Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные и практические задания




Заполнить таблицы

Уровни исторического сознания Содержание уровней исторического сознания
   
Характерные черты
Формационный подход к изучению истории Цивилизационный подход к изучению истории
   

 

Сравнить сильные и слабые стороны формационного и цивилизационного подхода к изучению истории.

Ответить на вопросы в приведенных текстах.

1. Рассмотрите следующее высказывание, принадлежащее Августину Блаженному: «Итак, я выяснил, насколько мог, этот весьма трудный вопрос о вечности Бога, творящего новое без какого-либо изменения воли. Теперь не трудно видеть, что было гораздо лучше, что род человеческий Он размножил от одного человека, которого создал первым, чем, если бы этот род начался от многих. Из животных одних Он сотворил живущими особняком, как бы одиноко блуждающими…., других влекущимися друг к другу, предпочитающими жить обществами и стадами. Но человека, природу которого Он сотворил как бы среднею между ангелами и животными…. Он сотворил только одного и единственного. Это не для того, конечно, чтобы оставить его одиноким, без человеческого общества, но чтобы тем самым сильнее возбудить в нем стремление к общественному единству и к узам согласия, как скоро люди соединены между собой не только сходством природы, но и связями родства… чтобы весь род человеческий распространялся от одного человека» (О граде Божьем // Августин. Творения Блаженного Августина. Киев, 1901–1905. Кн. 12, гл. XXI).

Вопросы:

а) Что является основанием для единства человеческой истории с точки зрения Августина?

б) Кто является субъектом истории, как это следует из отрывка?

в) Носит ли деятельность людей в истории самопроизвольный характер или провиденциальный?

г) Какую направленность имеет движение исторического времени в концепции Августина?

д) Является ли христианское сознание историческим?

е) Августин создал парадигму европейской истории. В чем ее сущность?

2. Джамбатист Вико открыл, что каждый народ «проходит совершенно одинаково и с полным постоянством через три Века…, а именно: Век Богов, когда языческие люди думали, что живут под божественным управлением…; Век Героев, когда последние повсюду царствовали в Аристократических республиках на основе… превосходства своей природы, отличающейся от природы их плебеев; и, наконец, – Век Людей, когда все признали, что они равны по человеческой природе…» (Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940. С. 25).

Вопросы:

а) Какую концепцию исторического движения представляет утверждение Вико?

б) Какую направленность имеет движение истории, с точки зрения Вико?

в) Имеет ли история преемственность в концепции Вико?

3. Жан Антуан Кондорсе, философ эпохи французского Просвещения, предполагал, что для понимания истории необходимо решить следующие задачи: «Нужно будет показать,… почему несмотря на преходящий успех предрассудков, поддерживаемых развращенными правительствами и народами, только одна истина должна добиться длительного торжества. Необходимо выяснить, какими узами природа неразрывно связала прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения и естественным правом человека; каким образом эти единственные реальные блага, так часто разобщенные, что их считают даже несовместимыми, должны, напротив, сделаться нераздельными. Это будет тогда, когда просвещение достигнет определенного предела одновременно у значительного числа наций и когда просветится вся масса… народа…» (Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С. 17).

Вопросы:

а) Что считает Кондорсе двигателем общественного прогресса?

б) Какова конечная цель движения истории в концепции Кондорсе?

в) Почему в философии эпохи Просвещения в целом, и концепции Кондорсе в частности, прогресс связан с человеческой природой?

г) С каким этапом развития человечества связывает Кондорсе подлинную историю: настоящее, прошлое или будущее? Аргументируйте свой ответ.

4. Немецкий философ XVIII в. Гердер грустно заметил: «Страшно смотреть, как катастрофы, завершающиеся на Земле, оставляют после себя одни развалины, вечное начало без конца… И только цепь развития, воспитания превращает развалины в целое, в этом целом, правда, пропадают фигуры людей, но дух человеческий живет, не ведая смерти, и трудится, не ведая усталости» (Гердер И.Г. Идеи к истории человечества).

Вопросы:

а) Что, по мнению Гердера, является основанием человеческой истории? В чем состоит достоинство и ограниченность философии истории Гердера?

б) В чем проявляется антропологический подход к истории Гердера?

5. Немецкий философ и поэт XVIII в. Ф. Шиллер убежден, что «всемирная история – это всемирный суд».

Вопросы:

а) Прав ли, по Вашему мнению, автор?

б) Можете ли Вы доказать этот абстрактный, общий вывод историей одного народа или государства?

