Общие принципы моделирования
Перед тем как дать описание основных используемых на сегодняшний день методов моделирования, укажем общие принципы и особенности, которые должны быть учтены при построении модели. 1. Принцип осуществимости. Создаваемая модель прежде всего должна обеспечивать достижение поставленных целей. Таким образом, прежде чем приступить к сбору информации об объекте, нужно четко определить границы области моделирования, цели и количественные показатели их достижения; «моделирование ради моделирования» обычно создает негативное отношение к проекту в компании, снижает лояльность руководства. 2. Принцип информационной достаточности. При полном отсутствии информации об исследуемом объекте построение его модели невозможно. При наличии полной информации моделирование не имеет смысла. Существует некий критический уровень априорных сведений об объекте, при достижении которого имеет смысл переходить от этапа сбора информации к этапу собственно построения модели. В данном случае закладываются условия для выполнения такого значимого требования, как адекватность модели, а именно достижение разумного баланса между детальностью и потребительскими качествами модели. 3. Принцип множественности модели. Создаваемая модель должна отражать те свойства реального объекта, которые влияют на выбранные показатели эффективности. При использовании любой конкретной модели познаются только некоторые области действительности. Для более полного исследования реального объекта необходим ряд моделей, позволяющих с разных сторон и с разной детализацией отражать рассматриваемый процесс. 4. Принцип агрегирования. В большинстве случаев сложную систему можно представить в виде совокупности агрегатов (подсистем), для адекватного описания которых оказываются пригодными некоторые стандартные схемы. Имея хорошо структурированные, относительно независимые блоки нижнего уровня, появляется возможность довольно гибко перестраивать модель в зависимости от меняющихся по ходу проекта требований, предлагать на выбор лицу, принимающему решение, различные варианты построения модели, лишь перегруппируя подсистемы и изменяя взаимосвязи между ними.
5. Принцип отделения. Исследуемая область, как правило, имеет в своем составе несколько изолированных компонент, внутренняя структура которых достаточно прозрачна или не представляет непосредственного интереса для целей проекта, в таком случае ее место в модели занимает условный пустой блок, для которого определяются только значимые входные и выходные информационные потоки. Этот прием используется при определении границ области моделирования и при расстановке приоритетов внутри нее, он позволяет сократить объем и продолжительность моделирования, однако может негативно сказаться на адекватности модели.
Базовые определения по архитектуре
В качестве общих элементов определений, связанных с архитектурой, можно использовать следующий перечень [7]: ♦ архитектура определяет основные компоненты (бизнес-архитектура, архитектура приложений и т. д.); ♦ архитектура определяет взаимосвязи между компонентами и взаимодействия между ними; ♦ уровень детализации архитектуры выбирается таким, что «опускается» вся информация о компонентах, которая не имеет значения вне вопросов взаимодействия с остальными компонентами архитектуры; ♦ поведение компонент является частью архитектуры настолько, насколько это важно с точки зрения взаимодействия с другими компонентами;
♦ каждая система имеет архитектуру, даже система, которая состоит из одной компоненты; ♦ архитектура содержит объяснения и обоснования по поводу своих компонент и структуры; ♦ определения архитектуры не содержат описания самих компонент. Приведенные в вышеуказанном источнике примеры общих принципов, связанных с архитектурой в целом, также могут быть взяты за основу при осуществлении проектирования и использовании модели бизнес-архитектуры: ♦ все подразделения (ведомства) должны использовать в своей работе архитектуру, разработанную для организации (правительства) в целом; ♦ архитектура должна обеспечивать решение вопросов бесперебойного выполнения организациями своих функций, безопасности и восстановления в случае катастрофических событий; ♦ функциональные (бизнес-) требования должны формировать архитектуру; ♦ архитектура должна обеспечивать совместимость и взаимодействие; ♦ архитектура должна быть расширяемой, масштабируемой и адаптивной; ♦ архитектура должна быть инструментом реализации изменений; ♦ архитектура должна уменьшать сложность интеграции и способствовать улучшению качества бизнес-процессов; ♦ тенденции рынка должны учитываться при проектировании технологической архитектуры.
Объектный анализ
Объектный анализ – это метод исследования не бизнес-процесса в целом, а его неделимых наименьших функциональных частей системы (на данном уровне рассмотрения) – структурных элементов (объектов), связанных между собой некими отношениями. В качестве объектов предметной области могут рассматриваться конкретные предметы или реальные сущности, например клиент, заказ, изделия, документ и т. п. (рис. 3).
При этом различают пассивные объекты (материалы, документы, оборудование), над которыми выполняются действия, и активные объекты (организационные единицы, конкретные исполнители, программное обеспечение), которые осуществляют действия. Каждый объект характеризуется своим состоянием (точнее набором атрибутов, значения которых определяют состояние), а также набором операций для проверки и изменения этого состояния. Каждый объект является представителем некоторого класса однотипных объектов, определяющего их общие свойства.
Качественно-количественному анализу подвергается «операционное окружение» объектов системы. Структура операционного окружения включает такие основные составляющие и их характеристики, как состав: ♦ функций, уровень их типизации, уровень автоматизации; ♦ документооборота; ♦ организационных единиц, должностей, ролей; ♦ информационных и технических средств.
