Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 2 «Компоненты правового статуса мигрантов: проблемы теории и практики» объединяет также 3 параграфа




Параграф 2.1. - «Понятия «мигрант» и «мигрант из республик бывшего СССР» в современной правой доктрине, проблемы правового статуса мигрантов - выходцев из республик бывшего СССР» характеризует основные подходы к дефинитивному определению понятия «мигрант» в российской правовой доктрине и международном праве. Автор подчеркивает, что несмотря на то, что количество мигрантов во всем мире значительно, для Российской Федерации особое влияние на демографическую и миграционную ситуацию оказывают именно выходцы из республик бывшего СССР, в связи с чем исследуемая проблематика приобретает особое значение. Это утверждение подкреплено статистикой. «Десятка» стран, из которых приезжают иностранные граждане, остается фактически без изменений с 2009 г. Наибольшее количество иностранных граждан прибывает из стран СНГ - это граждане Украины (20,9% от общего числа въехавших), Узбекистана (13,51%), Казахстана (10,47%), Таджикистана (7,46%), Азербайджана (5,59%) и Молдовы (5,07%).

По мнению диссертанта современное российское миграционное законодательство нуждается во внедрении ряда понятий и терминов.

Таким уникальным, присущим только российской правовой доктрине, должно стать именно понятие «мигрант из республик бывшего СССР», которое позволит сбалансировать отношения между данной категорией лиц и государством, станет отправной точкой в сфере повышения защиты прав и законных интересов человека в Российской Федерации, что в полной мере соответствует основополагающим принципам демократии, провозглашенной Конституцией Российской Федерации.

При этом на основе анализа зарубежного опыта предлагается изложить дефинитивное определение рассматриваемого понятия следующим образом:

«мигрант из республик бывшего СССР» - лицо, въехавшее в Российскую Федерацию из республик ранее входивших в состав СССР, имевшее в прошлом гражданство бывшего СССР, являющееся гражданином одного из указанных государств либо не определившее свой правовой статус (в том числе, лица без гражданства), а также пребывающее на территории России как законно, так и нелегально, переселяющееся внутри Российской Федерации вне зависимости от причин и длительности нахождения в России;

Исходя из данного определения можно выделить основные признаки мигрантов из республик бывшего СССР:

1. прибыли из республик, ранее образовывавших единое государство - СССР;

2. ранее имели гражданство бывшего СССР (в данную категорию следует включать и детей, рожденных на территории бывших союзных республик); таким образом, состояние в гражданстве бывшего СССР в данном случае будет подтверждаться либо наличием в прошлом паспорта гражданина СССР образца 1974 года, либо свидетельством о рождении, выданном на территории бывшего СССР;

.   принадлежат к гражданству одного из государств, входивших в состав СССР либо не имеют определенного гражданства, однако прибыли с территории указанных республик.

.   Находятся на территории Российской Федерации законно либо с нарушением установленного порядка пребывания;

. переселяются внутри Российской Федерации вне зависимости от причин и длительности нахождения в России.

В качестве альтернативы ранее предлагались дефиниции «лицо без определенного правового статуса» либо «лицо без определенного статуса гражданства» (в частности, подобного мнения придерживается И.Н. Гаврилова, выделяя «лиц, прибывших или находящихся на территории Российской Федерации с нарушением правил въезда или пребывания»).

Одним из путей решения указанной проблематики может также послужить введение понятия «негражданин» (non civis). Однако все три понятия логически граничат между собой. Наиболее полно статус всех лиц из числа рассматриваемой категории, объединит, на наш взгляд, именно понятие «мигрант из республик бывшего СССР», которое вберет в себя все грани их правового статуса.

При этом следует подчеркнуть, что в сознании русскоязычного населения ряда республик бывшего СССР (в частности, Прибалтики) аналогичное понятие получило исключительно негативную окраску в связи с притеснением со стороны так называемых «коренных граждан». Если законодательное решение будет касаться введения только понятия «негражданин» либо «лицо с неурегулированным правовым положением», из правовой плоскости исчезнут выходцы из республик бывшего СССР, которые легально находятся на территории Российской Федерации. Авторская позиция заключается в том, что внедрение понятия «мигрант из республик бывшего СССР» предоставит государству мощный инструментарий для урегулирования статуса лиц, оставшихся после распада СССР на территории Российской Федерации и не определивших свою гражданскую принадлежность.

Данный параграф также предполагает авторский анализ законопроекта Федерального закона № 462911 «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», внесенного на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации в целях защиты интересов лиц, имевших гражданство СССР и прибывших в Россию из стран, входивших в состав СССР.

