Глава 6. Модальность психологического пространства
В лингвистике существует понятие модальности, обозначающее отношение содержания высказывания к действительности. В устной речи модальность выражается понижением или повышением голоса во время произнесения предложения и громкостью речи, отражающей степень эмоциональной окраски сказанного, а в письменной речи — знаками препинания. Очевидно, что в устной речи необходим какой-то ориентир, чтобы слушающему стало ясно, насколько повысился интонационно голос собеседника и в какую сторону изменилась его громкость. Точкой отсчета для определения высоты голоса служит звук «А», занимающий промежуточное положение между самым высоким звуком «И» и самым низким «У». Такой ориентир необходим потому, что у каждого человека свои громкость и тембр голоса. По характеру произнесения всех звуков относительно звука «А» мы и судим о модальности услышанного высказывания. (Если звука «А» в таком высказывании не было, за точку отсчета мы принимаем близлежащий по громкости и высоте к «А» звук «Я» или, если и его нет, то «О», «Э», «Е». В ином случае «вычисляем» центральные характеристики звука по определению диапазона между самым высоким и самым низким из услышанных). В сфере визуального внеречевого общения роль модальности выполняет периметр, ограничивающий континуум топоном психологического пространства. С громкостью речи здесь можно сравнить размер этого периметра, т.е. масштаб внешнего психологического пространства, а с интонацией — его форму. Для определения модальности психологического пространства тоже нужен ориентир подобный звуку «А» в устной речи, т.е. некое сочетание формы и масштаба периметра, которое можно принять за исходное, центральное, а вместе с этим понять сущность всех остальных форм и масштабов.
Периметр Зримо начертанный, обозначенный периметр психологического пространства, как и любой знак, появился не сразу. Его прообраз — голосовое, вокальное обозначение своего жизненного пространства многими животными (крик птицы, грозный рык хищника, мычание и т.д.). Голосовое — обозначение границы своей территории, куда нет доступа чужаку, пределы которой совпадают с зоной слышимости голосового предупреждения, распространяется практически на одинаковое расстояние в любом направлении. Такой звук очерчивает вокруг хозяина территории незримый круг. Быть может, этим объясняется мутация голоса у подростков, достигших половой зрелости. Акустикам известно, что чем ниже звук, тем на большее расстояние он распространяется. По этой причине у молодого мужчины, способного продолжить и сберечь свой род, а также сохранить территорию жизнедеятельности своей семьи, и включается врожденная программа смены инфантильного «писка» на басовые ноты в голосе (т.е. врожденная программа вокального обозначения своей территории как можно большего размера). Учитывая все сказанное, можно сделать предположение, что периметр искусственного очеловеченного пространства имеет вокальное происхождение. Вспомним, первичная форма познания — это имитация явлений окружающей действительности собственным телом. Поэтому познать и обозначить границу коллективной деятельности адекватно можно было также телом коллективным. Так, судя по всему, и появился хоровод, внутреннее пространство которого — знак общего для всех, отобранного у природы и врагов участка своей земли. Если хороводный танец повествует о роде деятельности в пределах своей территории, то хороводное пение указывает на границу этой территории. Иными словами, первичный периметр искусственного пространства был создан из человеческих тел, и только потом — из дерева, металла, стекла, из карандашной линии на листе бумаги.
Таким образом, «биографию» рамы картины, киноэкрана или борта арены цирка, забора или стены мы можем условно описать так: звук — хоровод — ограда — периметр психологического пространства. В самом начале мы говорили о том, что каждое искусственное; очеловеченное пространство носит статус психологического (сад, двор, комната, сцена, картина, раскрытая страница книги и т.д.). В любом случае — это часть бесконечного по своим размерам реального естественного пространства и одновременно выделенная из него субъектная территория какой-либо деятельности. Все другое пространство по отношению к этому объектно. Поэтому форма периметра и указывает на то, как соотносится субъектное пространство к объектному. А если субъектное пространство выступает как сфера внеречевого общения, то каждая форма периметра в данном случае и есть конкретная модальность. Тем более, что признаком того, что мы имеем дело с психологическим пространством, всегда является его граница — периметр (явный или воображаемый). В связи с этим необходимо отметить две основные формы периметра, две основные его модальности: круг и прямоугольник. Круг особенно часто распространен в культуре кочевников. И это понятно. Он и в маршруте при основном занятии (перегоне скота с одного пастбища на другое), и в основании жилища, например юрты. Округло оружие: щит, сабля, лук, меч. Круглы у кочевников и предметы домашнего обихода: одеяло, подушки, мебель и др. Все это, в конечном итоге, привело и к такой же основной форме периметра в изобразительном искусстве кочевых народов. Иначе говоря, круг — это основная модальность, показывающая отношение кочевника к окружающему его миру. Прямоугольник же — любимая форма оседлых землепашцев. Землю удобнее всего возделывать по прямым линиям, потому периметр хлебного поля и огород по своей форме стремится к прямоугольнику. Дом, сложенный из бревен, — прямоуголен. Различные атрибуты оружия и домашней утвари, особенно мебель, по тем же причинам имеют такую форму. Это же определило причину прямоугольности периметров в визуальных искусствах потомков оседлых племен.
