При всем многообразии теорий, объясняющих характер и причины инфляции, все они сходятся на том, что при определенном, высоком, уровне инфляция становится опасной для экономической и социальной стабильности общества.
Правда, с точки зрения кейнсианцев, у невысокой инфляции есть и свои плюсы. В краткосрочном аспекте открытая инфляция, порождая непрерывный рост цен, вызывает через слепую реакцию рыночных механизмов оживление на товарных рынках, подъем деловой активности. В кейнсианской теории стимулирующее воздействие инфляции связано с предположением, что увеличение денежной массы в обращении влечет за собой снижение процентных ставок, которое увеличивает инвестиционную активность, способствует расширению производства и занятости особенно в период кризисных спадов воспроизводства. Подъему производства способствует и инфляционный прилив спроса на акции (реальная процентная ставка снижается, и сбережения надо как-то спасать - превращая их, скажем, в акции корпораций). Поэтому в 60-начале 70-х гг. правительства многих стран, опираясь на кейнсианские взгляды, преднамеренно провоцировали инфляционные бумы, используя их в качестве средства краткосрочного регулирования экономики.
Однако с точки зрения долгосрочной перспективы в этих эффектах - с точки зрения монетаристов - нет ничего положительного. Более того, в них заложены немалые потери для экономики. Рано или поздно приходится применять радикальные и весьма болезненные в социальном отношении антиинфляционные меры: увеличение безработицы, снижение жизненного уровня и др.
Негативные последствия инфляции:
Перераспределение доходов и богатства, при котором одни предприниматели, домохозяйства выигрывают за счет других. Такое перераспределение связано с существованием так называемого инфляционного налога. Сущность данного налога заключается в потере реальных доходов населения вследствие их обесценения. Инфляционный налог определяется по формуле:
Inf. T = Cp + D (i - p), где С - наличность, р - темп инфляции, D - депозиты, i - номинальная ставка процента.
Инфляционный налог ведет к перераспределению денежного богатства в пользу тех, кто стоит ближе к правительственным бюджетным субсидиям, льготам и вообще богатых граждан страны. Ведь последняя категория лиц может в значительной степени "уклониться" или уменьшить бремя инфляционного налога, купив недвижимость, обратив свои денежные активы в твердую валюту или положив деньги в банк. Хоть и в банке деньги обесцениваются, но все-таки номинальная процентная ставка уменьшает величину обесценения. Бедные же слои населения все свои денежные доходы тратят на текущее потребление, следовательно несут бремя инфляционного налога. Президент Бразилии Ф.Э. Кардозо, добившийся снижения инфляции в этой стране летом 1994 г. (за один месяц с 50 до 1%), говорил: "Если бы я был дьяволом и хотел изобрести налог на бедных, я бы не придумал ничего лучшего, чем инфляция". Следует подчеркнуть, что инфляционный налог платят не только домохозяйства, но и фирмы, так как при инфляции обесцениваются их оборотные средства.
Для каждой социальной группы, для отдельных фирм и государства существуют своя критическая точка инфляции. Первыми ее достигают пенсионеры и студенты; за ними следуют рабочие и служащие, мелкие производители и, наконец, крупные предприниматели. Существует определенная критическая точка и для государства. Развитие инфляции снижает поступления от прямых и косвенных налогов, последовательно уменьшает прибыльность каждой новой денежной эмиссии.
Прежде всего от непредвиденной инфляции проигрывают лица с относительно фиксированными номинальными доходами: пенсионеры, студенты, землевладельцы, лица, сдающие квартиры в аренду. На некоторых рынках можно устанавливать цены на короткий срок и мгновенно изменять их (продовольствие, промышленное сырье). А вот арендная и квартирная плата может быть изменена с большими сложностями и издержками.
Проигрывают и работники государственных предприятий, и государственные служащие (доходы которых определены фиксированной тарифной сеткой). В государственном секторе рыночной экономики товарные цены пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. Для изменения тарифов на газ, электроэнергию, телефон и т.п., требуется разрешение вышестоящих организаций. Выходом здесь может стать выделение в государственном секторе мелких и средних самостоятельных предприятий, способных строить собственную ценовую стратегию. Выигрывают же в период инфляции те преимущественно частные фирмы, которые способны с избытком переложить повышение своих издержек на других.