6. Критикуя концепции истории философов эпохи Просвещения, немецкий философ И. Кант отмечал: «…Писать историю, исходя из идеи о том, каким должен быть обычный ход вещей, если бы он совершался сообразно некоторым разумным целям, представляется странным и нелепым намерением; кажется, что с такой целью можно создать только роман» (Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Соч.: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 22).

Вопросы:

а) В чем состоит принцип долженствования в истории философов-просветителей?

б) Какие разумные цели предполагали просветители в истории?

7. Немецкий философ XVIII в. Гердер говорил, что историю «Бог творит на земле через избранных, через людей, превосходящих большинство».

Вопросы:

а) Согласны ли Вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

б) Какова роль масс в истории с этой точки зрения?

в) Как изменилось положение масс в индустриальном и постиндустриальном обществах?

 


8. Подумайте над следующим высказыванием: «История принадлежит, прежде всего, деятельному и мощному, тому, кто ведет великую борьбу, кто нуждается в образцах, учителях, утешителях и не может найти таковых между своими современниками и в настоящем». (Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 139).

Вопросы:

а) Как понимает Ф. Ницше роль масс в истории?

б) Может ли делать историю обыватель, то есть самый обыкновенный человек?

в) Прав ли Ницше, утверждая, что истории нужны образцы? Не разумнее ли каждому поколению делать свою историю?

г) Каким целям служит история, с точки зрения Ницше?

9. Г. Гегель убежден, что «...всемирная история есть выражение божественного абсолютного процесса духа в его высших образах, она есть выражение того ряда ступеней, благодаря которому он осуществляет свою истину, доходит до самосознания. Эти ступени находят свое выражение во всемирно-исторических духах, в определенности их нравственной жизни, их конституции, их искусства, религии и науки. Реализация этих ступеней является бесконечным стремлением мирового духа, его непреодолимым влечением, потому что как и в этом расчленении, так и в его осуществлении выражается его понятие. Всемирная история только показывает, как в духе постепенно пробуждаются самосознание и стремление к истине».

Вопросы:

а) Что, с точки зрения автора, представляет собой подлинная человеческая история?

б) На какой онтологической позиции в подходе к определению человеческой истории стоит автор?

в) Какой основной принцип диалектики использован автором при анализе всемирной истории?


10. Ф. Энгельс подчеркивал: «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали».

Вопросы:

а) Как вы оцениваете подобный взгляд на исторический процесс?

б) Если, по Энгельсу, в развитии общества материальное производство и демовоспроизводство являются определяющими в конечном счете, то какие же факторы могут корректировать это развитие в желательном или нежелательном для общества направлении?

11. По мнению К. Маркса: «История носила бы очень мистический характер, если бы "случайности" не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями».

Вопросы:

а) Является ли великая личность, стоящая во главе исторических событий, одной из таких случайностей?

б) Выполняет ли великая личность однозначно только положительную или только отрицательную роль в истории или одна и та же личность одновременно играет и ту, и другую роль?

в) Поясните свой ответ. Приведите примеры, подтверждающие Ваше суждение.

12. Прочтите следующее критическое замечание в отношении линейной концепции истории: «Достаточно указать на то, что эта схема устанавливает чисто внешнее начало и конец там, где в более глубоком смысле нельзя говорить ни о начале, ни о конце. По этой схеме страны Западной Европы являются покоящимся полюсом.., вокруг которого скромно вращаются тысячелетия истории и далекие огромные культуры. Причем, для всего этого нет другого основания, кроме разве того, что мы, авторы этой исторической картины, находимся как раз в этой точке. Это очень своеобразно придуманная планетная система. Один какой-то уголок принимается за центр тяжести исторической системы. Здесь солнце и центр этой системы. Отсюда события истории черпают настоящий свет. Отсюда устанавливается их значение и перспектива. Но в действительности это голос не сдерживаемого никаким скепсисом тщеславия западноевропейского человека, в уме которого развертывается фантом – "всемирная история". Этим объясняется вошедший в привычку огромный оптический обман, благодаря которому исторический материал целых тысячелетий, отделенный известным расстоянием, например Египет или Китай, принимает миниатюрные размеры, а десятилетия, близкие к зрителю, начиная с Лютера и особенно с Наполеона, приобретают причудливо-громадные размеры…. Мы считаем, что темп развития индийской, вавилонской и египетской истории был, действительно, медленнее темпа жизни нашего недавнего прошлого. И мы считаем их сущность более скудной, их формы слабее развитыми…» (Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пт. 1923. Т. 1. С. 16).

Вопросы:

а) Справедлива ли критика концепции истории О.Шпенглером? Какие у Вас есть аргументы в пользу или против точки зрения, предлагаемой Шпенглером?