Эти поправки в законодательство предложены для рассмотрения палаты депутатами, в том числе, главой Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимиром Плигиным, который подчеркнул, что часто в 90-х годах граждане бывшего СССР, которые переезжали в Россию, получали документы в посольствах и консульствах бывших союзных республик. На основе этих посольских бумаг в России людям выдавали паспорта. Посольства должны были внести сведения о выданных справках в специальный реестр граждан России. Право давать жителям бывших союзных республик российское гражданство было у посольств всего несколько лет. Позже российские учреждения за рубежом перестали выдавать такие документы. А еще спустя некоторое время передали списки выданных документов паспортным службам. Вот тогда и всплыло, что паспортов в России выдали больше, чем справок на их получение.

Следует разделить мнение разработчиков указанного законопроекта о том, что добросовестные граждане не могут лишаться паспортов на основании ошибок государственных органов. Согласно данному проекту предлагается установить, что такие лица, получившие до 01 июля 2002 года паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, но не прошедшие необходимых процедур по приобретению российского гражданства, будут считаться приобретшими право на получение гражданства Российской Федерации с даты выдачи указанного паспорта. Моментом приобретения гражданства предполагается считать дату вступления в силу предусмотренных законопроектом изменений, за исключением отдельных ситуаций. К таким исключениям согласно проекту относятся лишь случаи противоправных и виновных действий самих этих лиц, направленные на получение ими гражданства нашей страны и подтверждающих это документов. При этом вина должна быть доказана в судебном порядке.

Верно и то, что принятие данного Закона будет способствовать усовершенствованию порядка приобретения гражданства Российской Федерации, а также позволит установить дополнительные защитные механизмы в отношении самого института российского гражданства, обеспечит соблюдение прав и законных интересов лиц, установивших устойчивую правовую связь с Российской Федерацией. В конечном итоге это послужит становлению в нашей стране гражданского общества и в целом обеспечит дальнейшее развитие в России демократических институтов правового государства.

Однако, основываясь на данных судебной практики, диссертант приходит к выводу о том, что только объявление так называемой «паспортной амнистии» не является достаточной мерой для разрешения напряженности, возникшей в настоящее время между государством и гражданами бывшего СССР, имеющими паспорта граждан России, выданные в нарушение установленного порядка.

В этой связи, в качестве возможного пути нивелирования данной проблемы можно предложить наделение судов функцией признания граждан бывшего СССР, о которых говорилось выше, гражданами Российской Федерации, если будет выяснена их устойчивая правовая связь с государством. Критериями для оценки могут послужить ценз проживания (например, более 15 лет), служба в армии, вступление в брак и рождение детей и т.п. Предполагается, что на законодательном уровне данная мера может найти свое отражение во внесении суда в перечень органов, ведающих вопросами гражданства, перечисленных в статье 28 Федерального закона Российской Федерации от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Параграф 2.2. «Конституционно-правовые принципы правового статуса мигрантов».

Закрепленные в Конституции Российской Федерации принципы правового статуса личности в полной мере могут быть отнесены и к такой категории населения, как мигранты из республик бывшего СССР. Они не только гарантируют соблюдение основных прав и свобод человека, но и определяют магистральное направление для развития ряда сравнительно молодых отраслей права, затрагивающих интересы лиц, находящихся на территории государства и не являющихся его гражданами (в частности, миграционное законодательство). Именно положения Конституции благодаря своей универсальности и стабильности благоприятно влияют на сегодняшнюю ситуацию в сфере закрепления и защиты прав мигрантов из республик бывшего СССР и поддерживают баланс между частным и публичным интересом, не позволяя перейти незримую грань между демократией и произволом.

В качестве одной из самых действенных гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан бывшего СССР, обосновывается авторская позиция по вопросу внедрения института уполномоченного по правам мигрантов в каждом субъекте Российской Федерации, что подкрепляется статистическими данными эмпирического исследования, проведенного диссертантом на территории Белгородской и Воронежской областей.

Параграф 2.3. Особенности прав, обязанностей и ответственности различных категорий мигрантов на территории Российской Федерации, реализация программ переселения соотечественников в России и странах дальнего зарубежья.

В данном параграфе дается характеристика правам, обязанностям и ответственности различных категорий мигрантов из стран бывшего СССР, а также проводится детальный анализ программ репатриации в странах дальнего зарубежья и Государственной программы переселения соотечественников в России.

В результате исследования автор приходит к выводу, что на сегодняшний день граждане бывшего СССР, прибывшие на территорию России вне зависимости от длительности и характера пребывания, не в полной мере могут осуществить свои права на территории России ввиду отсутствия в законодательстве закрепления их особого статуса.

Действие программы по добровольному переселению соотечественников в Российской Федерации сталкивается с рядом сложностей. Это касается вопросов адаптации, трудоустройства и проживания многих людей, получивших статус участников Госпрограммы, что в конечном счете мешает выполнению уникального в своем роде государственного проекта, который, с учетом его важности и масштаба смело можно отнести к категории национального. При этом возможно обращение к опыту в данной области стран дальнего зарубежья с учетом специфики Российской Федерации.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Зайцев В.А. Мигранты в современной России: проблемы контроля и образования. // «Право и Образование» №5 2011. С.- 148-155 (0,8 п.л.)

