом мышления, которое воплощается в действиях.

В этом томе невозможно рассказать о намерении нечто большее, за исключением того, что магия в самом истинном из возможных ее определений представляет собой не что иное, как использование намерения посредством манипулирования цветом, звучанием и движением иди эмоциями, мышлением и действиями. Единственная причина, по которой этот вопрос затрагивается здесь, заключается в том, что чрезвычайно важно понимать, что эмоции являются проявлениями намерения сновидящего на физическом плане. Таким образом, можно заметить, что во всех аспектах учений Толтеков так или иначе вновь и вновь подчеркивается значение эмоций.

Чтобы прояснить любые возможные затруднения в отношении магии, следует отметить, что у магии есть две формы проявления. Одна из этих форм под названием Второе Кольцо Силы описана выше; в ней маг использует силу чистого намерения. Вторая форма известна как Первое Кольцо Силы — это древняя форма магии, основанная на ритуалах, заклинаниях, колдовстве и магических формулах самого разного характера. Эта вторая форма магии, которая является наиболее общеизвестной, является громоздкой и довольно ограниченной, поскольку она основана на силе тоналя.

Странная и глубокая, еще не до конца постигнутая загадка традиции Толтеков заключается в том, что идеально контролируемому и дисциплинированному тоналю действительно присуща собственная сила. Однако эта сила не только ограничена по сравнению с силой намерения, но и истощаема. Таким образом, человек, занимающийся второй формой магии, может опустошить себя и свою силу, а это представляет собой нечто такое, к чему Толтеки не могут относиться с особым восторгом. Намерение не только более практично и могущественно, но также безгранично и неистощимо. Эти два пути часто называются Большим и Малым Путями Магии, Старшей и Младшей Силами. Магией Чистого Намерения и Магией Формул, Магией и Шаманизмом и так далее.

Важно помнить, что в конечном счете нет ничего, кроме намерения — воли Орла, — и это намерение проявляется в человеке, во-первых, как цвет его сновидящего и, во-вторых, как эмоции его тоналя. По этой причине задача ученика в любых практических занятиях — научиться тому, как развить свое естественное наследие, намерение.

Как только он понял это, перед ним — открытый путь. Одно влечет за собой другое до тех пор, пока, наконец, ученик не осваивает искусство манипулирования намерением, которое, в свою очередь, приводит его к способности работать со звучанием и движением.

Это означает, что вскоре ученик автоматически превращается в мага, хотя это не всегда проявляется в общепринятом смысле слова.

Магия жизни включает в себя нечто большее, чем просто сверхъестественные действия, вызывающие такое благоговение. Истинная цель магических способностей человека заключается не в том, чтобы развлекать окружающих, а в том, чтобы творить в подлинном смысле этого слова. Иногда по той иди иной причине магу очень важно продемонстрировать свои силы на физическом плане, и в этом случае он развивает такие способности, если только затрачивает на это необходимые усилия и время. Однако проявление сверхъестественных способностей не является судьбой каждого человека в текущем перерождении.

Маг чистого намерения не является цирковым животным; его деятельность требует дисциплинированности и целостности человека, понимающего взаимоотношения всего живого. В соответствии с этим, настоящий маг вступает в разумное сотрудничество между человеком и силами судьбы и учится использовать свои магические способности в извечной и величественной игре сотворения.

Однако подобная деятельность протекает за сценой, в мирах, недоступных глазам смертных. В эти незримые миры перемещаются все Толтеки, и именно там все они начинают так называемое окончательное путешествие силы.

Ключ к незримому миру кроется в способности и опытности воина в управлении, во-первых, эмоциями и, во-вторых, намерением. Поэтому первая практическая задача, которая ставится перед учеником, заключается в умении распознавать в эмоциях то, чем они на самом деде являются, а затем в обучении их мудрому использованию.

В этот момент каждый ученик задает вопрос о том, как он должен использовать эти эмоции, однако на такой неизбежный вопрос невозможно ответить. С тем же успехом ученик мог бы спросить, как ему использовать легкие для дыхания или ноги для ходьбы.

Подобные вопросы не имеют никакого смысла по той простой причине, что если вы не будете дышать, то умрете, а если не подниметесь на ноги, то не сможете ни стоять, ни ходить. Достаточно вспомнить, что никого из нас не учили тому, как дышать или ходить. Эти действия — как и все остальное, что мы делаем, — представляют собой просто проявления намерения, и в этом отношении использование эмоций ничем не отличается от дыхания и ходьбы.

Однако многие люди никогда не осваивают глубокого и полного дыхания, подобно этому, большинство людей не умеют правильно распределять вес своего тела и добиваться максимального использования своей системы мышц. Любой оперный певец подтвердит, что правильное дыхание представляет собой особое искусство, а каждый гимнаст признает, что перед тем, как он обрел гимнастическую ловкость, он провел долгие часы, долгие годы, упражняясь в правильном распределении веса тела и умении выделять и контролировать каждую мышцу в отдельности. Ученик Пути Воина проходит аналогичную программу подготовки, изучая правильное использование эмоций. Этим я хочу подчеркнуть, что все мы дышим, используем свое тело и свои эмоции, но одни люди делают это лучше, чем другие.

