Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимое для практики любого искусства

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет Менеджмента

Реферат по философии

По главе книги

Эрих Фромм «Искусство любить».

Выполнила студентка 121 группы

Усачева Катерина Александровна

Проверила:

Канаева Н.А.

Москва 2013

Оглавление

Введение

Понимание практики любви

Необходимое для практики любого искусства

Качества необходимые для обретения способности любить

Заключение


Введение

Тема любви в наше время все больше и больше отходит на дальний план, формирование семьи уже не главная цель современного общества, главной же задачей люди ставят для себя хороший заработок, престижную работу, а точнее определенные материальные ценности. Эрих Фромм не зря поднял проблему любви в своей работе «Искусство любить». Так как в нашем обществе люди в большинстве своем уже не то что «забыли», что значит любить по-настоящему, они подвергаются влиянию общественных стереотипов относительно понимания того что же это такое. Люди берут пример с телеэкранов, того что говорят по радио, но никак не думают сами, именно поэтому для современного человека любовь приравнивается к «легкому» чувству влюбленности, за которым не стоит ничего кроме пустоты. Скорее всего именно из-за этого «заблуждения», очень часто можно наблюдать огромное количество недавно поженившихся молодых супругов которые не прожив и года подают на развод. Они признаваясь друг другу в любви, не понимают всю глубину этого понятия.

Чтобы развеять это непонимание в своей работе Эрих Фромм дает наиболее точное понятие любви. Он приравнивает ее к искусству, которое нужно постигать подобно любому другому. Фромм сразу указывает читателю на то, что эта книга не даст инструкции по тому как надо «правильно» любить, а всего лишь проявит то, что любовь это не мимолетное чувство, которое возникает и исчезает очень быстро, это чувство которое формируется только с помощью усердного труда и «заинтересованности» в объекте любви. В нашем же обществе, как уже было сказано ранее, настоящая любовь – очень редкое явление.

В своей работе он говорит о том, что «искусство» любви требует не только теоретического понимания того, что такое это чувство, и что надо делать, чтобы его достичь, но и в большей степени «практику» эту искусства, ведь без практики невозможно достичь совершенства, ни в одном деле, не важно работа это или личная жизнь.

Итак эта книга, повествующая об обучении искусству любви, может быть разделена на две части: первая часть в большей степени теоретическая, а вторая так и названа автором – «практика любви».

В данном реферате я хотела бы наиболее подробно рассмотреть именно вторую часть, а точнее 4 главу данной книги которая носит название «Практика любви».

 

Понимание практики любви

«Как можно научится практике какого бы то ни было искусства, не практикуя его?» - это высказывание Фромма наиболее точно отражает суть того о чем пойдет речь в данной главе.(1) Автор указывает читателю на то, что чтобы чему то научится нужно действовать, ведь действие – залог успеха в любом деле.

Каждый может с уверенностью утверждать, что когда либо испытывал чувство любви, и сможет даже привести определенные доказательства этому утверждению, но любовь ли это на самом деле?

Да, действительно любовь это личное переживание, которое кроется в глубине души каждого человека, но проблема в том, что не каждый знает как же все-таки овладеть этим искусством и «проявить» любовь. Для того чтобы проявить любовь человек должен научится отдавать, что, как говорит автор люди в большинстве своем еще не научились делать.

Для того чтобы научится практике в любом деле нужны определенные «первые ступени» к тому чтобы начать это дело и уже только после того как они преодолены возможно начать осуществление намеченной цели.

 

Необходимое для практики любого искусства

Итак в данной главе автор разделяет требования необходимые для освоения искусства любви на: те которые необходимы для постижения любого искусства, а точнее как было сказано «первые»

или базовые, ступени и на те которые являются «направляющими» в самом искусстве любви.

Говоря о том, что важно постижении любого искусства Фромм отмечает несколько общих требований, без которых невозможно добиться намеченного результата, это: дисциплина, сосредоточенность, терпение и самое главное, необходимое условие – это высшая заинтересованность в достижении желаемого.