Характерно, что круглый периметр, как бы отражая особенность темперамента кочевников, более динамичен. А прямоугольный периметр очеловеченных пространств оседлых племен как выразитель их модальности более статичен и, если хотите, меланхоличен. По той же причине, возможно, так экспрессивна арена цирка по сравнению с прямоугольником театральной сцены. Итак, форма периметра отражает, прежде всего, характер коллективной деятельности, в отличие от речевой модальности, где проявляется, прежде всего, индивидуальность одного человека. Музыкальное искусство, в основе которого лежит интонация, можно смело отнести к искусству, чей материал — модальность. Иначе говоря, музыка — это искусство речевой модальности. Но это не единственный случай. В визуальном искусстве к схожему виду можно отнести орнаменталистику и архитектуру. Так же, как интонация в музыке, отделившись от конкретики высказывания, приобрела самостоятельное значение, так и периметр в орнаменте и архитектуре (в качестве силуэта) тоже стал нести самостоятельную образную функцию. Поэтому архитектуру не случайно называют «застывшей музыкой». Уместно здесь вспомнить и о родстве звучания! и начертания периметра, о котором мы упомянули чуть раньше. По форме жестового движения можно догадаться, в какой невидимый глазу периметр психологического пространства в данный момент «вписал» себя человек. Однако за исходный периметр все-таки следует принять более древнюю форму — круг, хотя бы потому, что природа, как известно, не любит углов. Более естественное движение проходит по дуге, и не случайно актеры, изображающие кукол, роботов и т.п., отказываются вовсе от округлого жеста, подчеркивая тем самым искусственность того, что изображают. Возникает вопрос. Если все топономы на горизонтальной плоскости вписаны в круг, то каким психологическим статусом обладает прямоугольник? Если он вписан в круг, то часть топоном, лежащая за его пределами, наделяется статусом абсолютной экспрессивности. Мы ощущаем это особенно остро, находясь долго в своей квартире, в прямоугольниках улиц и площадей города. Желание уехать за город связано не только с потребностью в чистом воздухе. Ощутить себя в круге горизонта, возможность идти «куда глаза глядят», отдать дань кочевым инстинктам — это одновременно и желание активизировать ассоциации тех «оставшихся» топоном, которые расположены за пределами прямоугольного периметра психологического пространства европейской цивилизации.
Но, разумеется, в знаковой системе визуального внеречевого общения задействованы все топономы, включая и те, что принадлежат кругу, а не только прямоугольнику. Обратимся к прямоугольным периметрам визуального искусства. Каждый театральный деятель по своему опыту знает, что расположение актера вне воображаемого вписанного в сцену круга означает некоторую отстраненность от всего происходящего в данном эпизоде спектакля. Та же нагрузка и в живописи у всего, что находится за пределами вписанного круга в прямоугольник живописного полотна. В более древнем варианте — это местоположение всего, что противопоставлено хороводу. Рассматривая общий вариант сферы, вписанной в параллелепипед, мы должны отметить, что за этой сферой как континуумом всех топоном тоже находятся топономы, но происхождение их ассоциаций, т.е. их значений, отличается от всех остальных. Если все основные топономы образовывались внутри индивидуальных психологических координат с общим для всех значением, то топономы «вне сферы» — знаки ассоциаций коллективных, сложившихся там, где активно используется прямоугольный периметр психологического пространства. Рассматривая круг и прямоугольник, мы, в большей части, сознательно ограничили психологическое пространство плоскостью. Все дело в том, что при наибольшем объеме трехмерность может приобретать у круга форму конуса, а у прямоугольника прямоугольной пирамиды. В данном случае все зависит от статуса вертикали. Взглянем на это с топономной точки зрения. Оба случая (конус и пирамида) можно представить как постепенно сужающиеся плоские круги топоном или прямоугольные пластины, положенные друг на друга. Это чем-то напоминает детскую пирамиду, где кружки накладываются по степени уменьшения на вертикальный стержень. Каждая более верхняя, уменьшающаяся плоскость — это не отсекание «лишних» топоном, но уменьшение с высотой масштаба каждой такой плоскости, где значение взаиморасположения всех входящих в нее топоном не изменяется. Суть изменения масштаба будет изложена в следующем разделе. Пока же отметим, что такое сужение области психологического пространства на пути вверх — это то же самое, что ограничение области деятельности в зависимости от психологического статуса.
