Место истории в системе общественно-гуманитарного знания
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Г.Н.Шапошников, И.В.Айрапетова История как наука. Методология исторического познания Учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов
Екатеринбург УДК 930.1-2 (075.8)
Шапошников Г.Н., Айрапетова И.В. История как наука. Методология исторического познания: учебно-методическое пособие / Г.Н. Шапошников, И.В. Айрапетова - Екатеринбург: УГМА. - 2011. 74 с.
ISBN 978 – 5 – 89895 – 475- 8
Пособие рассчитано на студентов, приступивших к изучению одной из самых сложных тем по дисциплине «История Отечества». При его написании авторы стремились учесть требования ФГОС третьего поколения для базового цикла гуманитарных и социо-экономических дисциплин по медицинским специальностям. Пособие содержит развернутые методические рекомендации по ведущим вопросам темы, контрольно-измерительные материалы в виде тестов и ситуационных задач, иллюстративные материалы и литературу для углубленного изучения темы и написания рефератов.
Ответственный редактор: доцент кафедры евразийских исследований департамента международных отношений УрФУ, кандидат исторических наук, доцент Лямзин А.В.
Рецензенты: заведующий кафедрой социальной работы УГМА, кандидат медицинских наук, доцент Ивачев П.В. доцент кафедры социальной работы УГМА, кандидат исторических наук, Кузьмин К.В.
ISBN 978 – 5 – 89895 – 475- 8 © УГМА, 2011 Содержание Введение. 4 Место истории в системе общественно-гуманитарного знания. 6 Предмет истории как науки. Ее социальные функции 13 Исторический и научный факт. Классификация исторических источников 25 Принципы и методы исторического познания. 29
Основные концепции (интерпретации) исторического процесса 40 Тесты для проверки знаний. 58 Ситуационные и практические задания. 66 Литература. 76 Иллюстративные материалы.. 78
Методология (от метод и логия) – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В современной литературе под методологией обычно понимают методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, то есть соответствия объекту изучения. Значение методологии для подготовки молодых врачей представляется важным, поскольку они должны хорошо сознавать возможности социально-гуманитарных наук, владеть их методологическим аппаратом, умело использовать его в своей практической деятельности. Иными словами, владение методологией является непреложным условием профессиональной подготовки специалистов, в том числе и медицинских работников. Методология истории – самостоятельная область научного исторического познания, истоки которой уходят в синтез историографии и философии истории. Тема «Некоторые проблемы исторического познания» является первой темой в общем курсе «Отечественная история» для медицинских вузов, и представляет известные трудности при изучении, поскольку студенты – первокурсники никогда не сталкивались с данными вопросами в школе. Отметим и скудость литературы, трудности в ее поиске, что создает дополнительные затруднения при подготовке к занятию. Достаточно отметить, что в библиотеке УГМА нет ни одного учебного пособия по проблемам методологии социально-гуманитарных дисциплин. Эти моменты и стали отправными при подготовке данных учебно-методических указаний.
Настоящее методическое пособие составлено согласно кодификатору ФЭПО и ФГОС третьего поколения 2010 г. В соответствии с этими стандартами, по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Фармация» и др. на изучение данной темы отводится 4 час. (2 час. – лекции и 2 час. – практические занятия). Этого недостаточно для получения полноценных знаний по проблемам методологии исторического познания. На самостоятельную (внеаудиторную) работу студенты могут потратить до 4 час. При подготовке к практическим занятиям и самостоятельном изучении темы им и поможет данная методическая разработка, которая содержит теоретический материал, вопросы для самоподготовки, демонстрационные тесты ФЭПО прошлых лет, ситуационные и практические задачи. Данная методическая разработка ориентирована на реализацию следующих задач: 1. Изучение содержания основных понятий методологии исторического познания; 2. Изучение основных принципов и методов исторических исследований; 3. Ознакомление с основными теоретическими подходами и концепциями изучения исторического процесса. Методическая разработка ориентирована на реализацию следующих целей: · образовательная – формирование у студентов системного и целостного представления о специфике исторических исследований; · познавательная – выдвижение гипотез, построение различного типа моделей исторических процессов и явлений; · воспитательная – формирование у студентов научной добросовестности, понимания высокой общественной роли гуманитарных наук. В результате изучения данной темы студент должен знать: · основные методы, принципы и теоретические подходы исторической науки; · систему взаимосвязей между теорией, практикой и методами научного познания истории; В результате изучения данной темы студент должен уметь и владеть:
· основами анализа общественных проблем здравоохранения, опираясь на принципы научной методологии; · навыками и приемами научного анализа фактов прошлого, навыками применения общенаучных и специальных методов в исследовательской практике. Место истории в системе общественно-гуманитарного знания Что такое история. История – одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Древние ценили историю и называли ее «magistra vitae» – наставница жизни. Обычно историю определяют как науку о прошлом – минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводилась к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в Лету. Такое понимание истории является неточным и неполным, более того – внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть «свою былую жизнь». История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности. Первоначальное значение слова «история» восходит к греческому «ioropia», что значит «расследование», «узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Уже в VII – VIII вв. до н.э. это понятие употреблялось древнегреческими философами Фалесом и Анаксимандром применительно к вопросам происхождения и сущности Вселенной, а также в отношении редких и загадочных явлений. В V в. до н.э. основатель научного подхода к изучению истории в древности, «отец истории» Геродот подчеркивал, что его метод написания книг о событиях прошлого – расспрашивание, узнавание. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. Д олгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз, изображавшаяся в виде молодой женщины с одухотворенным лицом и со свитком папируса или пергамента в руке. Имя музы истории – Клио – произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.
