Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
Общие положения
Цель и задачи учебной дисциплины.
Цель учебной дисциплины является формирование студентов навыков оценивать эффективность проектов природообустройства и водопользования.
Задачи учебной дисциплины:
– овладение знаниями об экологическом проектировании, с этапами и особенностями
проектной деятельности,
– овладение требованиями экологического проектирования,
– овладение знаниями в области нормативно-правовой и инструктивно-методической документации в России.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений» реализуется в вариативной части Блока 1.В.ОД «Обязательные дисциплины» программы бакалавриата основной профессиональной образовательной программы «Природообустройство» по направлению подготовки 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» (уровень бакалавриата) в очной форме обучения.
Изучение учебной дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений» базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися ранее в ходе освоения программного материала ряда учебных дисциплин: «Математика», «Химия», «Экология», «Организация и технология работ по природообустройству и водопользованию», «Природно-техногенные комплексы и основы природообустройства» и др.
Изучение учебной дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений» является базовым для последующего освоения программного материала учебных дисциплин: «Инженерная геодезия», «Техногенные системы и экологический риск», прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (технологическая практика), преддипломной практики и др.
1.3. Планируемые результаты обучения по учебной дисциплине в рамках планируемых результатов освоения основной профессиональной образовательной программы.
Процесс освоения учебной дисциплины в соответствии с основной профессиональной образовательной программой «Природообустройство» по направлению подготовки 20.03.02 «Природообустройство и водопользование» (уровень бакалавриата) направлен на формирование у обучающихся следующих общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с основной профессиональной образовательной программой: ОПК-1, ПК-15.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:
Код
компетенции
| Содержание компетенции
| Результаты обучения
|
ОПК-1
| Способность предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности.
| Знать: характер влияния вредных факторов на экосистему; методы ее защиты
|
Уметь: предусмотреть меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности.
|
Владеть: методами защиты экосистемы в различных ситуациях общественной и профессиональной деятельности.
|
ПК-15
| Способность использовать методы эколого-экономической и технологической оценки эффективности при проектировании и реализации проектов природообустройства и водопользования.
| Знать: основные правовые и инструктивно-методические документы в данной области;
основные принципы технико-экономического и экологического
обоснования проектных расчетов.
Уметь: проводить предварительное технико-экономическое и
экологическое обоснование проектных расчетов;
применять нормативно-
правовую документацию для обоснования проектных расчетов;
оценивать экологические аспекты проектов хозяйственной деятельности.
Владеть: навыками планирования и проведения работ по эколого-экономическому обоснованию
проектов;
способностью к практическому применению полученных знаний при решении
профессиональных задач.
|
Объем учебной дисциплины, включая контактную работы обучающегося с преподавателем и самостоятельную работу обучающегося
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
|
|
|
|
|
Аудиторные учебные занятия, всего
|
|
|
|
|
|
В том числе контактная работа обучающихся с преподавателем:
|
|
|
|
|
|
Учебные занятия лекционного типа
|
|
|
|
|
|
Учебные занятия семинарского типа
|
|
|
|
|
|
Лабораторные занятия
|
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся*, всего
|
|
|
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение разделов дисциплины
|
|
|
|
|
|
Выполнение практических заданий
|
|
|
|
|
|
Рубежный текущий контроль
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (экзамен)
| зачет
| зачет
| | | |
Общая трудоемкость учебной дисциплины
| 4 з.е.
(144 часа)
| 4 з.е.
(144 часа)
| | | |
* Самостоятельная работа – изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, оформление конспектов лекций, написание рефератов, отчетов, курсовых работ, проектов, работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений.
Содержание учебной дисциплины
3.1. Учебно-тематический план по очной форме обучения
Объем учебных занятий составляет 32 часа.
Объем самостоятельной работы – 112 часов.
№ п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, академических часов
|
Всего
| Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
|
Всего
| Лекционного типа
| Семинарского типа
| Лабораторные занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Раздел 1.
Основные понятия и определения дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений».
|
|
|
|
|
| |
2.
| Тема 1.
Цели и задачи дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений в
природообустройстве». Экологическая политика России
|
|
|
|
|
|
|
3.
| Тема 2.
Административные методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью.
|
|
|
|
|
|
|
4.
| Раздел 2.
Экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
|
|
|
|
|
|
|
5.
| Тема 3.
Принципы оценки природных факторов, лимитирующих реализацию хозяйственной или иной деятельности.
|
|
|
|
|
|
|
6.
| Тема 4.
Методы прогнозирования изменений состояния окружающей среды
|
|
|
|
|
|
|
7.
| Раздел 3.
Экономические методы
управления природопользованием.
Принципы экологического проектирования.
|
|
|
|
|
| |
8.
| Тема 5.
Рыночно-ориентированные методы
управления природопользованием.
|
|
|
|
|
|
|
9.
| Тема 6.
Экологический мониторинг, как
составная часть эколого-экономического обоснования
проектов в природообустройстве.
|
|
|
|
|
|
|
10.
| Раздел 4.