Дисциплина важна везде, неважно на работе ли или на учебе, без дисциплины невозможно правильное течение жизни человека. Человек ставя перед собой цель добиться чего то, прежде всего должен подчинять себя определенным установкам, правилам, но ни в коем случае не навязанным извне, так как в противоположном случае произойдет разрушение самим же человеком всех достигнутых результатов и возвращение к тому с чего он начинал свою «работу». Это произойдет именно из-за того что у человека будет отсутствовать вера в то, что он делает, ведь желания другого человека мы не можем так же прочувствовать как свои собственные, следуя чужим требованиям мы руководствуемся только тому куда «несет нас течение», не предпринимая никаких усилий. Тоесть дисциплина для человека это прежде всего понимание той важности совершаемых им действий ради достижения совершенства в каком либо искусстве.

Дисциплина важна в любом деле, но сложнее всего подчинить ритму всю свою жизнь. Ведь дисциплинируя себя в одном каком то деле и после завершения его выполнения хочется забыться и не предпринимать никаких действий в других сферах деятельности – это является главной ошибкой которую совершают люди. Постоянный график работа –дом, работа- дом, приводит к тому что человек полностью тратя все силы на работе, уже не в состоянии адекватно воспринимать понимание «самодисциплины», и в большинстве своем уже, подобно маленькому ребенку не хочет следовать каким либо правилам дома. Дисциплина для человека должна стать той жизненной необходимостью, подобно воздуху или воде, чтобы недостаток ее в жизни человека сразу же проявлялся ощущением дискомфорта. Невозможно достичь идеала, мастерства в одном деле, не предпринимая усилий в других областях жизни. Расслабляясь, мы теряем чувство бдительности, начинаем лениться, а из этого расслабленного состояния очень сложно выйти. Относительно этого утверждения Фромм говорит о том, что человек увлеченный в чем – либо выполняет свое дело лучше, нежели тот кто делает не сосредоточившись на выполняемой работе.

Тоесть второй фактор, плавно вытекающий из первого, но также помогающий в постижении любого искусства – это сосредоточенность.

Сосредоточенность не обязательно возникает когда дело действительно нравится человеку, он выполняет его с удовольствием, оно также возникает, когда человек дисциплинируя себя, не имея «лишнего» времени «с головой» погружается в работу, именно поэтому выше было сказано о том, что дисциплина это одна из предпосылок сосредоточенности. На данный момент очень редко можно столкнуться с тем, что человек сосредоточенно выполняет какую либо работу, ведь люди привыкли выполнять, подобно «роботам» несколько вещей сразу – вести машину, курить, говорить по телефону и т.д.

Автор также отмечает, что люди разучились даже вести разговор сосредотачиваясь на теме разговора, они не углубляются, не сосредотачиваются на беседе, а ведут ее используя определенные шаблоны. Он называет такие беседы «тривиальными», и говорит читателю о том, что следует избегать таких бесед. Такие беседы разрушают косвенно разрушают личность человека, в то время как он этого сам не замечает. Научится быть сосредоточенным с другими человек сможет только если научится слушать других людей, но ни в коем случае не вести себя так как люди «бросающие» шаблонные фразы, советы в разговор при этом не задумываясь о том как они помогут собеседнику.

Ведь углубившись в какую либо тему, даже самый скучный разговор может стать интересным. Тоже самое происходит и с деятельностью. Сосредоточенная, целенаправленная деятельность в итоге пробуждает интерес человека, а не сосредоточенная вводит в состояние апатии и усталости. Фромм говорит: «Быть сосредоточенным это значит жить полностью в настоящем, в здесь – и – сейчас, а не думать о том, как сделать предстоящее дело, в то время, когда нужно правильно делать что-то именно сейчас».(1)

Но как научится сосредоточенности по отношению к другому человеку? В качестве примера автор приводит материнскую любовь. Между матерью и ребенком существует неразрывная эмоциональная связь, и мать чувствует все желания ребенка независимо от того умеет он разговаривать, или выражает свои желания пронзительным плачем. Любая мать постоянно находится в состоянии сосредоточенности, она постоянно думает о своем ребенке, даже если и занята чем либо другим. Парадокс, но даже во сне это чувство сосредоточенности не проходит, концентрируясь, она полудремлет, и даже когда ребенок разговаривает во сне, сквозь пелену сна она все это слышит. Это наилучший пример для того как выражается концентрация на человеке в жизни. Если такая концентрация будет у двух любящих людей, говорит автор, то это и будет проявление настоящего искусства любить.

