Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие психологической личности

1_ Научная психология большую часть своего исторического пути развивалось как функциональная психология, т.е. наука, изучающая психически-познавательный процесс. Но в начале 20 века было признано, что познавательные и иные процессы существуют не сами по себе, а принадлежат конкретной личности. И закономерности их функционирования зависят от интересов человека, его стремления, мировоззрений и других личностных характеристик. Со временем проблема личности стала центральной проблемой научной психологии. И все, что изучается в психологии, все стало изучаться через проблему личности. Появились даже своеобразные принципы научной психологии, таки как:

- личностный подход изучения психологических явлений

- личностный, социально-деятельностный принцип формирования и функционирования психических явлений. В отечественной психологии наибольший вклад в развитие психологии личности внесли:

- Рубинштейн Сергей Леонидович

- Леонтьев Алексей Николаевич

- Бажович Лидия Ивановна

- Платонов Константин Константинович

В зарубежной психологии проблему личности разрабатывали:

- Зигмунд Фрейд

- Юнг Карл

-Ганс Айзенг

- Маслоу

-Курт Левин и другие.

Благодаря их усилиям сложилось 4 основных подхода к характеристике личности:

1) Биогенетический, согласно которому основу развития личности составляет биологический процесс созревания организма.

2) Социогенетический, согласно которому главную роль в развитии личности играют социальные факторы.

3) Психогенетический, согласно которому основу развития личности составляют когнитивные процессы (познания окружающей среды)

4) Деятельностный (социально-деятельностный), согласно которому развитие личности обеспечивается социальной средой и теми видами деятельности, в которую она включается.

Что же понимается под личностью? Личность – это человек как носитель сознания (по Платонову).

 Личность – это человек, как представитель определенного общества, социального слоя, коллектива, овладевший какими-либо видами деятельности и имеющий свои индивидуально-психологические особенности. 

В психологии сложилось несколько подходов к характеристике личности. Первую структуру личности предложил Рубинштейн. По его мнению в эту структуру входят:

- направленность личности

- ее характер

- способности

- темперамент

- самосознание

- комплекс знаний, навыков, умений.

Эту структуру личности называли статической структурой личности, поскольку в ней не было объяснено, каким образом развиваются ее основные компоненты. Наиболее распространенной психологической структурой личности стали называть динамическую, функциональную структуру личности по Платонову. Он считал, что структура личности состоит из подструктур:

1) направленность личности, ее основными компонентами являются:

- мировоззрение

- идеалы

- убеждения

- интересы

- стремления

- желание и влечение

Эти компоненты полностью социально обусловлены и развиваются воспитанием.

2) подструктура индивидуального опыта. Ее компоненты:

- знания и умения

- навыки и привычки

В этих компонентах гораздо больше социального, чем биологического и формируются они обучением.

3) подструктура форм отражения. Ее компоненты:

- все познавательные процессы (от ощущения до мышления)

- эмоции, воля

В равной степени представлена как биологическая и социальная сторона, развитие через упражнения.

4) подструктура биологически обусловленных свойств личности. Ее компоненты:

- темперамент человека

- половые и возрастные особенности людей

- особенности функционирования их нервных процессов

В этих компонентах нет социального. Они развиваются в процессе тренировок.

5) На эти 4 подструктуры личности накладывается 2 ее свойства:

- характер

- способности

 

2_ Характеристика основных свойств личности:

По общему признанию отечественных психологов. К основным свойствам личности относят:

- направленность личности

- ее темперамент

- характер

- способности

Направленность личности – это совокупность наиболее устойчивых доминирующих мотивов поведения, знания которых позволяют ответить на 2 вопроса:

1) к чему человек стремиться?

2) почему он к этому стремиться?

Обычно выделяют 3 вида направленности личности:

1. социальную направленность

2. профессиональную направленность

3. бытовую направленность

Характер человека – совокупность наиболее устойчивых черт личности, проявляющихся в отношениях человека к окружающему миру, социальной и природной географической среде, деятельности, труду и профессии, к другим людям, к вещам, предметам, общественной и частной собственности, к самому себе.

Не каждая черта личности является чертой характера.

В теории характера, как свойства личности появилось учение об акцентуации личности (Личко).

По мере развития личности характера, проявляется акцент характера. Они выделяли:

- гипертивный тип характера

- дестимный

- циклоидный

- возбудимый

- застревающий (регидный)

- педантичный

- тревожный

- эмотивный

- демонстративный

- экзальтированный

- экстравертный

- интравертный

Темперамент – такое свойство личности, которое характеризует динамику психической деятельности человека. Проявление этого свойства мы замечаем при первом знакомстве с людьми по их движениям, жестам, мимике, степени возбудимости, импульсивности, эмоциональности. Психологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности человека, который характеризуется силой нервных процессов (возбуждения и торможения), их уравновешенностью и подвижностью.

По Павлову Ивану Петровичу, существует 4 типа ВНД:

1) Сильный, у которого нервные процессы сильные, уравновешенные и подвижные. Этот тип ВНД лежит в основе самбенического темперамента.

2) Безудержный – нервные процессы сильные, неуравновешенные; возбуждение преобладает над торможением, очень подвижные. Данный тип ВНД лежит в основе темперамента холерика.

3) Спокойный – нервные процессы сильные, уравновешенные и инертные. Данный тип лежит в основе флегматика.

4) Слабый – слабые нервные процессы, неуравновешенные процессы, торможение преобладает над возбуждением, процессы разной подвижности.

Этот тип ВНД в основе темперамента меланхолика. (психологическая характеристика каждому типу темперамента).

Способности – индивидуально-психологические особенности людей, которые позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности. О наличии способностей какой-либо деятельности свидетельствуют скорость усвоения навыков и умений, субъективная легкость овладения деятельности, количество и качество продукции в единицу времени, оригинальность продукции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...