Ранее мы уже определили, что чем ниже расположены топономы, тем инфантильнее связанные с ними ассоциации. Но тем больше и степень свободы. Поэтому нижние круги — область передвижения, верхние — жестового движения, самый верх — область мимики. Конус и пирамида — это как бы представленная целиком эволюция вне-речевого общения (от большего масштаба жестовых движений к все меньшему по мере взросления), а точнее, — наглядно представленная эволюция пространственной модальности периметра снизу вверх. Как круг и прямоугольник, все остальные формы периметра тоже модальны. Многоугольник — это образ, стремящийся к кругу (от искусственности к естественности), где количество углов отражает определенный этап на пути плавного перехода прямоугольной модальности в круглую. Треугольник (в общем виде треугольная пирамида) — это модальность особого рода. Она очень редко используется как зримое очертание периметра психологического пространства и чаще всего служит обозначением общения для полноценного (360°) обзора, которое могут осуществить только как минимум три человека и о чем мы говорили в главе «Сагитталь». Таким образом, в данном случае наиболее актуальными становятся только те топономы, которые заключены внутри такого треугольника, этого самого малого хоровода. Все же сказанное о структуре «психологической» пирамиды относится и к такой же треугольной. Возвращаясь к теме вокального происхождения периметра психологического пространства, отметим, что грозные ноты в нашем голосе — сочетание увеличения громкости и понижения звука, то же самое вокальное обозначение границы своей территории, которое всегда имело предупреждающее значение. А вместе с этим увеличение периметра внешнего психологического пространства за пределы, ограниченные возможностью жестового движения. И вообще, не только голос, но, например, и взгляд («орлиный взор») расширяет зону своей территории, повышает статус человека. Чем больше область владения, тем значительнее масштаб того, что мы по эстафете из древности называем «сферой влияния». Масштаб Известно, что оптимальная комфортная высота потолков равна примерно 4-м метрам. Это в 2,35 раза больше среднего роста человека. Откуда именно такое соотношение? Именно во столько же раз рост взрослого больше среднего роста годовалого ребенка. Этого примера достаточно, чтобы убедиться, что больший или меньший периметр психологического пространства количества топоном не меняет, но изменяет лишь длину эгоналей между ними. Если сравнить между собой большое живописное полотно и его уменьшенную репродукцию, то композиционный смысл картины не изменится. Сохранится практически все, кроме степени эмоционального воздействия. Здесь мы можем провести полную аналогию с мощностью жестового движения, при котором его семантика определяется исключительно направлением движения, а средство, указывающее на это направление (взгляд, поворот головы, поза и т.д.), определяет лишь степень его эмоциональной насыщенности или, иначе говоря, — мощность знака. Таким образом (а это будет верным по отношению к любой форме проявления внеречевого визуального высказывания), чем больше расстояние между одними и теми же топономами (т.е. с увеличением периметра) внешнего психологического пространства, тем выше и эмоциональная насыщенность внеречевого текста. В области ощущений нет метрических систем, кроме одного — тела человека. Человек — мера всех вещей. Этот древнейший постулат определяет среднее значение всего, что кажется нам тяжелым или легким, высоким или низким, далеким или близким. Мы знаем, что амплитуда наших жестовых движений не всегда увеличивается или уменьшается в зависимости от действительного волнения. Когда мы хотим его скрыть, то искусственно сокращаем жест, или наоборот, демонстрируя переживание (которое на самом деле не так сильно, как мы это изображаем), начинаем нарочно увеличивать амплитуду жеста. В первом случае наше эмоциональное возбуждение может быть самоуспокоено собственным жестовым движением, а во втором случае мы способны искусственно «взвинтить» себя. В прямой зависимости от амплитуды жестового движения находится размер внешнего психологического пространства, в котором действует человек. Таким образом, объем внешнего психологического пространства становится как бы пульсирующим, а вместе с ним пульсируют расстояния между топономами — от масштаба взгляда, устремленного к границе горизонта, до размашистого жеста руки в том же направлении. Но существует ли конкретно выраженный объем внешнего психологического пространства, который мы могли бы принять не за большой и не за малый, но за изначальный? Если исходить из младенческого жестового движения как конкретной деятельности, то его максимальная сфера определяется по высоте поднятых рук (вертикаль), по длине рук, вытянутых вперед (сагитталь) и по широте расставленных рук (горизонталь). Так же как громкость и тембр голоса у каждого человека присущи только ему, Так и периметр такой сферы тоже индивидуален. Все движения, показывающие как меняется объем этой сферы, определяют масштабную модальность внеречевого высказывания. Особое значение здесь приобретает то, что можно назвать мета-модальностью, т.