Построение информационной модели
Одной из первых компонент модели бизнес-архитектуры организации, которая должна быть проанализирована, является информационная составляющая. Можно выделить следующие основные компоненты информационной модели: ♦ правовые документы – нормативная и правовая база; ♦ операционные документы; ♦ операционные сведения (данные). Значимость данной компоненты трудно переоценить. Именно в ней содержится документированный порядок основных регламентов деятельности организации. В случаях если это не так, исполнитель совместно с заказчиком должен в обязательном порядке до начала процесса моделирования восполнить данный пробел и в традиционной форме (приказ, инструкция и т. д.) задокументировать реально действующий регламент на предприятии. При проектировании информационной модели необходимо учитывать целевые задачи, которые должны быть достигнуты в рамках оптимизации деятельности организации. В рамках данной модели наиболее часто встречаемыми являются такие проблемные вопросы, как: 1) актуализация и обеспечение непротиворечивости и полноты нормативной правовой базы; 2) устранение избыточности в операционных документах; 3) устранение избыточности в операционных данных и существенное сокращение операций по идентификации и проверке их достоверности. Применительно к задаче улучшения качества нормативной правовой базы необходимо обеспечить: ♦ построение классификаторов и кодификаторов для нормативных правовых документов, ориентированных на решение задачи «сквозной» регламентации всего бизнес-процесса; ♦ в рамках проектирования структуры для объекта «нормативный правовой» документ предусмотреть состав атрибутов и связей, которые позволяют:
– отразить точки использования в бизнес-процессе каждого документа (в том числе на уровне отдельных его разделов); – отразить связь документа с составом объектов, которые подпадают под его регламентацию (например, операционные документы, сведения, информационные системы и т. д.); – отразить связь с другими правовыми документами. Благодаря такой форме описания правовой базы появляется возможность точно ответить на вопросы: ♦ насколько активно и где используется конкретный документ (либо отдельные его положения); ♦ как должны учитываться изменения при редакции, отмене конкретного документа, с точки зрения возможной передачи под юрисдикцию другим нормативным документам ранее регламентируемых им объектов; ♦ как правовые документы опосредованно связаны друг с другом через регламентируемые процессы; ♦ какие процессно-значимые моменты должны быть учтены при разработке нормативных правовых документов; ♦ есть ли логические противоречия в регламентируемом порядке деятельности организации (в первую очередь действий должностных лиц); ♦ какие правовые акты устарели и в реальности не используются и т. д. Кроме того, такая формализация представления нормативной правовой базы позволяет осуществить упорядочивание и повышение качества процесса развития и поддержки нормативной правовой базы за счет четкого отслеживания «поля» действия каждого нормативного правового документа и его взаимосвязи с другими правовыми документами. Проблема устранения избыточности и обеспечения непротиворечивости в используемых операционных документах и сведений (данных) является одним из основных резервов оптимизации бизнес-процессов. Ее решение связано с реализацией принципа обеспечения единого источника информации данных (сведений), которые в дальнейшем используются либо в документах, либо в информационных системах. При этом необходимо отметить, что элементарной единицей операционного информационного потока могут быть либо конкретные данные (сведения), либо документ.
В контексте данного подхода тот или иной операционный документ может рассматриваться либо как первичный источник определенных сведений, либо как вторичный источник, то есть получатель (носитель) данных, поступивших из первичного источника (источников), например первичных документов или информационных (технических) систем, либо как самостоятельная элементарная единица операционного информационного потока. Поэтому при проектировании компоненты информационной модели, касающейся операционных информационных потоков, необходимо предусмотреть обязательное выполнение следующих шагов: ♦ инвентаризация всех операционных данных (сведений), задействуемых в операционном процессе; ♦ установление источников по каждому данному (сведению) без категорирования источников на первичные и вторичные; ♦ категорирование источников по каждому данному (сведению); ♦ создание отдельных категорий объектов в информационной модели – источник, носитель (вторичный источник), информационная единица операционного информационного потока (данные либо документ), сведения (данные) с соответствующим набором атрибутов, позволяющих установить взаимные связи; ♦ установление связей операционных данных и документов с фрагментами бизнес-процесса; ♦ установление связей информационных источников, операционных данных и документов с нормативной правовой базой. Благодаря такой систематизации операционного информационного потока и проектированию элементов его модели появляется возможность решить следующие вопросы, значимые для последующей оптимизации: ♦ наиболее часто используемые в бизнес-процессе операционные данные и документы; ♦ неиспользуемые и редко используемые в бизнес-процессе операционные данные и документы; ♦ количество вхождений одних и тех же операционных данных в разные операционные документы; ♦ конфликтные ситуации, связанные с идентификацией точных значений данных (сведений) при их расхождении в разных источниках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|