Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Основы конституционного строя Российской Федерации




Часа

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие конституционного строя. Правовое значение основ конституционного строя и их закрепление в Конституции Российской Федерации.

2. Основные конституционные начала организации Российского государства:

- народовластие в формах представительной и непосредственной демократии;

- республиканская форма правления;

- разделение властей;

- федерализм;

- социальное государство;

- правовое государство;

- светское государство.

3. Основные конституционные начала организации гражданского общества:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности;

- идеологическое и политическое многообразие.

4. Институт референдума в Российской Федерации:

- понятие и виды референдумов в Российской Федерации;

- референдум Российской Федерации: порядок назначения, про­ведения и определения результатов;

- референдумы субъектов Российской Федерации и местные ре­ферендумы: общая характеристика законодательного регулирования.

5. Конституционно-правовой статус общественных объединений и средств массовой информации в Российской Федерации:

- общественные объединения: признаки, виды, организационно-правовые формы, принципы деятельности, формы взаимоотношений с государством;

- правовой статус политических партий в Российской Федерации, их социальные функции;

- правовой статус религиозных объединений в РФ;

- конституционно-правовые основы деятельности средств мас­совой информации.

Практические задания:

1. Подготовьте доклады, в которых проанализируйте формы
непосредственной демократии, предусмотренные в законодательстве
федерального, регионального и местного уровней власти. Возмож-
ные темы:

● институт референдума в России;

● институт народной (правотворческой) инициативы в субъек-
тах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

● институт отзыва выборных должностных лиц в муниципальных образованиях;

● сходы, собрания, публичные слушания как формы непосредственной демократии на местном уровне
в России.

При подготовке докладов следует использовать как рекомендованные источники, так и -
самостоятельно выяв-
ленные публикации в периодических изданиях.

2.
Глава г. Мытищи Московской области ввел на территории
данного муниципального образования чрезвычайное положение
в связи с экологической катастрофой, произошедшей на нефтепере-
рабатывающем заводе.

Вправе ли глава муниципального образования вводить чрезвычайное положе-
ние в данном случае? В каком порядке в России может вводиться чрезвычайное или военное поло-
жение и какие ограничения прав и свобод личности предусматриваются в связи с
этим в федеральных конституционных законах?

3. Вправе ли органы государственной власти субъекта РФ уста-
новить в качестве государственного языка помимо русского язык титульной нации, коренного малочисленного народа, национально-
го меньшинства, проживающих на территории данного субъекта
Российской Федерации?

4. Вправе ли органы государственной власти Российской Феде-
рации признать какой-либо из религиозных праздников государ-
ственным праздником или нерабочим (праздничным) днем?

5. На съезде политической партии «Идущие рядом» в повесть
дня стоял вопрос о порядке расходования финансовых средств, полу-
ченных от издательской деятельности партии и в качестве пожер-
твований от религиозной организации «Путь прославления». Боль
шинством голосов было принято решение распределить финансо
вые средства между членами партии, которые могут использовать
деньги на агитационную деятельность.

Найдите в задаче нарушения положений Федеральных закона
«О политических партиях» и «О свободе совести и о религиозны
объединениях».

6. На основе федерального законодательства о государственной символике ответьте на следующие вопросы:

Допустимо ли сопровождать процедуру регистрации брака под музыку и слова
государственного гимна?

Могут ли российские спортсмены использовать изображение государственного
флага и герба на спортивной одежде?

Вправе ли граждане России украшать частные автомобили изображением г
осударственных флага и герба или размещать государственный флаг на автомоб-
иле в произвольной форме?

Допускается ли размещение государственных флага и герба в учебной аудитор
ии, в кабинете врача, руководителя юридического департамента государственного
органа или коммерческой организации?

Могут ли субъекты Российской Федерации устанавливать собственную госу
дарственную символику наряду с общефедеральной? Если да, то есть ли такая символика в Архангельской области?

7. Для освоения содержания конституционно-правового статуса
политических партий ответьте на предложенные вопросы, делая ссылки на положения Федерального закона «О политических партиях»:

Какие требования предъявляются к политическим партиям при их создании?
Должна ли политическая партия пройти регистрацию? В каком порядке и в ка-
ких органах она осуществляется?