е. модальность, которую устанавливает каждый из нас для себя всякий раз в первое мгновение общения. Для этого существуют так называемые вступительные жестовые движения. Помните у В.В.Маяковского: «Вошла ты, резкая как «нате!», муча перчатки замш, сказала: «Знаете — я выхожу замуж»... «Муча перчатки замш»... В этом жесте, обозначившем уменьшенное пространство вокруг себя — подчеркнутая интимность своего пространства, которое не ищет соприкосновения с окружающим миром. Мы знаем, как «начальство» любит крутить в руках карандаш, постукивать пальцами по столу, демонстративно перекладывать перед собой бумаги — все это метамодальное обозначение границы собственного психологического пространства, затаивание подобно хищнику в укрытии, в любой момент готовому на неожиданный и роковой для нас прыжок. Известно, что именно амплитуда движения отличает радушное рукопожатие от сдержанного, вместе с тем обозначая условные границы индивидуального внешнего психологического пространства, /в котором далее будут строиться все внеречевые высказывания. И не случайно именно женщины, перебирая перчатки, бусы, одергивая край своей одежды, поправляя прическу и демонстративно, крася губы и пудрясь, обозначают тем самым уменьшенные и защищенные границы «своей территории». Во всех случаях, с изменением контекста общения меняются и размеры воображаемых границ субъектного психологического пространства вплоть до слияния двух таких пространств в одно при жестовом движении объятья. Установление описанными способами границы субъектного пространства — это, одновременно, необходимое условие для выявления каждой топономы. Ведь она выявляется в жестовом движении не только по признаку направления такого движения, но и по величине дистанций между ней и другими топономами. Когда размер периметра психологического пространства задан в обозначении тем или иным способом, то тем самым заранее обозначается и максимальный «градус» эмоционального содержания всех высказываний в пределах этого периметра. Это позволяет нам, например, отличить интимный жест от так называемого широкого, значительного. Мы часто видим по телевизору, как люди в смущении, подобно детям, хватающим погремушку, буквально вырывают микрофон из рук обратившегося к ним журналиста. Этот микрофон воспринимается ими как некий «зонд», внедрившийся в интимную зону их психологического пространства. Хватаясь за микрофон и приближая его к себе, они тем самым пытаются обозначить размер защитной линии своего субъектного периметра, т.е. превратить «зонд» в «пограничный столб». Хотя, наверное, и память о захвате погремушки имеет место, и как-то это между собой связано. Перебирание «перчатки замш» или бумаг перед посетителем, скрещенные руки на груди — все это «пограничные столбы», определяющие размер субъектного пространства, уменьшенного относительно нейтрального, а потому выражающего определенное отношение внеречевого высказывания к окружающей действительности, т.е. модальность этого высказывания. Так же, как и уменьшение периметра психологического пространства, значение модальности приобретает и увеличение его. Человек формирует модальность, варьируя масштабом и различными способами жестового движения. Нет иной формы жестового движения, способной так увеличить масштаб внешнего психологического пространства, как это может взгляд. Именно он дает возможность расширить такое пространство, отдаляя топономы друг от друга на огромные расстояния, ограниченные лишь линией горизонта. Кроме того, взгляд способен в любой момент изменить такой масштаб до самого минимального. Мы можем со всей определенностью выделить три вида модального взгляда: «потупленный», «глаза в глаза» и за спину собеседнику. «Потупленный» взор, где все объекты внимания находятся не далее, чем длина вытянутой руки до ее локтя — это модальность «пограничного столба», рассмотренная нами ранее. «Глаза в глаза» — это уже соприкосновение периметра субъектного психологического пространства с таким же пространством другого человека. Жестовые движения рук способны осуществить такое соприкосновение лишь в случае