б) Что представляет собою всемирная история: сумму историй отдельных стран и народов или нечто иное?

13. Немецкий философ XX в. О. Шпенглер утверждает: «Никто не ожидает от гусеницы, с каждым днем растущей на его глазах, что этот рост будет бесконечным. Но по отношению к человечеству в смысле его будущего царит безграничный тривиальный оптимизм. Здесь находят место для безграничных возможностей, но никогда для естественного конца».

Вопросы:

а) Автор оптимист или пессимист в отношении перспективы человеческой истории?

б) Корректны ли аналогии, предложенные автором?


14. О. Шпенглер высказал мнение, согласно которому: "Сущность всякой культуры – религия, следовательно, сущность всякой цивилизации – иррелигиозность. Культура – это последняя из достижимых для нас действительностей".

Вопрос:

Как соотносятся в концепции истории О. Шпенглера понятия и процессы: "культура" и "цивилизация"?

15. Сравните два высказывания:

«Нашествие варваров сменилось нашествием идей; современная разложившаяся цивилизация гибнет по своей вине» (Шатобриан Ф. английский философ XIX в.);

«Цивилизация есть деградация великих духовных ценностей культуры, и та обречена» (О. Шпенглер).

Вопросы:

а) Это однозначные суждения или нет?

б) К какой модели исторического развития отнесете Вы данные суждения? Изложите ее суть.

16. Как утверждает К. Ясперс: «Если мы постигаем в истории общие законы (каузальные связи, структурные законы, диалектическую необходимость), то собственно история остается вне нашего познания. Ибо история в своем индивидуальном облике всегда неповторима» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991).

Вопрос:

Почему изучение законов не дает представления о всемирной истории?

17. К. Ясперс заявлял, что «истина всегда присутствует в истории, но никогда в ней не завершается, всегда находится в движении. Там, где истина рассматривается как нечто, чем уже полностью владеют, она утеряна. Чем радикальнее движение, тем глубже открывающиеся пласты истины. Поэтому величайшие духовные творения возникают в переходные периоды, на границе разных эпох» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991).


Вопросы:

а) О каком свойстве истины ведет речь Ясперс?

б) Почему историческая истина может быть только в движении? Что означает движение истины?

в) Согласны ли Вы с утверждением Ясперса о том, что самое великое творение возникает только в переходные эпохи? Аргументируйте свой ответ.

18. К. Ясперс пишет: «Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически как факт, значимый для всех людей... Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть…»

Вопросы:

а) О какой концепции истории идет речь?

б) Кто автор данной концепции?

в) О каком эмпирическом факте обнаружения оси мировой истории идет речь?

г) К какому времени автор относит ось мировой истории?

19. Немецкий философ XX в. К. Ясперс отвергает теорию культурных циклов истории общества, развитую О. Шпенглером, а затем А. Тойнби.

Вопрос:

Какую же концепцию исторического процесса он предлагает взамен?

20. Прогнозируя будущее человечества, Б. Рассел пришел к следующему выводу: «В конце нашего столетия, если не случится нечто непредвиденное, будет воплощена одна из трех возможностей: 1) конец человеческой жизни на нашей планете; 2) возвращение к варварству после катастрофического уменьшения населения земного шара; 3) объединение мира под началом единого правительства, обладающего монополией на все главные орудия войны».

Вопросы:

а) Гениальный мыслитель XX в. Б. Рассел ошибся во времени превращения одной или всех этих возможностей в действительность?

б) Или он ошибся принципиально в неизбежности их реализации в такую перспективу? Обоснуйте свою точку зрения.

21. Изучая историю, английский философ ХХ в. Б. Рассел заметил: «Люди всеми своими делами вносят свой вклад в процесс, развитие которого мы не в состоянии предугадать; даже самые малозаметные в делах – тоже актеры в великой драме. Мы не можем сказать, будет ли достигнута какая-либо важная для нас цель, но, во всяком случае, сама драма преисполнена титанического великолепия» (Б. Рассел).

Вопросы:

а) Действительно ли человеческая история – великая драма?

б) Тогда в чем все-таки титаническое великолепие этой драмы?

в) Развивается ли человеческая история (драма) соответственно определенной цели или история действительно не имеет цели, как считает автор?

22. Проанализируйте это суждение английского философа XX в. К. Поппера и выскажите свое мнение: «Я утверждаю, что история не имеет смысла..., не имеет цели. Мы можем навязать ей свои цели..., мы можем придать ей смысл... Ни природа, ни история не могут сказать нам, что мы обязаны делать. Факты, будь то факты природы или истории, не могут решить за нас, какую цель нам следует выбирать. Именно мы привносим цель и смысл в природу и историю».