Какие ограничения устанавливаются Законом при создании политической
партии? Какие категории лиц не могут быть членами политической партии?

Обязана ли политическая партия иметь устав и программу? Охарактеризуйте
данные документы.

Допустимо ли создании в России политической партии с такими названиями,
как «Партия предпринимателей», «Православная партия»? Если да, то какие цели
должны быть указаны в уставе и программе этих партий?

Вправе ли политическая партия заниматься предпринимательской деятельно-
стью? Если да, то при каких условиях?

Какие лица не вправе направлять пожертвования в адрес политической партии?
Устанавливаются ли ограничения объема пожертвований?

В каких случаях политическая партия может получить государственное финан-
сирование?

При каком условии политическая партия может участвовать в выборах?
Почему политической партии необходимо быть признанной участвующей в вы-
борах?

Какие органы и в каких формах осуществляют контроль над деятельностью по-
литических партий?

По каким основаниям деятельность политической партии может быть приос-
тановлена? Основания для ликвидации политической партии.

В какие инстанции и в каком порядке политическая партия может обжаловать
применение к ним мер ответственности со стороны контролирующих органов?

9. Изучите решения Конституционного Суда РФ и проанализи-
руйте один из принципов рыночной экономики по следующим критериям:

• содержание;

• правовое опосредование в нормативных правовых актах, решениях судов, актах правоприменителей;

• закрепление в международных правовых актах, в решениях судов, актах правоприменителей на международном уровне и в зарубежных странах;

• место в правовом регулировании общественных отноше-
ний.

10. С начала 1991 г. в нашей стране широко распространилась
практика принятия указов и распоряжений Президента РФ, поста-
новлений Правительства РФ по предоставлению индивидуальных
льгот и привилегий в налоговой и финансовой сферах для негосу-
дарственных организаций. Льготы и привилегии распространялись-
прежде всего на некоммерческие структуры, в том числе орга-
низации ветеранов, спортивные фонды и религиозные организации
и т. д. Например, распоряжением Президента РФ от 8 ноября
1992 года № 671-П Правительству РФ и Центральному банку РФ
предписывалось определить для Национального фонда спорта льгот-
ные условия кредитования и внешнеэкономической деятельности.
Федеральные законы «О некоммерческих организациях» (статье 31)
и «Об общественных объединениях» (статье 17) закрепили импера-
тивный запрет на предоставление льгот по уплате налогов в инди-
видуальном порядке и возможность предоставления льгот только
на основании закона.

Дайте конституционно-правовую оценку системе предоставле-
ния индивидуальных налоговых и иных финансовых льгот различ-
ным негосударственным организациям. Какой конституционный принцип использовал федеральный законодатель, установив.запрет на предоставление индивидуальных льгот?

11. В Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Россий.
кой Федерации» был установлен мораторий на приватизацию жи
лья учителей в сельской местности. Законодатель принял данную -
норму с целью обеспечения возможности привлечения учителей на
работу в село. Жилья здесь не хватает, и приватизация жилых по
мещений работающими преподавателями лишит возможности мест
ные власти привлекать новых учителей из других населенных пун
ктов. Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от
24 октября 2000 г. признал данную норму Закона противоречащие
Конституции РФ.

Какой конституционный принцип был нарушен введением моратория на приватизацию жилья учителей в сельской местности?

Рекомендуемые источники:

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004.№ 27.Ст. 2710.

1. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О государственном гербе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 52 (часть 1). Ст. 5021.

2. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ "О государственном гимне Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 52 (часть 1).- Ст. 5022; 2001. № 13. Ст. 1139.

3. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 52 (часть 1).- Ст. 5020; 2002. № 28. Ст. 2781.

4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//СЗ РФ.2001.N 23.Ст. 2277.

5. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // СЗ РФ.2002. № 5.Ст. 375.

6. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: принята Съездом народных депутатов РСФСР 12.06.1990 г//Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.1990.№2.Ст. 22.

7. Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1992.- № 7.- Ст. 300.

8. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" // СЗ РФ.1995.№ 21.Ст.1930; 1998.№ 30.Ст.3608.

9. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"//СЗ РФ.1995.№ 33.Ст. 3340.

10. Федеральный закон от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1999. № 28. Ст. 3473.

11. Федеральный закон от 12 января 1996 г."О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"//СЗ РФ.1996.№ 3.Ст. 148.

12. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ.1997.№ 39.Ст. 4465; 2002. № 12. Ст.1093, № 30. Ст. 3029.

13. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

14. Закон Архангельской области от 15.07.2003 N 184-23-ОЗ «О референдуме Архангельской области» // Волна. 2003. № 31. 1 августа; № 32. 8 августа.

15. Закон Архангельской области от 30.06.2004 N 240-31-ОЗ «О местном референдуме в Архангельской области»// Волна. 2004. №26-27. 16 июля.

 

Литература:

1.Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы.- М., 1996..

2.Алехин Н.В. К вопросу о государственном суверенитете Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 10.

3.Андреева Г., Верещагин А., Старостина И. Двери для референдума приоткрылись? // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2.

4.Бланкенагель А. Референдум и конституционный суд // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2.

5.Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государств // Законодательство и экономика. 2007. № 10.

6.Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее // Сравнительное конституционное обозрение. 2006. № 4.

7.Комарова В.В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России. Законодательство и экономика. 2005. № 6.

8.Комарова В.В. Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношение и проблемы) // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 9.

9.Курячая М.М. Право граждан на референдум в решениях Конституционного суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 7.

10. Курячая М.М. Проблемы реализации права граждан на референдум // Право и политика. 2005. № 9.

11. Лапаева В.В. Право и многопартийность в современной России.- М.: НОРМА, 1999.- 304 с.

12. Лапаева В.В. Становление многопартийности в России (социально-правовой анализ) // Государство и право.- 1995.- № 8.

13. Лебедев В.А., Киреев В.В. Правовые принципы суверенной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 19.

14. Лебедев В.А.,Киреев В.В.Суверенная демократия или суверенитет демократий?//Конституционное и муниципальное право.2007.№7

15. Лупарев Г.П. Социальное назначение религиозных орга­низаций как основа их правового статуса // Государство и право. 1995. № 11.

16. Лучин В.О., Мазуров А.В. Новый закон о референдуме // Право и политика. 2004. № 8.

17. Мамут Л.С. Демократическое правовое государство в России: Проблемы становления // Журнал российского права. 2006. № 12.

18. Марзак Г.А. Свобода массовой информации: конституционное закрепление //Правовые вопросы связи. 2006. № 1.

19. Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1991. № 6. С. 4-17.

20. Марченко М.Н. Теория разделения властей и различ­ные ее модификации на Западе // Журнал российского права. 1997. № 4.

21. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и ос­новные принципы // Правоведение.- 1995.- № 3.

22. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституци­онного строя в Российской Федерации // Государство и право. 1992. № 8.

23. Невинский В.В. Общероссийский референдум: содержание и значение конституционно-правовых новелл 2002 и 2004 гг. // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.

24. Нудненко Л.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты // Конституционное и муниципальное право.2005. №№ 1, 2.

25. Павлушкин А.В. Регулирование институтов непосредственной демократии в уставах краев и областей // Журнал российского права. 1998. № 12. С. 69-72.

26. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики. Журнал российского права. 2005. № 1.

27. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства. История государства и права. 2007. № 3.

28. Савва С.С. Конституционно-правовое закрепление принципа светскости образования: содержание и практика реализации // Право и политика. 2006. № 7.

29. Сергеев А.А. Институт местного референдума в законодательстве Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправлении. 2004. № 2.

30. Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России // Законодательство и экономика. 2005. № 11.

31. Тарасевич И.А. Конституционно-правовой статус русской православной церкви в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 10.

32. Умиев А.И. К вопросу современного понимания правового государства. История государства и права. 2007. № 1.

33. Храмцов А.Ф. Социальное государство: проблемы индикация. Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...