Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Президент Российской Федерации




Часа

Вопросы к обсуждению:

1. Место Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти.

2. Характерные черты проведения выборов Президента РФ.

3. Компетенция Президента РФ.

4. Акты Президента РФ, их конституционно-правовая природа.

5. Гарантии осуществления полномочий Президента РФ. Порядок прекращения полномочий Президента РФ.

6. Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в РФ.

 

Контрольные вопросы:

1.Является ли Президент РФ высшим должностным лицом РФ? Входит ли должность Президента в систему федеральных исполнительных органов государственной власти?

2.Перечислите основания, по которым Президент РФ вправе применить "право вето"?

3.Какие указы Президента РФ подлежат утверждению в Федеральном Собрании РФ?

4.Перечислите полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ?

5.Какие из функций, осуществляемых Президентом РФ можно назвать "представительскими" и почему?

6.Что понимается под "скрытыми (подразумеваемыми) полномочиями" Президента РФ?

7.Какими средствами располагает Президент РФ как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека?

8.Какие юридические процедуры использует Президент РФ для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти?

9.Какие меры воздействия Президент РФ вправе применять к органам государственной власти субъектов РФ?

10. Имеет ли право Президент своими указами устранять пробелы федерального законодательства?

Практические задания:

1. Перечислите полномочия Президента РФ в сфере исполни-
тельной власти, в сфере законодательной власти и в сфере судебной
власти.

Какое место занимает Президент РФ в системе разделения властей?
К какому виду республики можно отнести Российскую Федерацию - прези-
дентской, парламентской или смешанной?

2. После вступления в должность вновь избранного Президен-
та РФ глава государства в соответствии со статьей 111 Конститу-
ции РФ предложил Государственной Думе дать согласие на назна-
чение его на должность Председателя Правительства РФ.

Дайте конституционно-правовую оценку ситуации.

Может ли Президент РФ временно возложить исполнение обязанностей Пред-
седателя Правительства РФ на себя самого, например, в случае отставки Прави-
тельства РФ?

3. Вновь избранный Президент РФ через четыре месяца после
своего избрания подал в отставку по состоянию собственного здоро-
вья. В соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации назначил
новые выборы. О своем желании участвовать в них заявил бывший
глава государства, который не участвовал в последних выборах, так
как пребывал на посту Президента РФ уже два срока подряд.

Будет ли допущен бывший глава государства к новым выборам?

4. Президент РФ возвратил принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации федеральный закон без рассмотрения его по существу, поскольку при принятии данного закона была, по его мнению, нарушена конституционная процедура принятия законов, выразившаяся в частности в том, что при голосовании законопроекта во втором чтении одна из поправок, внесенных субъектом законодательной инициативы не попала в сводную таблицу поправок, и не была поставлена на голосование.

Председатель Государственной Думы направил письмо Президенту РФ, в котором указал, что допущенная процедурная оплошность не является нарушением конституционной процедуры принятия законов и не может служить основанием для возвращения Президентом РФ федерального закона без рассмотрения.

Дайте юридическое заключение по делу.

5. Проведите круглый стол и обсудите принцип «скрытых (подразумева-
емых) полномочий» Президента РФ. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении
от 31 июля 1995 г. № 10-П (пункт 4 мотивировочной части), Прези-
дент РФ имеет полномочия, не перечисленные в Конституции РФ, и
может осуществлять их в рамках механизма разделения властей и
при условии соответствия указов и распоряжений главы государ-
ства Конституции РФ и федеральным законам.

Ориентируясь на правовую модель «подразумеваемых полно-
мочий», Конституционный Суд РФ в ряде постановлений подтвер-
дил принадлежность Президенту РФ следующих полномочий:

- право издавать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного ре-
шения, при условии, что такие указы не противоречат Кон-
ституции РФ и федеральным законам, а их действие во вре-
мени ограничивается периодом до принятия соответствую-
щих законодательных актов;

- право возвращать принятые палатами федеральные законы вне процедуры президентского вето в случае нарушения ус-
тановленного Конституцией РФ порядка принятия федераль-
ного закона, если эти нарушения ставят под сомнение резуль-
таты волеизъявления палат Федерального Собрания и само
принятие закона, указав на конкретные нарушения назван-
ных конституционных требований;

- при внесении в Государственную Думу предложений о кан-
дидатурах на должность Председателя Правительства РФ
право представлять одного и того же кандидата дважды или
трижды либо представлять каждый раз нового кандидата;

- право издания акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отно-
шении него уголовного дела.