Вопросы:

а) Действительно ли история людей не имеет цели?

б) Корректно ли рассматривать историю природы и историю общества с одних и тех же логических позиций?

в) Если, по Попперу, человек задает и природе, и обществу цель и смысл их бытия, то, что же обусловливает процесс формирования собственно человеческих целей и смыслов?


Литература

Основная

1. Баринова Е.П., Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Основы теории и методологии исторической науки. Учеб. пособие в схемах, диаграммах. Самара,. 2010. http://www.twirpx.com/files/historic/historiography/

2. Биск И.Я. Методология истории: курс лекций. Иваново, 2007.

3. Зеленов М.В. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников. В помощь студентам и аспирантам. http://www.twirpx.com/file/224154/

4. Лаптева М.П. Теория и методология истории. Курс лекций. Пермь: 2006.

5. Методологические проблемы истории: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Сидорцова. Минск, 2006.

6. Предмет исторической науки и цели ее изучения. http://history sibsuti.narod.ru/lekcii 1.htm

7. Семенникова Л.И. Россия в сообществе мировых цивилизаций. Брянск, 1996.

8. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.

9. Снегирева Л.И. История как наука. http://www.asf.ru/publ/sn/ snegireva.hml

  1. URL: http://abc.vvsu.ru/Books/filos_practik_ch2/page0002.asp
  2. http://www.slovari-online.ru/cat/исторический-словарь/0.htm

Дополнительная

  1. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.. 1984.

13. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986.

14. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа Анналов. М., 1993.

15. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.

16. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

17. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

18. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли XX в. Томск, 2001.

19. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 2001. Т. 1.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пт. 1923.

  1. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Иллюстративные материалы

 

 
 

 

 


История как процесс История как наука
Специфическая форма движения материи во времени и пространстве, которая реализуется в эволюции неживой и живой природы и в историческом процессе Наука о прошлом и настоящем человеческого общества во всем его многообразии, о закономерностях развития общественной жизни

 

Предмет изучения исторической науки Человек и его деятельность, вся совокупность отношений в обществе, рассматриваемых в историческом времени и пространстве

 

                 
   
   
История в некотором смысле есть священная книга народов; зеркало их бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого. Н.М.Карамзин
 
   
Для чего нужна история? – Для человеческого самопознания. Р.Дж.Коллингвуд
 
 
История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. Цицерон
 
   
В истории черпаем мы мудрость… Ф.Бэкон
 

 


 


 


 

 


 

 


Наименование дисциплины Предмет изучения
Источниковедение Общие приемы и методы исследования и использования исторических источников
Историография История развития исторической науки
Палеография Памятники древней письменности (внешние признаки рукописных источников: знаки письма, почерки, чернила и др.)
Дипломатика Происхождение, форму, содержание и функционирование правовых актов
Хронология Системы летосчисления и календари разных народов и государств
Нумизматика История монетной чеканки и денежного обращения
Метрология Употреблявшиеся в прошлом меры длины, веса, площади, объема
Сфрагистика Различные виды и типы печатей
Геральдика Гербы стран, городов, династий, фамилий
Генеалогия Происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий
Топонимика Происхождение географических названий
Краеведение Природа, население, хозяйство, история и культура регионов, населенных пунктов и местностей страны
Эпиграфика Древние надписи на камне, деревянных, металлических, костяных, стеклянных изделиях, керамике
Фалеристика История орденов, наградных медалей, знаков

 

 


 

                 
   
 
 
 
   
Формирование: на основе накопленных знаний о прошлом и их всестороннего теоретического осмысления. Носитель: историческая наука.
   
 
 
   
Формирование: на основе исторических знаний, получаемых в общеобразовательных и специальных учебных заведениях. Носитель: система исторических знаний в рамках образовательных программ учебных заведений.
   
 
 
   
Формирование: на основе информации, полученной из средств массовой информации, художественной литературы, искусства. Носитель: культура социума.
   
 
 
   
Формирование: на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когда человек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события или является их участником. Носитель: устные рассказы, мемуары и т.д.
   
 

 

 


 

                 
   
 
   
Обеспечивает получение, накопление, осмысление знаний и выявление тенденций и закономерностей общественного развития. Направлена на самопознание общества.
   
 
 
   
Дает возможность передавать социально значимый исторический опыт из поколения в поколение и сохранять духовное наследие, обеспечивает стабильность общества. Предоставляет способы идентификации и ориентации общества, личности.
 
 
 
   
Выступает источником моральной ориентации общества, обеспечивает формирование нравственных ценностей и качеств личности. Способствует воспитанию гражданской позиции, чувства патриотизма и толерантности.
 
