Денежно-кредитная политика имеет свои сильные и слабые стороны.
Сильные стороны:
быстрота и гибкость. Она способна быстро менять свои ориентиры: например, масштабы покупки или продажи государственных облигаций могут изменяться ежедневно. Лаг решения в сфере денежно-кредитного регулирования гораздо короче по сравнению с соответствующим лагом в бюджетно-налоговой сфере. Так, в США комитет открытого рынка Федеральной Резервной Системы собирается для принятия политических решений довольно часто, в то время как в области фискальной политики для выработки приемлемого решения необходимо подготовить законодательство, рассмотреть его в обеих палатах Конгресса и получить их одобрение. Поэтому не случайно факт чрезмерной длительности законодательного процесса в бюджетной политике США вызвал к жизни постановку вопроса о предоставлении президенту права предпринимать определенные действия в сфере бюджетно-налогового регулирования без законодательного оформления Конгрессом (но при сохранении за последним права "вето"). Подобных проблем в монетарной политике фактически не существует. Правда, в монетарной политике может оказаться весьма продолжительным лаг воздействия, в то время как в фискальной сфере изменения налоговых ставок, объема госзакупок и программ трансфертных платежей способны достаточно быстро стабилизировать макроэкономическую ситуацию.
изоляция от политического давления: относительно меньшая коррумпированность руководителей центрального банка, которые обычно назначаются на длительный срок (в США - 14 лет), а потому имеют большие возможности проводить непопулярные мероприятия. Кроме того, кредитно-денежная политика мягче, является более тонкой. Поэтому ее труднее критиковать, нежели политику сокращения государственных расходов или увеличения налогов.
Слабые стороны:
трансмиссионный механизм крайне сложен. Слабость одного звена способен повлечь за собой сбой всего механизма. Данный механизм реализуется лишь при условии усиления центрального банка, государственный контроль за которым затруднен. К тому же, по убеждению кейнсианцев, неэффективность монетарной политики объясняется непредсказуемостью спроса на деньги.
политика дорогих денег в целом достаточно результативна - особенно в плане борьбы с инфляцией. А вот политика дешевых денег сталкивается с проблемой, выражаемой пословицей: "можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его напиться". Коммерческие банки в результате проведения центральным банком данной политики получают возможность выдавать больше ссуд и тем самым положительно воздействовать на инвестиционную активность предприятий. Но приказать коммерческим банкам расширить предложение денег, а фирмам больше вкладывать в производство (особенно в условиях экономического спада, когда кредитные риски велики) никто не сможет. Таким образом, против глубокого спада политика денежной экспансии мало что дает. Хотя денежная политика, бесспорно, способна лечить экономику во время неглубоких спадов, однако никакой значительный спад при больших незагруженных производственных мощностях и высоком уровне безработицы не удавалось остановить посредством повышения доступности кредита. Дело в том, что кредиты, полученные домохозяйствами и фирмами, в результате проведения политики дешевых денег, могут быть направлены ими не на покупки потребительских и инвестиционных товаров, а на погашение уже имеющейся задолженности. По мнению кейнсианцев, Великая депрессия доказала невозможность при помощи денежного регулирования вернуться к процветанию: политика дешевых денег, проводимая в эти годы ФРС, не привела к увеличению банковских ссуд и расходов частного сектора.
не вполне ясно, увеличивается или сокращается потребление в результате уменьшения процентной ставки. С одной стороны, пониженная ставка процента побуждает значительную часть населения меньше сберегать и больше потреблять. С другой стороны, для тех, кто сберегает с целью обеспечить старость или накопить на образование детей, более низкая процентная ставка заставляет больше отказывать себе в текущем потреблении. Конечно, многие из указанных слабостей денежно-кредитной политики проявляются лишь в экстремальных условиях глубокой депрессии. В нормальных условиях политика дешевых денег все же порождает кредитную экспансию и подстегивающий экономику рост денежного предложения.
некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном предложению денег. Так, некоторые статистические данные показывают, что при сокращении предложения денег автоматически возрастает скорость их обращения, поэтому сдерживание денежной массы, ее таргетирование не способно адекватно снизить инфляцию. Именно инфляция при прочих равных условиях заставляет хозяйственных агентов всеми способами убыстрять денежные расчеты, избавляться от обесценивающихся денег, что, в конечном счете, приводит к увеличению V и нейтрализации проводимой политики дорогих денег. И, наоборот, проводимая в период спада политика дешевых денег, характеризуемая низкими ставками процента, побуждает население не торопиться с вкладами сбережений в банки, что замедляет V и нейтрализует позитивный эффект данной политики.
Денежно-кредитная политика будет успешнее, если она эффективно сочетается с другими мерами, в частности, с фискальной политикой (в частности, мерами по регулированию бюджетного дефицита), политикой занятости и т.д. Лишь в этом случае она достигает желаемого эффекта.