Процессный анализ
Понятие процесса
Процессный анализ предполагает исследование одного или множества бизнес-процессов организации в целом. Варианты определения процесса следующие. ♦ Процесс – это множество внутренних шагов деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту. ♦ Процесс – это поток работы, проходящий от одного специалиста к другому или от одного отдела к другому (в зависимости от уровня рассмотрения). ♦ Процесс – это одна или более связанных между собой процедур либо операций (функций), которые совместно реализуют некую бизнес-задачу или политическую цель предприятия, как правило, в рамках организационной структуры, описывающей функциональные роли и отношения. ♦ Процесс – это взаимонезависимый компонент производственной системы, преобразующий вход в один или несколько выходов в соответствии с предварительно установленными правилами. ♦ Процесс – это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с определенными критериями. Процессный подход к моделированию позволяет: ♦ перейти от «точечного» текстового описания деятельности (Положения о подразделениях и должностных инструкций) к полному формализованному графическому описанию деятельности, интегрирующим стрежнем которого является модельное представление бизнес-процессов; ♦ выделить и использовать процессы в качестве объектов управления (раньше управляли функциями, выполняемыми тем или иным подразделением);
♦ сменить ориентацию вектора управления компании от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на заказчика»). Заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Независимо от этого именно он оценивает результаты выполнения процессов, а не начальник, стоящий выше по иерархии. Необходимость эффективного и целесообразного выбора процессов верхнего уровня при описании деятельности организации требует классифицировать их на значимые и незначимые процессы. Критерии значимости процессов могут быть различны: результативность, эффективность, гибкость, по пригодности создания ценности, по пригодности для решения стратегических задач. С учетом роли и места в деятельности организации предлагается классификация бизнес-процессов на следующие типы: ♦ основные (ключевые) процессы – устойчивые процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, ориентированные на создание конечного продукта/услуги; в составе основных процессов может быть выделен контур управляющего воздействия: собственно действие и контроль за его исполнением; ♦ обеспечивающие процессы – (правовое и кадровое обеспечение и т. д.) – процессы, обеспечивающие нормальное выполнение основных процедур и изменяющиеся в зависимости от изменения состава и технологии основных процессов; ♦ процессы внешнего взаимодействия – процессы взаимодействия с объектами, не входящими в согласованные границы описания предметной области; например, если объектом моделирования является предприятие в целом, то процессом внешнего взаимодействия будет являться процесс предоставления отчетности контрольным органам. Также дополнительно может быть выделена категория процессов развития – процессы, определяющие тенденции и направления развития основных процессов в зависимости от анализа и прогнозируемых направлений совершенствования процедур организации.
Компоненты процесса
Для задания процесса необходимо определить: ♦ название (определение) процесса; ♦ реализуемую функцию или их последовательность; ♦ участников процесса; ♦ ответственное лицо – владельца процесса; ♦ границы процесса; ♦ входные и выходные потоки, а также их поставщиков (или потребителей); ♦ требуемые ресурсы (производственные, технические, материальные, информационные); ♦ определяющую цель (цели) процесса; ♦ метрики процесса, точки и процедуры мониторинга процесса;
♦ возможные риски и влияния процесса на субъекты процесса. Входные потоки – материалы, услуги и/или информация, преобразуемые процессом для создания выходных потоков. Выходные потоки – результат преобразования входных потоков. Ресурсы – содействующие факторы, непреобразуемые, чтобы стать выходным потоком (персонал, оборудование, помещения, информация и т. п.). Владелец процесса – лицо (бизнес-роль), несущее полную ответственность за процесс и наделенное полномочиями в отношении этого процесса. Он не касается функций, выполняемых в рамках процесса отдельными департаментами. Ему важна успешная реализация всего процесса и прежде всего его производительность, эффективность и адаптируемость. Владелец процесса обеспечивает взаимодействие с поставщиками входных потоков процесса и с потребителями его результатов. Исходя из вышеизложенного, выделяются основные составляющие модели бизнес-процесса, участвующие в ее построении: ♦ функции (действия, выполняемые участниками процесса); ♦ ресурсы (производственные, технические, материальные, системные); ♦ документы и данные (как преобразуемые в процессе, то есть входной/ выходной поток, так и непреобразуемые, то есть как ресурс); ♦ участники процесса (трудовые ресурсы); ♦ материалы/продукты, услуги (как преобразуемые в процессе, то есть входной/выходной поток).
Анализ процесса
Для анализа процессов рекомендуется использовать опыт консультантов, эталонные и референтные модели, «check-листы» и другие статистические методы, применяемые в менеджменте качества. Аспекты анализа процесса: ♦ анализ топологии процесса; ♦ анализ характеристик процесса; ♦ анализ ошибок процесса; ♦ анализ динамики выполнения процесса (время выполнения, расход и занятость ресурсов и оборудования); ♦ анализ рисков процесса; ♦ анализ ресурсного окружения процесса; ♦ анализ возможностей стандартизации процесса (создание эталонных, референтных моделей).
Анализ топологии процесса
Анализ топологии процесса может проводиться в несколько итераций. В результате первоначальный построенный процесс может кардинально измениться. Например, функции, которые раньше выполнялись последовательно друг за другом, стали выполняться параллельно. Цель данного анализа – добиться максимально понятного течения процесса, отражающего при этом либо реальное положение вещей, либо оптимальное с учетом доступности ресурсов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|