Прогнозирование природопользования. Виды прогнозов.
|
|
|
|
|
| |
11.
| Тема 7.
Методы прогнозирования. санитарно-гигиеническое, производственно-ресурсное и экосистемное нормирование.
|
|
|
|
|
|
|
12.
| Тема 8.
Информационное обеспечение
задач управления в природообустройстве.
Оценка и прогноз антропоэкологических аспектов.
|
|
|
|
|
|
|
Общий объем, часов
|
|
|
|
|
|
|
Форма промежуточной аттестации
| Экзамен
|
|
3.2. Учебно-тематический план по заочной форме обучения
Объем учебных занятий составляет 32 часа.
Объем самостоятельной работы – 112 часов.
№ п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, академических часов
|
Всего
| Самостоятельная работа, в т.ч. промежуточная аттестация
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
|
Всего
| Лекционного типа
| Семинарского типа
| Лабораторные занятия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Раздел 1.
Основные понятия и определения дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений».
| 35,5
|
| 2,5
| 0,5
|
| |
2.
| Тема 1.
Цели и задачи дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений в
природообустройстве». Экологическая политика России
| 18,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
3.
| Тема 2.
Административные методы управления природопользованием и природоохранной деятельностью.
| 17,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
4.
| Раздел 2.
Экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
| 35,5
|
| 2,5
| 0,5
|
|
|
5.
| Тема 3.
Принципы оценки природных факторов, лимитирующих реализацию хозяйственной или иной деятельности.
| 17,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
6.
| Тема 4.
Методы прогнозирования изменений состояния окружающей среды
| 18,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
7.
| Раздел 3.
Экономические методы
управления природопользованием.
Принципы экологического проектирования.
| 36,5
|
| 2,5
| 0,5
|
| |
8.
| Тема 5.
Рыночно-ориентированные методы
управления природопользованием.
| 18,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
9.
| Тема 6.
Экологический мониторинг, как
составная часть эколого-экономического обоснования
проектов в природообустройстве.
| 18,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
10.
| Раздел 4.
Прогнозирование природопользования. Виды прогнозов.
| 36,5
|
| 2,5
| 0,5
|
| |
11.
| Тема 7.
Методы прогнозирования. санитарно-гигиеническое, производственно-ресурсное и экосистемное нормирование.
| 18,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
12.
| Тема 8.
Информационное обеспечение
задач управления в природообустройстве.
Оценка и прогноз антропоэкологических аспектов.
| 18,25
|
| 1,25
| 0,25
|
|
|
Общий объем, часов
|
|
|
|
|
|
|
Форма промежуточной аттестации
| Экзамен
|
|
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине
4.1. Виды самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
№ п/п
| Раздел, тема
| Формы текущего контроля, в т.ч. самостоятельной работы
|
Академическая активность, час
| Форма академической активности
| Выполнение практических заданий, час
| Форма практического задания
| Рубежный текущий контроль, час
| Форма рубежного текущего контроля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Раздел 1.
Основные понятия и определения дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений».
|
| Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела
|
| Реферат
|
| Кейс- задание
|
2.
| Раздел 2.
Экологическая экспертиза. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).
|
| Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела
|
| Реферат
|
| Кейс- задание
|
3.
| Раздел 3.
Экономические методы
управления природопользованием.
Принципы экологического проектирования.
|
| Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела
|
| Реферат
|
| Расчетное практическое задание
|
4.
| Раздел 4.
Прогнозирование природопользования. Виды прогнозов.
|
| Подготовка к лекционным и практическим занятиям, самостоятельное изучение раздела
|
| Реферат
|
| Расчетное практическое задание
|
4.2. Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине
Раздел 1. Основные понятия и определения дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений».
Цель: овладение основными понятиями и определениями дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений».
Перечень изучаемых элементов содержания:
Цели и задачи дисциплины «Эколого-экономическое обоснование инженерных решений в природообустройстве». Понятие экологического обоснования. Актуальность эколого-экономического обоснования проектов. Понятие управления природопользованием. Понятие экологической политики. Экологическая политика России. Виды экологической политики.
Понятие метода управления природопользованием.
Экологическое и природно-ресурсное законодательство. Экологический мониторинг.
Система стандартов и нормативов. Лицензирование хозяйственной деятельности. Экологическая сертификация (маркировка).
Вопросы для самоподготовки:
1. Актуальность эколого-экономического обоснования проектов.
2. Цели и задачи дисциплины «Эколого-экономическое обоснование
инженерных решений в природообустройстве».
3. Понятие экологического обоснования.
4. Понятие управления природопользованием.
5. Понятие экологической политики.
6. Виды экологической политики.
7. Экологическая политика России.
8. Содержание разделов ОВОС.
9. Соотношение ОВОС и экологической экспертизы.
10. Понятие метода управления природопользованием.
Формы контроля самостоятельной работы обучающихся:
Письменный или устный ответ на вопросы по теме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: