Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-экономическое развитие Беларуси. Формы собственности




 

Основой развития любого государства, гарантией независимости, стабильности, эффективности жизнедеятельности общества выступает экономика страны. Экономика - это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Характер развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Характерные черты белорусской модели экономики определил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, выступая 22 марта 2002 года на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Ими являются:

·   во-первых, сильная и эффективная государственная власть, способная успешно управлять государством, обеспечить экономический правопорядок и экономическую безопасность страны и граждан. Только такая власть не даст возможности утвердиться олигархическому беспределу и разграблению народного богатства, она допустит разрушения национальной экономики, прорыва криминала к решающим рычагам системы управления, создаст предпосылки и условия для обеспечения социальной справедливости, общественного порядка и политической стабильности, повышения уровня жизни, достижения высокого стандарта благосостояния народа;

·   во-вторых, обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования. Это означает, что частный сектор может и должен развиваться в таких же благоприятных социально-экономических и правовых условиях, что и государственный, однако ни в коем случае не в ущерб национальным интересам. Главным приоритетом, как государственного предприятия, так и частной фирмы должны быть национальные интересы, а главным критерием развития экономической деятельности - эффективное ведение хозяйства, т.е. получение максимальной экономической эффективности при использовании ограниченных ресурсов;

·   в-третьих, осуществление хорошо продуманной и просчитанной, нацеленной на повышение эффективности производства, приватизации, которая должна рассматриваться, как средство найти инвестора, заинтересованного в техническом переоснащении производства, в повышении эффективности и конкурентоспособности приватизированных объектов, в насыщении рынка высококачественными товарами и услугами, пользующимися спросом, в создании новых рабочих мест, в увеличении бюджетных доходов страны. Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека;

·   в-четвертых, проведение сильной социальной политики, которая предполагает нарастающее и приоритетное инвестирование в здоровье человека, в его образование, профессиональное и культурное развитие, а также адресную социальную помощь экономически уязвимым слоям населения;

·   в-пятых, развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и, прежде всего, с Россией в экономической сфере, в области здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д. Но при этом следует помнить о своем суверенитете и независимости. Речь должна идти только о такой интеграции, в процессе которой существовал и действовал бы Союз равноправных государств;

·   в-шестых, многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип благоприятного существования и функционирования страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей.

Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики.

Однако переход к рыночной экономике предполагает формирование ее субъектов рыночных отношений - независимых, самостоятельных, ответственных товаропроизводителей, для чего необходимо осуществление разгосударствления и приватизации предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Разгосударствление - это передача имущества из государственной собственности в иную: акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную. Приватизация - передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную.

Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией и Гражданским кодексом Республики Беларусь и другими нормативными актами. В соответствии с ними в нашей стране существуют две формы собственности - государственная и частная. Государственная собственность выступает в форме республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, леса, вода, а также земли сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время Беларусь переживает в рамках Концепции социально-экономического развития республики до 2015 года третий этап, который продлится до 2010 года. Он ознаменуется активной структурной перестройкой экономики. Четвертый, завершающий создаст основы постиндустриального общества.

 


Заключение

 

Конституция Республики Беларусь стала важным этапом в становлении и развитии суверенного белорусского государства. Основы конституционного строя Республики Беларусь соответствуют международным стандартам защиты прав человека. В ней формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести: правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и др. В настоящее время на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. В свою очередь, гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. Таким образом, существует взаимная ответственность государства и человека. В целом ряде статей Конституции проявляется и содержательно-смысловое, и терминологическое совпадение основных принципов и целей Конституции РБ и идеологии белорусского государства. Тем самым создается широкий и прочный конституционно-правовой фундамент для развития и функционирования идеологической доктрины государственности, основанной на гуманистических принципах и направленной на реальное созидание стабильной и процветающей Беларуси, обеспечивающей своим гражданам высокий уровень материального и духовного благосостояния, благотворное социальное, физическое и духовное развитие личности.


Список использованной литературы

 

1.  Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. - Мн.: Беларусь, 2006.

.    Василевич Г. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. Мн.: Инетерпрессервис, 2003

3. Мельник, В.А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.А. Мельник. - Минск, 2007.

.   Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие / под. общей редакцией Г.А.Василевича, Я.С.Яскевич, Мн., 2004.

.   Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.

.   Основы идеологии белорусского государства: курс интенсивной подготовки/ Яскевич Я.С.. - Мн.: ТетраСистемс, 2007.

.   Сравнительное конституционное право. - М.: Манускрипт, 1996.

8.  Яскевич Я.С. Человек.Общество.Государство: Ответы на вопросы программы. Тесты. - Мн.: ТетраСистемс, 2003.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...