Обсудите следующие вопросы:

Можно ли считать надлежащей правовой основой принципа «подразумевае-
мых полномочий» Президента РФ правовую позицию Конституционного Суда РФ,
выраженную в мотивировочной части соответствующего постановления?

В чем заключается содержание принципа «подразумеваемых полномочий»?
Каким образом принцип «подразумеваемых полномочий» влияет на конститу-
ционно-правовой статус главы государства?

Каким образом активное использование Президентом РФ «подразумевае-
мых полномочий» может отразиться на балансе российской системы разделе-
ния властей?

 

Рекомендуемые источники:

Нормативные правовые акты и судебная практика:

1.Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 января.

2.Федеральный закон от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2003.- № 2.- Ст. 171.

3.Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12 ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ.- 2001.- № 7.- Ст. 617.

4.Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. "О Президенте РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1991.- № 17.- Ст. 512.

5.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений час­ти 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1998.- № 52.- Ст. 6447.

6.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ.- 1999.- №29.- Ст. 3773.

Литература:

1. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11, право. 1998. № l.

2. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. N 2.

3. Звягин Ю. Право безотлагательного вето Президента - на весах конституционного правосудия // Журнал российского права.1998.№ 6.

4. Зыкова Н.С. Отрешение от должности президента РФ и участие в этой процедуре Конституционного суда РФ // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 11.

5. Елисеев Б.П. Институт Президента Российской Федерации.- М., 1992.

6. Иксанов И.С. Аппарат глав государства // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3.

7. Котенков А.А. Президент - Парламент: становление взаимоот­ношений в законодательном процессе (статья I) // Государство и пра­во.1998. №9.

8. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Пре­зидента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе (статья II) // Государство и право.1998.№ 10.

9. Мещеряков А.Н. Конституционные способы воздействия президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности Российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5.

10. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конститу­ция и политическая практика. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996.

11. Окуньков Л.А. Вето Президента // Журнал российского права.1998.№2.

12. Окуньков Л.А. Отклонение федеральных законов главой госу­дарства // Право и экономика.1998.№ 9.

13. Окуньков Л.А. Правительство и Президент (грани взаимодей­ствия) // Журнал российского права.1998.№ 9. С. 77-88.

14. Окуньков Л.А., Рощин В.А. Вето Президента: Науч.-практ. по­собие. М.: Городец. Формула права, 1999.

15. Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права.2001. № 2.

16. Панов А.А. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации: общие принципы формирования и наделения компетенцией, место в системе президентской власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 3.

17. Правовой статус Президента РФ: Учебное пособие / Под ред. Ю А Дмитриева. М.: Манускрипт, 1997.

18. Снежко О.А. Президент Российской Федерации – гарант прав и свобод граждан // Право и политика.2005. N 2

19. Суворов В.Н. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти // Право и жизнь.1998. № 13.

20. Суворов В.Н. Институт президентства: российская конституци­онная модель и зарубежный опыт // Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование / Отв. ред. В.В. Маклаков. - М.: ИНИОН РАН, 1995.

21. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федера­ции: конституционные проблемы взаимоотношении // Труды МГЮА, 1999. № 4.

22. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

23. Скуратов Ю. Конституционные основы и практика функционирования президентской власти // Конституци­онный строй России. Вып. 1. М., 1992.

24. Скуратов Ю. Президентская власть в России: консти­туционные нормы и практика // Право и жизнь. 1992. № 2.

25. Сопельцева Н.С. Иммунитет президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5.

26. Хутинаев И.Д. Институт Президента и проблемы фор­мы государства. М., 1994.

27. Чертков А.Н., Плюгина И.В Институт полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах // Право и политика. 2006. N 2.

28. Шевченко Н.Д. Еще раз о неподписании Президентом Россий­ской Федерации принятых законов // Журнал российского права. 1998. №10/1l.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...