В мире очень мало людей, которые могут с полным правом утверждать, что контролируют свои эмоции. Большую часть времени эмоции человека частично или полностью подавляются и в той или иной степени не поддаются его сознательному контролю. И все же, искусство высвобождать и использовать эмоции совсем не сложно, хотя и требует определенного тщательного обдумывания при необходимости избежать неприятных ситуаций или тельных обстоятельств. Однако прежде, чем мы узнаем, как это делать, следует прояснить один вопрос, который часто вызывает замешательство.

Этот вопрос связан с разницей между чувствами и эмоциями. Эти два слова не являются синонимами. Чувства часто влекут за собой эмоции — кстати, это справедливо и для мыслей, — однако чувства не являются эмоциями. Подлинная природа чувств будет описана в следующих томах, пока же достаточно будет сказать, что чувства представляют собой ощущение левостороннего знания, которое не вписывается в систему отсчета рационального разума. С другой стороны, эмоции являются вторичными импульсами, которые вызываются актом восприятия и в зависимости от индивидуального уровня трезвости, они являются либо чистыми и простыми, либо смешанными и сложными.

Чтобы понять это, необходимо упомянуть, что существует всего четыре вида чистых эмоций: гнев, страх, радость и уныние. Все остальные эмоции являются смесью двух и более основных эмоций и потому называются смешанными. Все четыре чистых эмоции представляют собой выражения желания — физического проявления единой всеобщей силы, намерения. Гнев является желанием сражаться, страх — желанием отступить, радость — желанием жить, а уныние — желанием измениться.

Из сказанного выше должно быть понятно, почему ученику так важно учиться распознавать в своих эмоциях то, чем они являются на самом деле, поскольку только при этом условии он способен использовать их мудро и с пользой для себя. Единственный способ добиться этого — развивать тот уровень осознания, который называется полной пробужденностью, это самое первое требование Пути Воина. Стать воином в состоянии полусна просто невозможно. Воин полностью осознает, какие эмоции возникают у него в процессе восприятия, что является их причиной, а также то, каковы их цель и потенциальные возможности.

Чтобы прояснить то, как именно следует использовать эмоции, обратимся к небольшим примерам. Представим себе человека по имени Леон, который обладает вспыльчивым характером и легко выходит из себя. Ранее мы уже говорили о тщетности попыток подавления эмоций, однако Леон, разумеется, не может позволить своей агрессивности выходить из-под контроля. Если Леон хочет добиться успеха и стать воином, ему необходимо научиться искусно управлять своей агрессивностью снастью, а также использовать ее как одно из средств в технике перепросмотра.

Оценивая задачу Леона, представим себе, что однажды он заметил, как сосед выбрасывает мусор под ограду его сада. Нет необходимости говорить, что Леон мгновенно приходит в ярость, однако, если он просто разобьет соседу нос, это ему ничем не поможет. Хотя в данный момент Леон с огромным удовольствием избил бы своего соседа, он понимает, что не должен этого делать. К то же время он не может просто не обращать внимания на этот случай. Леон разрабатывает план действий. Взяв с собой сумку, он аккуратно прибирает мусор, затем подходит к дому соседа и звонит.

Когда сосед открывает дверь, Леона все еще трясет от злости, но он заставляет себя успокоиться, вежливо вручает соседу пакет с мусором и говорит: " Мне кажется, вы потерли это в моем саду". Покраснев от стыда, сосед Леона покорно берет протянутый ему пакет и бормочет какие-то извинения. Леон просто усмехается и, заверив соседа в том, что ему было очень приятно вернуть потерянные вещи, разворачивается и уходит.

В этом случае Леон не подавляет свой гнев, но действует совершенно безупречно, позволяя ярости стать движущей силой его действий. В завершение инцидента Леон остается довольным собой и понимает, что использовать эмоции, таким образом, на самом деле довольно весело. Кроме того, Леон осознает, что, контролируя свой гнев, он избежал того, что могло бы оказаться достаточно неприятной историей.

Если бы Леон был не агрессивным, а робким, он мог бы справиться с ситуацией точно так же — позволить гневу наполнить его смелостью. С другой стороны, если бы ему показалось не очень разумным встречаться с соседом лично, он мог бы просто положить пакет на его крыльцо, приложить к нему вежливую записку и мягко предложить соседу воздерживаться в будущем от подобных поступков. Результат был бы тем же, итак или иначе Леон смог бы выполнить свою задачу.

Рассмотрим теперь случай женщины по имени Лидия, которая обычно очень застенчива и ранима. На самом деле, в отличие от Леона, Лидия совсем не агрессивна, но проводит большую часть жизни в страхе, боясь того, что могут сказать о ней люди.

Однажды к ней в гости приходит ее сестра и, вовсе не собираясь обидеть Лидию, подшучивает над ее весом. Лидия мгновенно чувствует себя обиженной и начинает стесняться своей фигуры, но вместо того, чтобы всего себя по обыкновению тихо, она реагирует так, что застает сестру врасплох.