Теряют от инфляции владельцы сбережений, теряющие свою покупательную способность (срочные счета в банках, страховые полисы и т.п.). Избавиться же от потерь сбережений невозможно из-за непредсказуемости и несбалансированности инфляции. При инфляции невыгодно давать в долг не только по фиксированной, но даже по нарастающей ставке. В США бум жилищного строительства в 70-е г.г. финансировался за счет кредиторов - это был период достаточно сильной непредсказуемой инфляции. В России Сбербанк обогатился на обесценении сбережений населения в январе 1992 г.
Проигрывают лица наемного труда, если коллективный договор заключен на несколько лет вперед, а профсоюз ослаб (например, по причине убыточности данной отрасли) и не может отстоять перезаключение договора. Рабочие же монополизированных предприятий могут и выиграть. Хотя враждебное отношение к инфляции проявляется у всех людей, в том числе и выигрывающих в ней. Примером может быть уровень квартплаты. Многие не замечают, что она повышается медленнее, чем доходы. К тому же многие люди склонны преувеличивать свой вклад в благосостояние семьи: если зарплата выросла в 1000 раз, то мы приписываем это собственным заслугам, а в повышении цен в 800 раз обвиняем правительство. Обычно каждая семья одновременно и проигрывает, и выигрывает в период инфляции. Являясь держателем активов с фиксированной стоимостью (срочные счета, облигации, страховые полисы), семья проигрывает. Но одновременно как обладатель недвижимости (дом, гараж, земля), она может компенсировать потери.
В некоторой степени выигрывает федеральное правительство за счет владельцев государственных облигаций, которые погашаются инфляционными деньгами. Механизм: рефинансирование государственного внутреннего долга до стремительной инфляции, и лишь тогда производится выкуп. Таким образом, инфляция облегчает правительству реальное бремя государственного долга. Поэтому правительство, крупно задолжавшее народу, едва ли захочет остановить инфляцию. Выход: заставить государство покрывать бюджетный дефицит иностранной валютой, которая не обесценивается. Подобное требование выдвигается в Бразилии, правительство которой длительное время использовало инфляцию для покрытия своего внутреннего долга.
Происходящее в инфляционной экономике перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения подрывает социальную стабильность в общества и усиливает социальное расслоение.
Скрытая конфискация денежных средств через налоги. Правительство за счет населения не только сокращает свои расходы, но и повышает доходы. Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы и фирмы во все более состоятельные, не разбирая - возрос доход реально или номинально. Выходом здесь может стать лишь своевременная индексация налоговых порогов. Но этот выход не способен решить проблему несправедливости: в условиях несбалансированной инфляции такая индексация усиливает дифференциацию в доходах за счет усиленного "потопления" проигрывающих при инфляции.
Искаженность, недостаточность экономической (особенно ценовой) информации, необходимой для принятия решений, составления бизнес-планов, выбора вариантов. Возрастают издержки, связанные с адаптацией к постоянным изменениям, подготовкой к множеству сценариев экономики завтрашнего дня. Затрудняется и проведение правительством своей долгосрочной экономической политики.
Ускоренная материализация денежных средств, т.е. паническая, чрезмерная скупка средств производства и предметов потребления и, как результат такого "бегства от денег" - затоваривание складских помещений, захламление квартир. Вследствие ажиотажного спроса падает предельная склонность к сбережению.
Падение реального процента за кредит. В результате и уменьшающиеся сбережения опять-таки не идут в банки и не превращаются в инвестиции. Нарастающий инвестиционный голод подрывает базу для экономического роста страны.
Разрушение денежной системы страны, иностранные денежные знаки начинают вытеснять национальную валюту в денежном обороте, расцветает бартер.
Некоторым положительным следствием инфляции вначале может считаться высокая, хотя и неполная занятость. Но оно в дальнейшем оборачивается опять-таки отрицательной стороной: относительная победа над инфляцией, дезинфляция обычно сопровождается ускорением спада промышленности, увеличением числа остановленных предприятий, обострением кризиса сбыта, ростом числа безработных. Дезинфляция в России в 1996-98 гг. привела к заметному сокращению налоговых поступлений в бюджет - из-за заложенного в него более высокого темпа роста цен. В то же время все субъекты требуют от государства планового расходования бюджетных средств. Следовательно, бюджет может пострадать не только из-за ускорения инфляции (эффект Оливьера-Танзи), но и в случае ее торможения. Это обстоятельство должно ориентировать правительство на поиск таких параметров изменения цен, при которых бюджетный дефицит был бы наименьшим.