Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российские святые на аланской земле.

 

Судьба христианства в Осетии сурова. Предки осетин — скифы и сарматы — были одними из первых народов, услышавших благую весть. Учение Христа принесли в Скифию апостолы Андрей Первозванный и Симон Канонит. Грузинские летописи утверждают, что, зная о прибли­жающейся смерти, проповедовавший в Персии и Мидии Матфей прибыл в Аланию (древнее название Осетии) и был похоронен в ее пределах.

После нашествия гуннов аланы растеклись по всей Европе, а оставшиеся на исторической родине к Х веку создают мощное раннефеодальное государство. Византия обращает взоры к аланам, видя в них желанных союзников на Востоке. В это время и выбрали аланы христианство. Да по-иному и быть не могло, ведь надо было противостоять сильнейшему хазарскому каганату, «защищенному», как верили хазары, щитом иудаизма. О мусульманстве в то время и речи не шло, ведь это была религия далеких кочевых народов. А вот христианство помимо света истинной веры несло и немалые моральные преимущества: Новый завет не мог не победить старый иудейский закон.

Уже в 921 году образовывается аланская митрополия, начинается активное созидание храмов. Зеленчукские, Сентинский и Шоанинский храмы — древнейшие в РСФСР — построены на целое столетие раньше знаменитых храмов святой Софии в Киеве и Новгороде! Кстати, значение, которое придавали аланам-осетинам духовные пастыри, видно из сообщений Иоанна Мариньоли.

В работе «О вере после потопа» он писал: «Ревностно служил Богу Сим, историю которого мы изучаем. На второй год после потопа он произвел на свет Элама, от которого произошел на востоке благородный род аланов, являющихся ныне величайшим и благороднейшим народом мира; всех прекраснее и храбрее их мужчины».

Кстати, осетины оставили немалый след в христианской культуре. Двенадцать сцакисянцев — святых, почитаемых армянской церковью, родом аланы. Общеизвестен подвиг Николоза Двали, в начале XIV века забитого камнями в Иерусалиме за проповедь христианства и причисленного к лику святых. Еще два осетина-двали (т. е. из Туальского ущелья) достигли редкого искусства в книжной миниатюристике и переписке книг на Святой горе—это Иван и Иосиф Двали (XII—XIII вв.). Осетином был и художник, расписавший стены знаменитой Нузальской часовни — Бола Тлиаг.

Христианство сблизило Аланию с Русью, искавшей среди единоверцев помощи для отпора хазарам и половцам. Многие русские князья выбирали себе жен из прекрасных осетинских (ясынских, ясами называли тогда алан) царевен. Ярополк Владимирович, Андрей Боголюбский, Мономах... В 1107 году Владимир Мономах женил сына своего Юрия на внучке аланского князя Осеня. Одна из княгинь — Мария, рожденная в древней Алании, подарила 12 детей великому князю Всеволоду III, прозванному за это «Большое гнездо». Она возводила храмы и монастыри во Владимире, своем стольном граде. Всеволод III, женившись на Марии, выдал сестру ее за Мстислава, сына киевского князя Святослава.

Всю жизнь великая княгиня Мария беззаветно служила идее христианства. Лаврентьевская летопись сообщает: «... постриглась великая княгиня Всеволжья в монашеский чин в монастыре св. Богородицы, который сама создала. И проводил ее великий князь Всеволод со слезами до монастыря с сыном Георгием и дочерью Всеславой, были епископ и игумен Симон и другие игумены и чернецы — провожали многие со слезами, потому что на всех изливала добро благоверная княгиня...»

За мудрость, благочестие, подвижничество Русская церковь провозгласила Марию святой. Она стала третьей «своей», русской, святой, после киевской княгини Ольги и князя Владимира, крестившего Русь. Четвертым на Руси был канонизирован сын Марии князь Михаил Черниговский, пятым — внук ее Александр Невский, шестым — правнук Даниил. Ветвь, идущая от одного сына Александра Невского, Андрея, привела к рождению Александра Сергеевича Пушкина. Ветвь, идущая от другого его сына,-Даниила Святого, привела к рождению Наталии Николаевны Гончаровой.

Кто знает, как бы в дальнейшем сложились отношения Алании и Руси, если бы в XIII веке не захлестнуло христианские народы потоком варварских нашествий. Но трагедия почти полностью уничтоженного трехмиллионного населения Кавказской Алании, простиравшейся от Азова до Каспия, разрушение городов и крепостей, прекрасных храмовых комплексов Архыза и Домбая не смогли вырвать светлый образ Иисуса Христа из народных сердец. Не удалось это ни татарским туменам, ни кровожадному Тимуру, ни шаху Аббасу.

Почти пятивековое существование Аланской епархии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих храмов, загнанные в горы, в последние века не имевшие грамотных священников, осетины перенесли дорогие для них имена христианских святых на древние горные святилища.

Сами места для молений в Осетии называются «дзуар», что означает «крест». Многие дзуары — это разрушенные церквушки Х—XIV веков.

Объявляют языческим святилищем и одну из главных святынь Осетии — Реком (памятник деревянного зодчества), не боясь Бога и «забывая», что цари Грузии, свершавшие паломничество к Рекому, не могли, в силу принадлежности к православию, молиться на языческих капищах. Еще в конце прошлого века исследователи Рекома видели в нем иконостас!

Одно из самых своеобразных сочетаний языческих и христианских традиций — святая роща Хетага.

Издавна была поставлена здесь маленькая деревянная часовенька с образом Георгия Победоносца, но она была сожжена в первые годы революции. С тех пор власти всячески пытались утвердить языческий смысл рощи — и немало в том преуспели...

В общем, уникальный случай. До появления казачьих станиц осетины были единственным европейским и христианским народом Северного Кавказа, 70-летними усилиями этот народ пытались загнать в дикую «азиатчину». Многое этим варварам, к сожалению, удалось. Но и сил у народа осталось немало, сможет он достойно пережить и эту страницу своей истории.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Я не скажу, что Осетия лучше других уголков земли, а осетины лучше других народов, поскольку глубоко уважаю другие нации и народности. Однако пусть никто не упрекает меня в том, что родной осетинский народ мне ближе всех и что я люблю его больше. Я перестану уважать любого – русского, узбека или армянина, - кто станет утверждать, что одинаково относится ко всем народам и никогда не выделяет из их числа своего народа.

Великий гуманист Коста Хетагуров писал:

Люблю я целый мир, люблю людей бесспоно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? –

Тебя, родной аул и бедный наш народ.

Каждый человек обязан любить прежде всего свой народ, свою малую Родину, лелеять её и способствовать её процветанию. Но вместе с тем он должен с уважением относиться и к другим народам. Вот принцип лишённый всякого лицемерия. Полностью разделяю слова замечательного русского мыслителя П. Чаадаева, который писал: «Я не научился любить родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами».


Список использованной литературы.

 

1. Казбек Челехсаты – «ОСЕТИЯ И ОСЕТИНЫ» Санкт-Петербург 2002г.

2. Гастан Агнаев - «Осетинские обычаи» Владикавказ, «Урсдон», 2006г.

3. Д.Я. Лавров – газета «Терские ведомости». 1874г. №24

4. М. Бурнацев – газета «Православный вестник Ставрополья», сентябрь 2004год.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...