Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»




Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

За основу проектирования структуры и содержания при­мерной программы принят модульный принцип ее построе­ния и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антиэкстремистского и антитерро­ристического поведения.

Место учебного предмета «ОБЖ» в базисном учебном плане.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в со­ответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неде­лю для каждой параллели (всего 105 ч).

При составлении рабочей программы образовательное уч­реждение может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю).

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

• развитие личностных, в том числе духовно-нравствен­ных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внут­ренних угроз; -

• формирование антиэкстремистского и антитеррористи­ческого мышления, потребностей соблюдать нормы здорово­го образа жизни, осознанно выполнять правила безопаснос­ти жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к инди­видуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются (например):

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опас­ных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по­следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять при­чинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выби­рать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безо­пасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуаль­ные подходы к обеспечению личной безопасности в повсе­дневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; и т.д.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

понимание необходимости обороны государства и под­готовки граждан к военной службе;

формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;

формирование антиэкстремистской и антитеррористиче­ской личностной позиции;

понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

знание основых опасных и чрезвычайных ситуаций при­родного, техногенного и социального характера, включая экс­тремизм, и терроризм и их последствия для личности, обще­ства и государства;

• знание и умение применять правила поведения в усло­виях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умение оказать первую помощь пострадавшим;

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обста­новки.

Модульный принцип позволяет:

• эффективнее организовать учебно-воспитательный про­цесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в обла­сти безопасности, а также более полно использовать меж­предметные связи при изучении тематики учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

• структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5—9 классах.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме оп­ределенного учебного времени.

Структурно примерная программа представлена пятью разделами, охватывающими весь объем содержания, опреде­ленный для основной школы по предмету ОБЖ.

При этом раздел 1 «Основы комплексной безопасности» (может изучаться в 5—9 классах) и раздел 2 «Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций» (может изу­чаться в 7—9 классах) обеспечивают формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля I «Основы противодействия терроризму и экстремиз­му в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, фор­мирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершения тер­рористического акта. Изучение раздела 3 модуля I преду­смотрено в 5, 7, 9 классах.

Раздел 4 «Основы здорового образа жизни» и раздел 5 «Ока­зание первой помощи» решают задачи формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать самопо­мощь и первую помощь пострадавшим.

Основное содержание

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

1.1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Безопасность на дорогах.Безопасность в быту.Безопасность на водоемах.Экология и безопасность.Опасные ситуации социального характера.

1.2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях. Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопас­ности. Обеспечение безопасности при автономном существова­нии человека в природной среде.

1.3. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социаль­ного характера.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвы­чайных ситуаций.

2.1 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде­рации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...