Примерное тематическое планирование. Вариант 1 Основы безопасности жизнедеятельности, 7-9 классы (105 ч)
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности (на уроке учебных действий)
|
Модуль 1. Основы безопасности личности общества и государства
|
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (35 ч.)
|
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (10 ч)
Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров.
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Правила безопасного поведения при пожаре в жилом ил и общественном здании.
Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия.
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
| Знакомиться с причинами возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Изучать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Заучивать правила безопасного поведения при пожаре, в том числе выбирать наиболее эффективный способ предотвращения возгорания, правила эвакуации, оказания помощи младшим, престарелым и т.д.
Исследовать причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения, правила дорожного движения. Осваивать правила безопасного поведения на дорогах.
|
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
|
Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека.
Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
Безопасность на водоемах Водоемы.
Особенности состояния водоемов в различное время года.
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящим бедствие на воде.
Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Опасные ситуации социального характера Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте
| Характеризовать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Знакомиться с мерами безопасности в быту. Учиться понимать инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различать предметы бытовой химии. Выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.
Описывать состояние водоемов в различное время года.
Объяснять правила поведения на водоемах. Осваивать способы обеззараживания воды для питья и приготовления пищи. Определять места водозабора. Применять правила само- и взаимопомощи терпящих бедствие на воде.
Находить информацию об экологической обстановке в местах проживания и возможных опасных ситуациях в области экологии. Оценивать состояние окружающей среды. Планировать возможный перечень мероприятий, проводимых по защите здоровья населения, в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Применять правила безопасного поведения на улице, дома, в общественном месте.
Анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения. Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения.
Вырабатывать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни для профилактики опасных ситуаций в быту
|
2. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера (25 ч)
Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты
|
Различать чрезвычайные ситуации геологического, метеорологического, гидрологического, биологического происхождения.
Объяснять причины возникновения различных чрезвычайных ситуаций природного характера. Сопоставлять возможные последствия чрезвычайных ситуаций.
Классифицировать чрезвычайные ситуации по месту возникновения и последствиям. Моделировать выполнение правил поведения при возникновении конкретной чрезвычайной ситуации природного характера.
Характеризовать причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия.
Учиться различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Определять потенциально опасные объекты в районе проживания.
|
Основное содержание по темам
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
|
Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрыво- и пожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техно-генного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Современный комплекс проблем безопасности социального характера Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. ' Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера
| Знакомиться с рекомендациями специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Знакомиться с внешними и внутренними угрозами национальной безопасности России. Характеризовать систему защиты населения от чрезвычайных ситуаций социального характера в Российской Федерации. Объяснять безопасные действия в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера. Исследовать влияние человеческого фактора на последствия чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Анализировать эффективность рекомендаций специалистов по безопасному поведению в условиях различных чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Классифицировать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
|
Раздел 2. Защита населения Российской федерации от чрезвычайных ситуаций (23 ч)
|
1. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (23 ч)
Правовые основы обеспечения защиты населения
от чрезвычайных ситуаций
Положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области безопасности, определяющие защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее задачи.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности страны, ее задачи и предназначение.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Роль МЧС России в формировании современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
| Знакомиться с правовыми основами обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций, с основными мероприятиями, проводимыми в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Различать организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.
Характеризовать основные мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Определять правила оповещения и эвакуации населения и правила использования средств защиты. Анализировать права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Отработать действия по сигналам оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.
|
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (13 ч.)
|
1. Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской федерации (4 ч)
Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
Положения Конституции Российской федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
Организационные основы структуры противодействия наркотизму в Российской Федерации Национальный антитеррористический комитет (НАК).
Деятельность Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской федерации (ФСКН России) по остановке развития наркосисте-мы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.
|
Знать основные проявления и опасности международного терроризма и наркотизма. Характеризовать законодательную и нормативно-правовую базу по организации борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
Характеризовать государственную политику противодействия наркотизму.
Объяснять последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Изучать нормативно-правовую базу борьбы с наркобизнесом.
|
2. Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч)
Указ Президента Российской Федерации «О мерах противодействия терроризму в Российской Федерации»
Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма
Контртеррористическая операция. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
| Анализировать и обсуждать эффективность мероприятий, проводимых в Российской федерации по борьбе с терроризмом.
Характеризовать понятие «контртеррористическая операция».
Приводить примеры применения Вооруженных Сил в борьбе с терроризмом.
|
3. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч)
Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения
Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения.
Готовность оказывать помощь государству в противодействии терроризму.
Профилактика террористической деятельности Противодействие стрессовым факторам
| Моделировать собственное поведение с целью противодействия вовлечению в террористическую деятельность и наркозависимость. Анализировать влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Формировать антитеррористическое поведение
|
4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности (1 ч)
Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответ-.ственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.