достаточно близкого расстояния между собеседниками. Поэтому такой тип взгляда устанавливает исходный масштаб-модальность или «близость отношения» при любом видимом расстоянии и тем самым обладает преимуществом перед любым иным жестовым движением. И наконец, взгляд за спину. В этом случае собеседник как бы попадает вовнутрь нашего субъектного пространства, а его местоположение становится в один ряд с другими топономами. Поэтому искусственно нарушая симметрию относительно собеседника соответствующими акцентами своих жестовых движений, мы тем самым смещаем его местоположение относительно центра и навязываем ему новое эмоциональное состояние. Характер такого его состояния зависит от конкретной координации нашего собеседника по всем трем осям нашего психологического пространства, в котором он оказался помимо своей воли. Разумеется, и наш собеседник может поступить подобным образом. Этой же цели, правда не так впечатляюще, служат и другие жестовые движения как бы направленные за спину собеседнику. Здесь мы имеем дело с модальностью «взаимопроникновения», характер которой и определяет конкретное направление смещения центра. Масштабная модальность в визуальных искусствах достигается более просто: в изобразительном искусстве — выбором размеров картины или скульптуры, в театре — световыми эффектами, позволяющими за счет площади освещения сцены (от общего света до узкого луча прожектора) изменять размер периметра психологического пространства. Форма и размер периметра психологического пространства как его важнейшая характеристика, которая оказывает влияние на деятельность в рамках этого периметра, в частности в киноискусстве, была отмечена С.М.Эйзенштейном: «Появление широкого экрана означает еще один этап огромного прогресса в развитии монтажа, законы которого должны будут подвергнуться критическому пересмотру, будучи сильно поколеблены изменением абсолютных размеров экрана, которое делает невозможным или непригодным очень многие монтажные приемы прошлых дней» [37]. Какую же главную функцию выполняет масштабная модальность? «Впечатляющий размер» — известная фраза, обозначающая особенно большой периметр какого-либо психологического пространства. Но еще более примечательное определение — внушительный размер. Степень эмоционального воздействия, внушающая малую или большую значительность всего происходящего в данном психологическом пространстве, а в конечном результате каждой его топономы — вот основное назначение масштабной модальности. Масштабная модальность — это способ эмоционального воздействия на кого-либо с той или иной нужной нам степени. Малые по размеру линии и плоскости мы видим сразу. Для рассмотрения же больших нам требуется время, и чем больше его необходимо для рассмотрения с той же точки, тем больше и размер. Но нельзя сбрасывать со счетов и скорость осмотра, т.е. отношение пройденного взглядом пути ко времени осмотра. Мы знаем, что, например, об энергетической затрате автомобиля судят по количеству истраченного бензина (обычно на 100 км непрерывного пути). Так и количество энергии на осмотр, которую мы тратим, практически не зависит от скорости работы мышц глаз, шеи или всего туловища. Поэтому, увидев перед собой тот или иной масштаб периметра, мы сразу же подсознательно ощущаем, сколько энергии необходимо потратить на осмотр всего, что заключено в нем. Этот объем энергии и определяет эмоциональную сущность модальности масштаба. Ракурс Как мы уже отмечали, в обычных условиях человек увидеть предмет одновременно со всех сторон не может. Кроме того, он не способен рассмотреть его и с некоторых позиций. До появления летательных аппаратов, например, никому не было дано увидеть Землю с высоты птичьего полета, не говоря уже о небесах. Казалось, восполнить подобный недостаток могло бы изобразительное искусство, но его многовековой реалистический принцип не позволял поставить зрителя на место непривычной для него точки зрения. Хотя поместить точку зрения зрителя по отношению к персонажу вниз, что, с одной стороны, не противоречит естественности, а с другой, помогает выполнить художнику определенную задачу, — вполне распространенный прием. Достаточно вспомнить такие работы, как «Портрет Екатерины И» Д.Г.Левицкого, «Всадницу» К.П.Брюллова и «Протодьякона» И.Е.