Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды (формы) конституционного контроля в Республике Беларусь




 

Конституционный Суд Республики Беларусь, как впрочем, и специализированные органы конституционного контроля других стран, это особый судебный орган, осуществляющий функции правосудия (конституционного правосудия и одновременно выступающий в роли одного из высших органов государственной власти обладающий полномочиями по проверке конституционности нормативных актов всех государственных органов). Поскольку Конституция является системообразующим актом, в ее верховенстве и защите заинтересованы все государственные органы, должностные лица и граждане. Однако особую роль здесь играют органы конституционного контроля. Принимаемые нормативно-правовые акты часто противоречат Конституции, искажают ее смысл, содержат пробелы и т.д. Это объясняется недостатками в правотворческой сфере, отсутствием надлежащей подготовки, знаний в той или иной области, влиянием политической конъюнктуры, обусловливается экономической или политической целесообразностью [6].

Как в законодательстве Республики Беларусь, так и в законодательстве других стран закреплено, что правовая охрана Конституции - обязанность различных государственных органов, должностных лиц. Вышестоящие органы в этих целях нередко наделяются правом отмены актов нижестоящих органов, если они не соответствуют законодательству.

В настоящее время органы конституционного контроля действуют в большинстве стран мира, из них более 30 - на европейском континенте. Европейская модель конституционного контроля, при которой вопрос о конституционности проверяемого нормативного правового акта решается вне конкретного судебного дела, позволяет обеспечивать правовую объективность в силу отсутствия связанности при разрешении конституционных вопросов обстоятельствами конкретного дела, экономить время. Европейская модель конституционного судебного контроля была воспринята практически всеми республиками бывшего СССР (исключение - Туркмения) и странами Восточной Европы.

Правовой статус Конституционного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь (ст. 40, 59, 60, 112, 116, 122 и др.), а также Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь», с последующими изменениями и дополнениями, и Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, принятым решением Конституционного Суда от 18 сентября 1997 г. № Р-58/97 (в редакции решения Конституционного Суда от 11 июня 2001 г. № Р-117/2001). Положения о Конституционном Суде Республики Беларусь включены в гл. 6 «Суд» Конституции, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти. Являясь особым судебным органом, он призван осуществлять закрепленные за ним функции и полномочия, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции, выступать на одном (общегосударственном) уровне с представительной и исполнительной ветвями власти. Особый статус Конституционного Суда подчеркивается и тем, что другие высшие органы судебной власти в Конституции только упоминаются - в ней не говорится об их компетенции. Компетенция Конституционного Суда определена в основном непосредственно в самой Конституции, что является гарантией против посягательства на его независимость. Более того, конституционные принципы и нормы могут быть развиты в законе о Конституционном Суде Республики Беларусь.

Согласно ч. 7 ст. 116 Конституции не только порядок организации и деятельности, но и компетенция Конституционного Суда определяются законом, т.е. не только Конституцией. При этом необходимо соблюдать, по крайней мере, два важных требования:

)   полномочия Конституционного Суда, закрепленные в Конституции, не могут быть ограничены законом;

)   «иные» полномочия (помимо тех, что прямо предусмотрены в Конституции) должны соответствовать юридической природе данного органа государственной власти, т.е. его юрисдикция имеет определенные границы.

Наряду со специальным законом, посвященным определению статуса Конституционного Суда, отдельные нормы, касающиеся полномочий данного органа конституционного контроля, могут содержаться в иных актах.

Институт конституционного правосудия, как известно, существует в большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права, среди главных источников которого - Конституция, требует наличия конституционного контроля. В действующей в Республике Беларусь Конституции установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств. Конституционный Суд формируется на паритетной основе: шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда.

Основой деятельности белорусского государства является закрепленный в ст. 7 Конституции принцип верховенства права. Верховенство права Конституционным Судом рассматривается как нормативно закрепленная справедливость, а права и свободы - как ценностный ориентир в правотворческой и правоприменительной практике, ограничитель не только прав и свобод других лиц, но и государства. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства [6].

Национальное законодательство и правоприменительная практика стран молодой демократии, к которым относится и Республика Беларусь, еще не достигли полного соответствия существующим международным стандартам в области прав и свобод человека, исполнения обязанностей. Процесс такого сближения нуждается в постоянном контроле конституционных судов, отличительной особенностью работы которых является сочетание основательных, теоретических научных подходов с глубоким знанием практики, реалий жизни.

Конституционный Суд Республики Беларусь - первый из государственных органов, который стал формировать собственную позицию, ориентируясь на Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, практику работы Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека. В Конституции помимо закрепления приоритета общепризнанных принципов международного права (на наш взгляд, они должны предопределять трактовку конституционных норм) имеется прямая запись о верховенстве права. Этот принцип налагает соответствующие обязанности не только на нормотворческие, но и на судебные органы, и в первую очередь на Конституционный Суд Республики Беларусь. Согласно Конституции суды обязаны осуществлять не законосудие, а правосудие, и сам законодатель их к тому обязывает, когда устанавливает правовые возможности судебного усмотрения. Отметим, что концепция судебного усмотрения в нашем праве не разработана, а судебная практика и осуществляемый над ней контроль еще имеют недостатки. В этой связи можно вспомнить «волнообразный» подход в прошлом к оценке судебной практики, например в сфере применения норм об уголовной ответственности. Были периоды, когда деятельность судов при назначении наказания оценивали то, как слишком мягкую, то, наоборот, как недопустимо жесткую. К сожалению, не выработаны, а в большей мере не внедрены в практику объективные критерии разумной политики государства в сфере уголовно-правовых отношений. Определенным свидетельством «брака» государственных органов в этом деле является систематическое издание (почти ежегодное) законов об амнистии. Сами по себе эти акты могут приниматься не в целях уменьшения критической массы заключенных в местах лишения свободы, а в силу каких-то значимых событий. И в то же время суды должны назначать справедливое наказание, продолжительность которого должна определяться тяжестью совершенного уголовно-наказуемого деяния, а возможно, и тяжестью условий содержания в таких местах (коль скоро государство взяло на себя обязательства по обеспечению не только общепризнанных принципов (ст. 8 Конституции), но и норм международного права, международных договоров Республики Беларусь, относящихся к исполнению наказания и обращению с осужденными (ст. 3 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь), но пока не в состоянии исполнить это правовое предписание).

Правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются им в решении, являются основой для корректировки законодательства, изменения практики его применения, содержат концептуальные подходы для будущих решений. В европейских странах правовые позиции Конституционного Суда, не говоря уже о резолютивной части решения, рассматриваются как обязательные для законодателя. К сожалению, у нас иногда проявляется неадекватная современным представлениям о праве, роли и значении Конституции реакция на решения Конституционного Суда, который в последние годы действует аполитично, руководствуясь исключительно ценностями права, интересами государства и гражданина. Ведь на него, как и на другие государственные органы, Конституцией Республики Беларусь (ст. 59) возложена обязанность в пределах компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Поэтому должностные лица обязаны не только хорошо знать собственную Конституцию, ориентироваться на обязательные для Республики Беларусь международно-правовые акты, но и хотя бы ознакомиться с конституционными текстами тех стран, которые добились успехов в развитии правового государства (например, Германии, Франции, Австрии).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...