В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия «история». Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины. Однако как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период античности, средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи античности и средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII – XVIII вв.). Именно в это время понятие «история» в современном смысле и стало утверждаться в Европе. Однако и в начале XIX в. продолжала сохраняться «нерасчлененность» философского знания, с одной стороны, и самой науки истории, с другой [1]. Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю, как науку об этих процессах. Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языке слово “история” употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах»[2]. Рассмотрим это положение подробнее: 1) История – это все прошлое, все, что происходило в предшествующее время. Иными словами, история – это специфическая форма движения материи во времени и пространстве, которая реализуется в эволюции неживой и живой природы и в историческом процессе. Эволюция неживой и живой природы – явление бесконечное, непрерывное, объективное (т.е. зависит только от природных катаклизмов), альтернативное (т.е. многовариантное), во многом, случайное.
Исторический процесс начинается с началом процессов этно- и социогенеза, появлением человеческих сообществ, которые по мере своего развития выделяют себя из природы, начинают менять окружающий мир в своих интересах. Если эволюция неживой и живой природы развивается на основе естественных законов природы, то в ходе исторического процесса человеческое сообщество стало развиваться по своим, отдельным от природы, законам. Такие законы получили название общественных (социологических). 2) История как наука – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще, служит исторический процесс, события и явления, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: этнография, изучающая быт и культуру народов; археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам; хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – историю флагов и государственных символов; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфика – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края и др. (см. приложения) К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки. Совсем недавно в связи с развитием компьютерных технологий возникла новая отрасль – историческая информатика, которая разрабатывает теоретические основы и способы перевода исторических источников в электронную форму, их сохранение и обработку заложенной в них информации. История – одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, Она тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них, она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история медицины, фармации, физики, биологии и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология, историческая информатика и др. Место истории среди других наук. Процесс становления современных наук проходил путем дифференциации и выделения различных областей знаний из ранее единой науки. В XVI – XVII вв., когда шло становление современной европейской цивилизации и теологическая картина мира подверглась сомнению, многие естествоиспытатели пришли к выводу, что внешний мир разделен на две основные области: природу и общество. Следующим шагом в становлении современной теории познания стало выделение трех основных сфер для научного анализа: 1. Философия, как общая наука обо всем сущем. 2. Естественные и технические науки, как комплекс наук, охватывающий различные области природы (сюда относятся и все медицинские науки). 3. Общественные науки, изучающие общество, его различные структурные элементы и человека в обществе. В медицинском вузе студенты получают профессиональные знания и компетенции по медицинским дисциплинам, и основы знаний по дисциплинам социально-гуманитарного и экономического цикла. Все социально-гуманитарные науки представляют собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний об обществе и человеке. Познание исторического опыта является важнейшей составляющей коллективного производства общественных знаний и связано, прежде всего, с выделением специфики истории, и ее местом среди других социально-гуманитарных наук. Классификация социальных наук: 1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия и биоэтика. 2. Науки, раскрывающие определенные сферы общественной жизни: экономика (экономическая сфера), политология (политическая сфера), культурология (духовная сфера), социология (социальная сфера). 3. Науки, пронизывающие все сферы общества: история, правоведение[3]. Таким образом, история занимает ведущее место в системе социальных знаний и пронизывает все сферы жизни социума. Изучение экономики невозможно без изучения истории экономики и экономической мысли, духовной сферы – без истории культуры и искусства, получение знаний по любой фундаментальной, естественной или технической дисциплине невозможно без знания ее истории. Так, познание медицинских специальностей будет неполным без истории медицины и фармации. История Отечества является дисциплиной, с которой начинается изучение базового социально-экономического цикла в медицинских вузах. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое история? Каковы ее содержательные границы, научно-дисциплинарные рамки? 2. В чем отличие исторической науки от естественных наук? 3. Как связана история с другими гуманитарными и социальными науками? 4. Укажите особенности исторической науки на ранних стадиях ее развития. 5. В чем выражалась ограниченность исторического познания в античную эпоху? 6. Каково соотношение научно-исторического и художественного отображения действительности? 7. Дайте определение исторического процесса. 8. Какие отрасли исторической науки вам известны? 9. Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|