Репина и многие другие. В любом случае, благодаря созданию художником нашей точки зрения снизу, мы имеем некоторую «снисходительность» персонажей картины по отношению к зрителям. В каждом случае феномен снисходительности выполняет разную задачу. В первом случае подчеркивается величие императрицы, во втором — художник как бы преклоняет зрителя перед красотой и изяществом молодой женщины, в третьем — власть над нами получает некто, обличенный священным саном и явно не имеющий права на власть над нами, но сполна этим правом пользующийся. Таким образом, сопоставляя различные работы, мы можем убедиться, что выбор топономы точки зрения зрителя во многом определяет художественное содержание произведения живописи. Революционным событием в изобразительном искусстве стало изображенное С.Дали распятие Христа, где взгляд художника и зрителя помещен над великомучеником, и, тем самым, как бы воспроизведена точка зрения Творца. Более редкий ракуре в истории изобразительного искусства — смещение точки зрения зрителя по горизонтали. До наступления эпохи романтизма здесь редко можно встретить ракурс, при котором Зритель не находится по центру. Действие разворачивается для него так, как если бы он сидел в театре, причем в середине, в первых рядах партера. Поэтому к одной из «пионерских» работ можно отнести, например, картину «Зонтик» Ф.Гойя (см. приложение), где движение строится по сагиттали и как бы мимо зрителя. Можно сказать, что здесь мы имеем дело с той самой косвенностью, о внушающей силе которой мы говорили ранее. Происходящее на полотне картины существует уже не для нас, но как бы независимо от нас, что, несомненно, создает ощущение достоверности происходящего. Разницу прямого и косвенного ракурса можно ощутить, если сравнить «Зонтик» с работой П.Гогена «Когда ты выйдешь замуж» (см. приложение). При явной схожести обеих композиций, во втором случае горизонтальная «театральность» очевидна. Если на полотне П.Гогена персонажи расположены в фас по отношению к зрителю, то у Ф.Гойи они устремлены мимо нас и как бы провоцируют зрителя перенести свое собственное внимание с художественного полотна в реальность, вернуться к самому себе. С появлением художественной фотографии, кинематографа, а затем и телевидения, ракурс стал полноценной и очень существенной эстетической категорией. Если внимательнее присмотреться к композиции кинокадра у разных художников, то можно обнаружить их доминирующие стилистические привязанности. Так, у С.М.Эйзенштейна явно прослеживается доминанта вертикали от «Броненосца Потемкина», с его знаменитой сценой на одесской лестнице, где под острым вертикальным, «господствующим» углом движется на беззащитных людей шеренга стреляющих в них солдат, и до «Ивана Грозного», с его знаменитым кадром, где на манер древнеегипетской фрески сочетается огромный профиль царя и мельчайшие фигурки толпы. Н. С.Михалков явно тяготеет к сагиттальному движению, успешно сочетая прямое и продолжительное следование зрителей за камерой по лабиринту коридоров и комнат с косвенными и тоже долгими проходами (пробегами) персонажей относительно зрителя («Свой среди чужих», «Механическое пианино», «Утомленные солнцем» и др.). Ф.Феллини предпочитает горизонталь. Это позволяет ему помещать точку зрения зрителя между переонажами, ставя его тем самым в ситуацию, где смотрящий обязательно должен сделать выбор, определить свое предпочтение. Всем нам памятны обращенные к зрителям люди, сидящие в автомобиле, что занимает достаточное время от длительности фильма («Сладкая жизнь»). Часто мы встречаемся с подобного рода ракурсом и в его произведении «Восемь с половиной», где главный герой постоянно находится в «горизонтальном» общении с другими персонажами. Все это создает оптимальное условие для неспешного размышления зрителя над происходящим. Горизонтальный ракурс Ф.Феллини помогает ему формировать, прежде всего, интеллектуальную оценку зрителя ко всему происходящему на киноэкране. Интересным явлением в искусстве стало полиэкранное действо так называемого «дискотеатра», популярного в 70-х гг. XX в. Его создатели, представители научно-технической интеллигенции, в силу своей тяги к объективности выбрали эту форму как наиболее способную одновременно показать тот или иной объект буквально со всех сторон. Тем самым создавался образ коллективного «хороводного» познания, о котором мы говорили ранее. К сожалению, полиэкран как новое направление не получил пока широкого распространения. С одной стороны, в силу художественной неумелости молодых ученых, с другой — быть может потому, что те, кто трудится на ниве искусства, тяготеют более к субъективности, охраняя ее от ситуаций, где может возникнуть множественность точек зрения, одновременное сочетание различных ракурсов. Пока полиэкран и проявленная индивидуальность художника плохо сочетаются друг с другом. Хотя, например, такая «объективизирующая» живописная форма, как триптих известна не один век.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|