Административная ответственность за антиобщественную деятельность
| Иметь представление о неотвратимости наказания за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Делать сравнительный анализ тяжести наказаний за отдельные виды преступлений
|
5. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (2 ч)
Наиболее опасные террористические акты Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва
Признаки, по которым можно судить о возникновении опасности взрыва. Правила безопасного поведения, если взрыв произошел. Как действовать, если вас завалило обломками стен.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники
Правила поведения в случае захвата в заложники. Правила поведения при нападении с целью похищения. Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке
| Описывать виды террористических актов, их цели и способы осуществления.
Исследовать виды террористических актов иихпоследствий.
Моделировать ситуации (правила) при захвате в заложники или похищении.
Характеризовать признаки возможного возникновения взрыва и правила безопасного поведения во время взрыва.
Анализировать возможные последствия терактов. Определять свои возможности безопасного поведения. Вырабатывать варианты своего поведения при угрозе возникновения теракта.
Характеризовать правила безопасного поведения во время захвата самолета и при перестрелке
|
Модуль 2. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи
|
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (24 ч)
|
1. Здоровый образ жизни и его составляющие (12ч)
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность.
Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Социально-демографические процессы в России и безопасность государства.
Особенности физического развития человека; особенности психического развития человека; развитие и укрепление чувства зрелости; развитие волевых качеств.
Социальное развитие человека и его взаимоотношения с окружающими людьми. Формирование личности человека, значение и роль его взаимоотношений со взрослыми, родителями, сверстниками.
Взаимоотношения человека и общества. Составляющие здорового образа жизни Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья.
Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека.
2. Факторы, разрушающие здоровье (9 ч)
Вредные привычки и их влияние на здоровье Вредные привычки - основные понятия. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих.
Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и ее отрицательные последствия для здоровья человека.
Профилактика вредных привычек. Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. СПИД — угроза здоровью, личности и обществу. Профилактика инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции
| Изучать особенности индивидуального здоровья, репродуктивного здоровья.
Характеризовать социально-демографические процессы и сопоставлять их с безопасностью государства.
Описывать особенности физического, психического, социального развития человека. Характеризовать составляющие здорового образа жизни.
Овладевать правилами позитивных взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, обществом.
Формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья. Анализировать состояние своего здоровья.
Определять влияние индивидуальной системы здорового образа жизни на обеспечение личного благополучия, на сохранение и укрепление здоровья. Анализировать собственные поступки, негативно влияющие на здоровье, и формировать индивидуальную систему здорового образа жизни. Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни (режим дня, программу закаливания, питания, взаимоотношений с окружающими и т.д.)
Характеризовать основные факторы, разрушающие здоровье (вредные привычки, ранние половые связи); последствия для здоровья человека вредных привычек и ранних половых связей. Выявлять ситуации, потенциально опасные для здоровья.
Анализировать влияние внешних факторов и вредных привычек на состояние собственного здоровья. Формулировать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактики вредных привычек
|
3. Правовые аспекты взаимоотношений полов
9 ч)
Семья в современном обществе
Законодательство и семья.
Основы семейного права в Российской федерации.
Брак и семья, основные понятия и определения.
Семья и здоровый образ жизни, основные функции семьи.
Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей
| Описывать основы семейного законодательства. Анализировать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека. Моделировать ситуации, требующие знания образцов культуры общения и взаимной ответственности в семье
|
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (10 ч)
|
1. Оказание первой помощи (1 ч)
Первая помощь и правила ее оказания Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека. Основные правила оказания первой помощи при различных видах повреждений. Средства оказания первой помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства. Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.
Наиболее часто встречающиеся Инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики
| Знакомиться с общей характеристикой различных повреждений и травм.
Учиться применять правила оказания первой помощи при различных видах повреждений. Анализировать возможные последствия различных повреждений и травм.
Владеть основными приемами оказания первой помощи
|
2. Первая помощь при неотложных состояниях (8ч)
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при отравлении. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении
| Характеризовать неотложные состояния, требующие оказания первой помощи.
Накладывать повязки, оказывать первую помощь при отравлениях, ссадинах, ушибах, порезах и т. д.
Овладевать способами остановки кровотечения, оказания помощи утопающим в выполнении искусственного дыхания, непрямого массажа сердца. Анализировать возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи.
Отрабатывать приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях
|
3. Первая помощь при массовых поражениях (1 ч)
Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях Основные причины возникновения массового поражения людей в природных, техногенных и социальных условиях.
Основные мероприятия, проводимые в местах массового поражения людей (извлечение пострадавшего из-под завала, введение обезболивающих средств, освобождение верхних дыхательных путей и Др.)
| Исследовать причины массовых поражений людей в условиях природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций, систему мер по защите населения в случае возникновения массовых поражений.
Моделировать мероприятия по оказанию помощи населению в местах массовых поражений. Анализировать возможные последствия массовых поражений и способы оказания первой помощи. Отрабатывать приемы оказания первой помощи при массовых поражениях
|