Но при этом еще сосредоточенность является отчасти причиной многих психических заболеваний, потому что человек оставаясь один на один с собой, в большинстве случаев не может «успокоить» свое тело и разум, не может спокойно читать книгу при этом не закусывая чем- либо или не куря сигарету. Так же автором рассматривается сосредоточенность по отношению к самому себе, тоесть умение сосредотачиваться на своих мыслях, чувствах, желаниях, умение контролировать и понимать все то что происходит не только вокруг но и внутри себя. Уметь анализировать себя это тяжелый труд, но именно гармония с собой залог успеха в взаимодействии с другими.

Уметь решать свои проблемы, быть уверенным в себе и своей жизни – вот залог не только успешной человеческой жизни, но и обретения гармонии в любви с любимым человеком. Потому что люди неуверенные в собственной жизни, не умеющие «стоять на ногах» не смогут предложить другому человеку что либо, будь то забота или помощь, они смогут стать только «обузой» для другого человека, который будет им помогать «удержаться» в жизни. Но это уже скорее не любовь, ведь любовь это когда два человека способны быть единым целым в то же время оставаясь сами по себе.

Для достижения цели очень часто требуется очень много времени, а соответственно для того чтобы постигать азы какого либо искусства требуется терпение – это третий фактор который называет автор.

Люди все время куда то спешат, бегут, нервничают – откуда в такой суете жизни взяться терпению? Все выше описанные факторы неразрывно связаны друг с другом и поэтому, не умея овладеть ими невозможно дальнейшее постижение искусства. Именно поэтому автор говорит «Однако для современного человека терпение столь же труднодостижимо, как дисциплина и сосредоточенность».(1) Следуя темпу жизни люди, стараются побыстрее отделаться от выполняемой ими работы, но завершив ее не имея определенной дисциплинированности в жизни, просто тратят то свободное от работы время на никчемное времяпровождение, лежа на диване.

Одним из последних и самых главных факторов влияющих на овладение определенным искусством которые автор называет – это высокая степень увлеченности, заинтересованности в достижении мастерства в искусстве. Не имея установки что либо достичь человек не сможет этого достичь, но имея высшую степень убежденности в своем желании, и уверенность в достижении своей цели, он добивается поставленной цели. В данном случае хотелось бы сказать о влиянии здесь на человека определенной психологической установки, а точнее «самосбывающегося пророчества», открытого Р.Мертоном. Суть этого самосбывающегося пророчества как раз в том, что человек говоря себе самому о том, что он добьется чего либо, в итоге добивается этого, тоесть предсказывая себе что либо, он в итоге сам не замечая как выполняет это. Тоесть ставя себе установку на постижение определенного искусства человек в итоге постигает его, но это достижение данной цели может быть так же если человек, не желая что либо выполнять, сам, лично, с помощью убеждения себя в высшей значимости этого дела, заставляет себя что либо делать, дисциплинируя себя.

Но опять же автор приводит нас к тому, что чтобы научится любому искусству в первую очередь нужно научится множеству вещей которые в дальнейшем облегчат нам путь его постижения. Как раз Фромм отмечает: «Искусству начинают учиться не впрямую, а как бы исподволь».(1) Тоесть чтобы достичь совершенства в каком либо искусстве нужно сначала научится управлять собой и своей жизнью.

Очень часто чтобы научится каким то качествам, к примеру тем которые были изложены выше, нужен пример человека олицетворяющего все эти качества. Ведь когда нас учат чему-либо, нам показывают пример, и уже по этому примеру мы действуем дальше, подобно этим примерам мы очень часто повторяем действия наших родных и близких, тоесть тех людей с которыми прошла наша «первичная социализация». Тоесть чтобы научится любить нужен пример любящего человека рядом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...