. Жильская Л.В., Зайцев В.А. Проблемы обеспечения конституционных прав и свобод человека в российской федерации. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 54 - 57 (0,7 п.л.).

. Зайцев В.А., Жильская Л.В. Принципы правового статуса мигрантов в Российской Федерации. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 1 (53). С. 58 - 62 (0,7 п.л.).

Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях, опубликованные в зарубежных изданиях.

4. Зайцев В.А., Развитие процессов международной миграции в современном мире // Вестник Академии МВД Кыргызской Республики им. Генерал-майора милиции Алиева Э.А. Выпуск №1. 2011. Бишкек 2011. С. 82-85 (0,4 п.л.).

. Зайцев В.А., Правовое регулирование миграционных процессов в Украине и в Российской Федерации на современном этапе. // Правовоi реформи в Украiнi: проблеми реалiзацii: Мiжнародна науково-практична конференцiя, м. Киiв, 16-17 лютого 2011 року. - Киiв: у 4-х томах. - К.: Центр правових наукових достiжень, 2011. - Т.3. С. 35-37 (0,4 п.л.)

. Зайцев В.А., Особенности сотрудничества в сфере миграции на территории приграничных регионов // Украiнсько-росiйське порубiжжя: стан та перпективи спiвробiтцтва. Матерiaли науково-практичнi конференцii 16 квiтня 2011 року. - Харкiв: ХНУ iм. Каразiна, 2010 С. 27-29 (0,3 п.л.)

Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях, опубликованные в иных изданиях.

7. Зайцев В.А., Катаева О.В., Административно-правовые средства регулирования трудовой миграции в России. // Сборник научно-исследовательских работ курсантов, слушателей и студентов Белгородского юридического института МВД России. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2009. С. 86-88 (0,4 п.л.).

. Зайцев В.А., Актуальные вопросы учета граждан бывшего СССР, проживающих на территории Российской Федерации, правовой статус которых не определен. // Конституционное и муниципальное строительство в конституционном измерении: традиции и инновации: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 11-12 декабря 2009г.). - Белгород: ООО «ГиК», 2009 С 105-112 (0.5. п.л.)

. Зайцев В.А., Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере привлечения и использования иностранных трудовых мигрантов в современной России. // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований: материалы международной научно-теоретической конференции адъюнктов и докторантов (Санкт-Петербург, 17 июня 2010 г.). В 2 ч.: Ч.1. СПБ.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2010. С. 23-27 (0,3 п.л.).

. Зайцев В.А., К вопросу о правовом статусе граждан бывшего СССР, длительное время проживающих на территории Российской Федерации и не имеющих гражданства. // Права человека: истории, теория и практика: Сборник научных статей / В 2-х частях. Часть 1. - Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2010.-139с. Материалы международной научно-практической конференции. Курск - Сумы 9-10 декабря 2010г. С. 96 -98 (0,4 п.л.).

. Зайцев В.А., Общие тенденции и характеристика миграционных процессов в Белгородской области. // «Межрегиональное и приграничное сотрудничество»: материалы международного сборника научных трудов / Под ред. Проф. В.П. Бабинцева. - Белгород; Харьков: Изд-во «Ютек», 2011. С 62-68 (0,4 п.л.).

. Зайцев В.А., Реализация международных соглашений об упрощенном порядке приобретения гражданства территориальными органами ФМС России (на примере Белгородской области). // Конституционные основы деятельности органов государства и местного самоуправления в субъекте Российской Федерации (посвящается памяти профессора А.В. Зиновьева): Материалы региональной научно-практической конференции. 21 апреля 2011 года / Под общей редакцией И.А. Соболя, СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. С. 96-99 (0,3 п.л.).

. Зайцев В.А., Формирование научных направлений при изучении миграционных процессов в Российской Федерации. Проблемы законодательного регулирования защиты мигрантов. // СПб. Унив. МВД России. Международная научно-теоретическая конференция адъюнктов и аспирантов "Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России и зарубежных государств в контексте современных научных исследований". 28 апреля 2011 г. С. 44-48 (0,3 п.л.).

. Зайцев В.А. Современные проблемы формирования миграционной политики Российской Федерации. // «Права человека и правоохранительная деятельность (памяти профессора А.В. Зиновьева)»: материалы межвузовской научно-практической конференции. 24 мая 2012 года / СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. С. 60-65 (0,3 п.л.)

. Зайцев В.А., Установление личности как мера восстановления прав и свобод гражданина в современном обществе. // «Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России в контексте современных научных исследований»: материалы IV международной научно-теоретической конференции адъюнктов и докторантов. В 2-х ч. Санкт-Петербург, 26 апреля 2012 г. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. Ч.I. С. 48-53 (0,4 п.л.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...