Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ




Тема: «Конституция Республики Беларусь - правовая основа идеологии белорусского государства»

 

г. Минск, 2010 г.


Содержание

Содержание.

Введение

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации - высшая ценность и цель общества и государства

Ответственность государства за развитие демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Регулирование отношений между социальными, национальными и другими общностями

Социально-экономическое развитие Беларуси.

Формы собственности.

Заключение

Список использованной литературы.

 


Введение

 

Слово “конституция” происходит от латинского constitutio - установление, строение. Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

Конституция представляет собой один или несколько писаных актов, которыми определяются наиболее важные вопросы государства и общества, т.е., другими словами, это основной закон государства. Однако это лишь формальное определение значения. По своему объему, кругу решаемых вопросов, конституции различных стран отличаются друг от друга, однако для всех современных конституций характерно то, что их актами решаются по крайней мере два вопроса:

1) определяется система государственной власти (характер и функции государственных органов, взаимодействующих друг с другом, компетенция и т.д.);

2) права, свободы и обязанности граждан.

Конституция Республики Беларусь была принята в 1994 году, по результатам референдумов 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года в нее были внесены изменения и дополнения. Она является ядром правовой системы государства, которой должны подчиняться все ее граждане вне зависимости от их статусного, материального, должностного, политического и иного положения в обществе.

Данная работа посвящена проблемам раскрытия идеологического контекста Конституции Республики Беларусь.

Действительно, Конституция Республики Беларусь является основным законом государства. Однако, Конституция не только юридический, но и политический документ, в котором фиксируется политический и социальный компромисс, определяются участники политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс.

Безусловно, признано, что Конституция в силу ее свойств является документом идеологическим. В конституционных нормах формируется определенная система идей и взглядов. “Идеологические установки пронизывают все содержание конституции, все ее части, идет ли речь о роли государства, его отношениях с обществом и индивидами, правах и свободах человека, организации государственной власти. В этом смысле любая конституция - мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Но это идеологическое свойство, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялось в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития”. В Конституции нашей страны нашли отражение такие черты национального характера белорусского народа, как: компромиссность, миролюбие и толерантность. Вместе с тем, Конституция Республики Беларусь не содержит явных идеологических нагрузок. В ст. 4 Конституции закреплено положение о том, что демократия в республике осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Причем идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Данная работа включает: понятия конституционного строя, его основ, основные черты конституционного строя РБ, дается попытка объяснить, почему человек, его конституционные права и свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства, определяются конституционные основы деятельности политических партий и общественных объединений, дается оценка современной социально-экономической ситуации в белорусском государстве.

Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ

 

Конституционный строй - это такой государственный и общественный строй, который определен демократической конституцией как основным законом страны, и для которого в силу демократизма конституции характерны следующие черты:

1) подчинение государства праву;

2) признание и гарантированность неотъемлемых прав человека;

)   разделение властей;

)   многообразие форм собственности;

)   многообразие мнений, суждений и взглядов, т.е. политический плюрализм;

экстремистских;

6) наличие гражданского общества, т.е. наличие общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.

В свою очередь основы конституционного строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. Можно сказать, что раздел «Основы конституционного строя» в Конституции Республики Беларусь является фундаментальным. В качестве основ конституционного строя современной Беларуси можно назвать: народный суверенитет и народовластие, демократию, правовую и социальную государственность, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.

Важнейшей чертой конституционного строя Республики Беларусь является принцип народного суверенитета. Народ является единственным источником власти и носителем суверенитета (статья 3). Свою власть народ осуществляет непосредственно (например, референдумы, участие в выборах) или опосредованно, т. е. через представительные органы власти.

Различают нескoлькo видов суверенитета:

- народный суверенитет означает, что «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ». Народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако он может существовать лишь при условии наличия государственного суверенитета - право государства, в данном случае Республики Беларусь, обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику, что закреплено в ст. 2 Конституции РБ. Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала «Декларация о государственном суверенитете БССР», принятая Верховным Советом БССР 27 июля 1990 года. В статье 12 данного документа говорилось о том, что положения Декларации будут реализованы Верховным Советом путем принятия новой Конституции и законов Республики Беларусь. Государственный суверенитет, как было заявлено в Декларации, утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией РБ и ее международными обязательствами. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет РБ как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. Единство власти подразумевает отсутствие другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. При этом следует иметь в виду, что государственная власть, обладая полнотой и верховенством, не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти, к которым относится принцип разделения властей, а также система сдержек и противовесов.

Суверенитет нации выражается в возможности нации распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах. Однако, в условиях общего признания на международном уровне нерушимости государственных границ попытка отдельных наций на формирование собственного государства (суверенного) встречает серьезный отпор, нередко и с применением силы, со стороны государства, в рамках которого существует нация (Чечня и др.).

В понятие основ конституционного строя входят закрепленные Конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что Республика Беларусь есть унитарное демократическое социальное правовое государство.

Унитарное государство (от лат.unitas - единство): таким государством называют единое цельное государство, которое делится на административно- территориальные единицы. В отличие от федерации в унитарном государстве имеется одна конституция, один высший представительный орган, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления центральной власти на территории всей страны.

Демократическое государство. Так называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей.

Важнейшими признаками демократического государства являются:

·   равноправие граждан на участие в управлении государством;

·   наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства при уважении прав меньшинства;

·   выборность основных органов власти, легитимность власти;

·   политический плюрализм, многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;

·   реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную;

·   независимость суда;

·   свобода формирования и выражения собственного мнения;

·   провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

доминирование методов убеждения, согласования, компромисса над методами.

Социальное государство. Характеристика государства как социального означает, что государство служит обществу и стремится свести к минимуму общественные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным обычно называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о равной справедливой возможности для достижения благосостояния каждого человека, благополучия своих граждан, их социальной защищенности. Создает условия для полной занятости населения, обеспечивает вопросы охраны труда, перераспределяет доходы через государственный бюджет, обеспечивает людям прожиточный минимум. В Конституции Республики Беларусь характеристика государства как социального нашла свое отражение в статьях 13, 21, 41 и др. В ст. 21 выделена главная цель социального государства: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».

Правовое государство. Это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной целью ставит обеспечение прав и свобод человека. Правовое государство должно фактически складываться как система гарантий от административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим конституционного правления, обеспечивающий все права человека и гражданина

Правовое государство в своей деятельности опирается на ряд основополагающих принципов:

·   верховенство права, законов во всех сферах жизни; они обладают обязательной высшей силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами;

·   незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их защита государством;

·   деятельность органов государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; это дает возможность гражданам контролировать органы государственной власти, а также избежать узурпации власти и установления деспотических и диктаторских порядков;

·   взаимная ответственность личности и государства; государство и личность в равной степени несут ответственность за свои деяния перед законом;

·   политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании политических партий, общественных организаций, наличии разных идеологических постулатов, течений, взглядов.

Из указанных выше принципов функционирования правового государства вытекают его основные признаки:

·   суверенитет народа, закрепленный в Конституции страны;

·   наличие развитого гражданского общества, защищающего права человека;

·   функционирование институтов демократии, которые препятствуют сосредоточению власти в руках одного лица или группы лиц;

·   независимость, автономность суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека;

·   исключение любых форм деспотизма и диктатуры;

·   участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии;

·   наличие высокого уровня правовой и политической культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...