Быстро обдумав ситуацию, Лидия упирается руками в бедра, широко расставляет локти и, демонстрируя возмущение, которого на самом деле не испытывает, смело заявляет сестре, парируя колкость: " Добро пожаловать, милая сестрица. И даже если я толстая, то, по крайней мере, достаточно вежлива, чтобы моя сестра чувствовала себя у меня в гостях как дома".

Ошеломленная неожиданной для нее реакцией Лидии, сестра спешно пытается исправить свою необдуманную шутку, но Лидия вновь выводит ее из равновесия, сердечно рассмеявшись и отмахиваясь от извинений сестры. Не зная, как вести себя в дальнейшем, сестра Лидии тщательно воздерживается от замечаний в адрес Лидии в течение всего визита.

Лидия победила в битве по той простой причине, что отказалась реагировать на пренебрежение в свойственной ей манере, вместо того чтобы подчиниться своему страху, Лидия использовала его для остроумного ответа. Иными словами, хотя в прошлом Лидия замыкалась в себе из страха, что ее тело, возможно, не такое стройное, каким оно могло бы быть, то теперь она позволила своему страху перед новыми насмешками помочь ей дать сдачи.

В это мгновение спонтанной реакции первым оружием, которое подвернулось Лидии под руку, стало ее чувство юмора, и с его помощью она поменялась с сестрой ролями.

Еще один пример: человек по имени Уильям страдает от того, что он сам считает депрессии, поскольку его жена подала на развод. Однако после тщательного обдумывания Уильям осознает, что эта так называемая депрессия является лишь побочным эффектом более глубокого чувства — уныния. Более того, размышляя об этом, он начинает понимать, что уныние довольно часто возникает в течение всей его жизни и явно поднимается на поверхность именно тогда, когда он сталкивается с важными переменами.

Осознав это, Уильям понимает, что у него есть два выбора; вопервых, он может попытаться подавить свою печаль, а во-вторых, он может следовать за ней и посмотреть, какой дар силы она ему принесет. Очевидно, Уильяму очень нелегко расстаться с женщиной, которую он любит, и с которой прожил больше десятка лет, и все же он понимает, что она не подавала бы на развод, если бы действительно хотела, чтобы их брак продолжался.

Решив не подавлять свою печаль, Уильям позволяет себе погрузиться в нее целиками, к своему удивлению, обнаруживает, что грусть очищает его от какого-либо чувства обиды на жену. В это мгновение ясности Уильяму становится совершенно понятно, что его жена не столько хочет развестись, сколько отчаянно пытается избавиться от тех шаблонов поведения, которые появились у него за время их брака. Вспоминая, как его жена несколько раз заявляла, что он уже совсем не тот человек, за которого она выходила замуж, Уильям с неожиданной ясностью осознает, что развод ничего не изменит. На самом деле ему необходимо изменить те шаблоны поведения, которые вызвали раскол его супружеской жизни. Внезапно почувствовав прилив сил, а не депрессию, Уильям решает сражаться за сохранение семьи.

Девушка по имени Синтия направляется на собеседование, но ужасно нервничает и очень волнуется, что ей не удастся получить работу. Понимая, что волнение лишь заставляет ее нервничать еще больше, Синтия решает стараться думать о чем-то другом и представляет себе, насколько счастлива она будет, если получит эту работу. В течение нескольких мгновений Синтия испытывает подлинное чувство радости, и, несмотря на его мимолетность, этого оказывается достаточно, чтобы она осознала, что может прийти на собеседование либо напряженной и взволнованной, либо расслабленной и счастливой. Прекрасно понимая, что никакие беспокойства не способны ничего изменить, Синтия вновь сосредоточивает свое внимание на более приятных мыслях, и к тому времен и, как она оказывается ладящей перед ее возможным работодателем, Синтия уже полностью овладевает своей нервозностью и способна вести себя легко и бодро в течение всей беседы. Иными словами, Синтия использовала радость, чтобы подчинить себе беспокойство и нервозность.

Благодаря рассмотренным примерам должно быть ясно, какого поведения ожидают от ученика в отношении, во-первых, его понимания эмоций и, во-вторых, умения использовать их в свою пользу.

Впрочем, следует осознать, что, хотя использовать эмоции совсем не трудно, их сознательное и эффективное применение все же остается сложной игрой. Использование эмоций в свою пользу представляет собой особое искусство, которое можно освоить только путем постоянной практики в сочетании с техникой не-делания, с которой мы познакомимся чуть позже.

Таким образом, читателю необходимо изучать не-делание в свете того, что было сказано в отношении работы с эмоциями. В свою очередь, такой подход приведет к более глубокому пониманию неуловимой силы под названием намерение — принципа, который выходит за рамки данной книги, ко к которому мы все же будем возвращаться вновь и вновь в следующих томах. Кроме того, использование эмоций является чрезвычайно важной предпосылкой техники перепросмотра, и в следующей главе мы узнаем, как именно ее применять.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...