 
 
 
 
   
Понимание тенденций и закономерностей общественного развития позволяет обосновывать перспективы развития тех или иных процессов современности, строить прогнозы на будущее.
 
 

 

 


 

                   
   
 
   
Предусматривает изучение фактов и явлений в развитии: в процессе их становления, изменения и завершения, перехода в новое качество. Требует рассматривать причинно-следственные связи, взаимозависимости с предшествующими и последующими событиями.
   
Принцип историзма
 
 
 
 
   
Системность ориентирует исследователя на раскрытие всей целостности изучаемого объекта, сведение всех составляющих его структуру элементов, связей и функций, определяющих механизм его деятельности, в единую картину.
   
 
   
Существует объективно и основывается на необходимости получения двух типов информации об изучаемом объекте: научной и ценностной. Предполагает соотнесение предмета исследования с данными ценностями и на основании этого вынесение оценочного суждения. Только через оценку ушедшая реальность становится значимой для современности, исторический опыт может быть использован.
   
 

 


 

 


 

           
   
 
   
 
 

 

 


 

 

       
   

 


Идеографический описание исторических событий и явлений.
Историко-генетический раскрытие изменения явления в процессе его исторического движения.
Ретроспективный последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события
Историко-сравнительный выявление сходства и различия между историческими объектами, сопоставлении их во времени и в пространстве, объяснении явлений с помощью аналогии.
Историко-типологический классификация исторических явлений, событий, объектов
Историко-системный установление взаимосвязей и взаимодействия объектов, раскрытие внутренних механизмов их функционирования и исторического развития.
Проблемно-хронологический изучение последовательности исторических событий во времени в рамках поставленных проблем
Синхронный изучение различных исторических событий, происходивших в одно и то же время
Диахронный сопоставление состояния одного и того же явления, процесса, системы в разные периоды деятельности

 


 

       
   
 
 

 

 


 

 

 


 

 

 


 

 

 


На основе определенных критериев создает четкую модель объяснения всего исторического процесса. Данная модель согласуется с принципом историзма и системным подходом. Предлагает однолинейный характер исторического развития. Исторический путь ряда стран не может быть объяснен через схему смены ОЭФ. Не позволяет в достаточной мере отразить многообразие, многовариантность путей исторического развития человечества
История человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, единый для всего мира. Привязка любых исторических явлений к способу производства, системе экономических отношений (жесткий экономический детерминизм). Решающее значение придается объективным, неличностным факторам, а главному субъекту истории – человеку – отводится второстепенная роль. Принижается значимость духовных факторов исторического развития.
Ясно выделены движущие силы исторического процесса, основные этапы развития человеческого общества. Исторический процесс рассматривается преимущественно через призму классовой борьбы, абсолютизируется роль конфликтных отношений и насилия. Преувеличивается место и роль политических институтов в жизни общества. Духовный, нравственный, эмоциональный мир человека в истории не рассматривается как существенный объект исторического познания.

Концепция модернизации

 

Линия сравнения Традиционное (аграрное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное (информационное) общество
Основной фактор производства Земля Капитал Знания
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Фабричное, станочное производство Полная автоматизация фабричного производства, компьютеризация его управления
Занятость населения В сельском хозяйстве занято около 75 % населения В промышленном производстве - до 85%, в сельском хозяйстве - до 10 -15 % Услуги - 60 - 66%, в промышленности - 30 -33 %, в сельском хозяйстве - 3 -5 %
Социальная структура Сословия, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность Классы, подвижность и открытость социальных структур Сохранение социальной дифференциации по профессиональным и культурно - квалификационным признакам. Высокая социальная мобильность и рост численности среднего класса.
Продолжитель-ность жизни 30 -40 лет 50 -70 лет Свыше 70 лет
Политическая система Монархия Республика, провозглашение равенства и свобод, либеральные преобразования Политический плюрализм, формирование гражданского общества, демократические преобразования. Возникновение новой формы демократии «демократии и консенсуса»

 


 

               
 
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

 

 


 

       
   
 
 

 

 


Принципы цивилизационного подхода применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии. Аморфность критериев выделения типов цивилизации
Ориентация на учет специфики позволяет представить историю как многолинейный, многовариантный процесс.
Концепция предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет использовать сравнительно-исторический метод исследования при изучении истории стран, народов, регионов, цивилизаций и дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности.
Выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных народов, регионов, стран, их вклад в развитие мировой культуры и цивилизации.
Отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому, духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеет культура, религия, менталитет.

 

 


История как наука.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...